ЛЕКЦИЯ 1
Тема 1. Инновационный менеджмент: необходимость возникновения и основн6ые черты
История развития ИМ
Определение инновации, классификация инноваций
Типизация инноваций
В последнее время практика традиционного менеджмента, непосредственно связанного с предпринимательством, столкнулась с новой категорией проблем.
Первоначально наука развивалась, прежде всего, под влиянием внешних воздействий, реагируя на обнаружившиеся потребности производства и жизнедеятельности человека. Создание новых знаний шло без управления извне. Но затем стала очевидной необходимость управления процессом формирования инноваций. Возникла наука, изучающая воздействие внутренних факторов, отражающих логику создания новых знаний.
Менеджеры стали управлять процессами диагностирования и формирования коллективов, участвующих в разработке конкретной темы отрасли знаний, отбора кандидатур для таких коллективов, а также созданием материальной, инвестиционной и социальной базы их деятельности.
|
|
Перед менеджментом возникла задача мониторинга потребительской сферы, проведенного с точки зрения управления созданием новых знаний. Эта проблема могла быть решена лишь при глубоком переосмыслении всей сущности менеджмента и состыковке его с инновационным менеджментом.
Поэтому возникла потребность управления творческим потенциалом создателей новых знаний, направленного на ускорение их реализации, на повышение эффективности связи науки и практики.
Новые решения, полученные в рамках бизнеса, не всегда находят применение в нужном направлении и в требующихся масштабах, что и вызывает необходимость управления внедрением новшеств.
В конце XX столетия проблемы управления процессами создания новых знаний, творческим потенциалом, освоением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений небывало обострились, что и обусловило появление нового направления в традиционном менеджменте – инновационного менеджмента.
В начале 20-в понятие Инновация стало обязательна для технических нововведений. Понятие ввел австрийский ученый Шумпетер в работе «Теория экономичесго развития»(1911). Тогда еще не говорилось об инновациях, а речь шла о новых комбинациях изменений в развитии.
В 30-е г. Шумпетер уже использовал понятие Инновации - это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
В нашей стране об Инновации как инструменте и методе социально-экономического развития впервые заговорили в к.70-н. 80 гг. Первые работы носили социальный характер. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике.
|
|
Определение инновации, классификация инноваций
Под инновацией (нововведением) - Подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличающийся от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.
Понятие "инновация" применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии.
Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.
Процессы обновления связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, хозяйственных и коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности.
Особенности инновационных процессов, учет которых необходим при создании организационно-экономического механизма управления вытекают из преобладающего типа нововведений, образующих данные процессы.
Важным этапом анализа инноваций является их классификация по ряду основополагающих признаков.
- По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические.
Реактивные - это инновации, обеспечивающие выживание фирмы, возникшие как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.
Стратегические инновации - это нововведения, внедрение которых носитупреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.
По предмету и сфере приложения инновации делятся на:
1. Продуктовые инновации, охватывающие внедрение новых или усовершенствованных продуктов и услуг.
2.Рыночные инновации, открывающие новые сферы применений продукта или позволяющие реализовывать услугу на новых рынках.
3. Инновации-процессы (технологии, организация производства и управленческие процессы).
По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными на основе нового способа, примененного к открытым явлениям.
По роли в процессе производства можно выделить основные и дополни-
тельные инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе создания новых отраслей. Дополняющие продуктовые инновации расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические инновации - составляют базис крупных технологических систем. Дополнительные технологические инновации - развивают имеющиеся базовые технологии.
По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах экономики.
По направленности воздействия на процесс производства инновации подразделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие. Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся отрасдеформирующих базисных инноваций. Рационализирующие инновации нацелены на существенное усовершенствование базисных инноваций. Замещающие инновации предназначены для замены одних, старых продуктов или технологий другими новыми, основанными на выполнении тех же функций. (Например, замена газовых фонарей электрическими светильниками.)
|
|
Типизация инноваций
Существуют пять основных подходов к типизации:
1. В рамках объектного подхода в качестве объекта инновации выступает результат научно-технического прогресса: новая техника и технология. Соответственно различаются:
- базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирование новых поколение и направлений техники. (Например, замена парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.)
- улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие в сферах распространения и стабильного развития научно-технического цикла. (Например, повышение КПД двигателя внутреннего сгорания, переход от катушечных магнитофонов кассетным и т.д.).
- псевдоинновации (или рационализирующие инновации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс. (Например, усовершенствование паровоза или керосиновой лампы.)
2. В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей - товаров, техники, технологии, организационных форм.
3. В рамках объектно-утилитарного подхода в качестве инновации понимается объект - новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники, при этом акцент делается на утилитарной стороне нововведения - его способности удовлетворять общественные потребности с большим полезным эффектом.
4. Процессно-утилитарный подход рассматривает инновацию как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.
5. В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.
Основываясь на известных подходах, для создания системы управления инновациями был построен следующий классификатор инноваций.
|
|
Типизация инноваций позволяет:
1. осуществлять "привязку" к типу инноваций того или иного типа стратегии;
2. создавать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций (организационно-экономический механизм, являющийся подсистемой инновационной стратегии);
3. определять положение, формы реализации и продвижения продукта, которые также будут неодинаковы в зависимости от различных типов инноваций.
Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, товаров и услуг, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на рынке.
Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.
При осуществлении инновационной деятельности различаются объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны. Субъекты инновационной деятельности - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности.
Постоянные нововведения - главный фактор преуспевания на рынке любой фирмы.
В настоящее время быстро сокращается жизненный цикл продукта или услуги, резко обостряется конкуренция, повышаются требования потребителя продукции. Чтобы выжить в такой обстановке фирма вынуждена непрерывно улучшать и преобразовывать свои продукты, совершенствовать производственные и управленческие процессы.