Определение инновации, классификация инноваций

ЛЕКЦИЯ 1

Тема 1. Инновационный менеджмент: необходимость возникновения и основн6ые черты

История развития ИМ

Определение инновации, классификация инноваций

Типизация инноваций

В последнее время практика традиционного менеджмента, непосредствен­но связанного с предпринимательством, столкнулась с новой категорией про­блем.

Первоначально наука развивалась, прежде всего, под влиянием внешних воздействий, реагируя на обнаружившиеся потребности производства и жизнедеятельности человека. Создание новых знаний шло без управления извне. Но затем стала очевидной необходимость управления процессом формирования инноваций. Возникла наука, изучающая воздействие внутренних факторов, от­ражающих логику создания новых знаний.

Менеджеры стали управлять процессами диагностирования и формирова­ния коллективов, участвующих в разработке конкретной темы отрасли знаний, отбора кандидатур для таких коллективов, а также созданием материальной, инвестиционной и социальной базы их деятельности.

Перед менеджментом возникла задача мониторинга потребительской сфе­ры, проведенного с точки зрения управления созданием новых знаний. Эта проблема могла быть решена лишь при глубоком переосмыслении всей сущно­сти менеджмента и состыковке его с инновационным менеджментом.

Поэтому возникла потребность управления творческим потенциалом соз­дателей новых знаний, направленного на ускорение их реализации, на повыше­ние эффективности связи науки и практики.

Новые решения, полученные в рамках бизнеса, не всегда находят примене­ние в нужном направлении и в требующихся масштабах, что и вызывает необ­ходимость управления внедрением новшеств.

В конце XX столетия проблемы управления процессами создания новых знаний, творческим потенциалом, освоением новшеств, социальными и психо­логическими аспектами нововведений небывало обострились, что и обусловило появление нового направления в традиционном менеджменте – инновационного менеджмента.

В начале 20-в понятие Инновация стало обязательна для технических нововведений. Понятие ввел австрийский ученый Шумпетер в работе «Теория экономичесго развития»(1911). Тогда еще не говорилось об инновациях, а речь шла о новых комбинациях изменений в развитии.

В 30-е г. Шумпетер уже использовал понятие Инновации - это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В нашей стране об Инновации как инструменте и методе социально-экономического развития впервые заговорили в к.70-н. 80 гг. Первые работы носили социальный характер. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике.

 

Определение инновации, классификация инноваций

Под инновацией (нововведением) - Подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделан­ного открытия, качественно отличающийся от предшествующего аналога. Ин­новация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми по­требительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.

Понятие "инновация" применяется ко всем новшествам, как в производст­венной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии.

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.

Процессы обновления связаны с рыночными отношениями. Основная мас­са инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, хозяйственных и ком­мерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функ­ционирования, экономического роста и конкурентоспособности.

Особенности инновационных процессов, учет которых необходим при соз­дании организационно-экономического механизма управления вытекают из преобладающего типа нововведений, образующих данные процессы.

Важным этапом анализа инноваций является их классификация по ряду основополагающих признаков.

- По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические.

Реактивные - это инновации, обеспечивающие выживание фирмы, воз­никшие как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.

Стратегические инновации - это нововведения, внедрение которых носитупреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преиму­ществ в перспективе.

По предмету и сфере приложения инновации делятся на:

1. Продуктовые инновации, охватывающие внедрение новых или усовершенствованных продуктов и услуг.

2.Рыночные инновации, открывающие новые сферы применений продукта или позволяющие реализовывать услугу на новых рынках.

3. Инновации-процессы (технологии, организация производства и управленче­ские процессы).

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными на основе нового способа, примененного к открытым яв­лениям.

По роли в процессе производства можно выделить основные и дополни-

тельные инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе создания новых отраслей. Дополняющие продуктовые иннова­ции расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологиче­ские инновации - составляют базис крупных технологических систем. Дополнительные технологические инновации - развивают имеющиеся базовые тех­нологии.

По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах экономики.

По направленности воздействия на процесс производства инновации под­разделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие. Расши­ряющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные от­расли и рынки имеющихся отрасдеформирующих базисных инноваций. Ра­ционализирующие инновации нацелены на существенное усовершенствование базисных инноваций. Замещающие инновации предназначены для замены од­них, старых продуктов или технологий другими новыми, основанными на вы­полнении тех же функций. (Например, замена газовых фонарей электрическими светильниками.)

 

 

Типизация инноваций

Существуют пять основных подходов к типизации:

1. В рамках объектного подхода в качестве объекта инновации выступает результат научно-технического прогресса: новая техника и технология. Соответственно различаются:

- базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирование новых поколение и направлений техники. (Например, замена парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.)

- улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие в сферах распространения и стабильного развития научно-технического цикла. (Например, повышение КПД двигателя внутреннего сгорания, переход от катушечных магнитофонов кассетным и т.д.).

- псевдоинновации (или рационализирующие инновации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс. (Например, усовершенствование паровоза или керосиновой лампы.)

2. В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей - товаров, техники, технологии, организационных форм.

3. В рамках объектно-утилитарного подхода в качестве инновации понимается объект - новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники, при этом акцент делается на утилитарной стороне нововведения - его способности удовлетворять общественные потребности с большим полезным эффектом.

4. Процессно-утилитарный подход рассматривает инновацию как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

5. В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Основываясь на известных подходах, для создания системы управления инновациями был построен следующий классификатор инноваций.

Типизация инноваций позволяет:

1. осуществлять "привязку" к типу инноваций того или иного типа стратегии;

2. создавать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций (организационно-экономический механизм, являющийся подсистемой инновационной стратегии);

3. определять положение, формы реализации и продвижения продукта, которые также будут неодинаковы в зависимости от различных типов инноваций.

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на исполь­зование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускае­мой продукции, товаров и услуг, совершенствования технологии их изготовле­ния с последующим внедрением и эффективной реализацией на рынке.

Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

При осуществлении инновационной деятельности различаются объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработки тех­ники и технологий предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны. Субъек­ты инновационной деятельности - юридические лица независимо от организа­ционно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностран­ные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности.

Постоянные нововведения - главный фактор преуспевания на рынке любой фирмы.

В настоящее время быстро сокращается жизненный цикл продукта или ус­луги, резко обостряется конкуренция, повышаются требования потребителя продукции. Чтобы выжить в такой обстановке фирма вынуждена непрерывно улучшать и преобразовывать свои продукты, совершенствовать производствен­ные и управленческие процессы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: