Загадочный мир особого ребенка

И. И. Мамайчук

помощь ПСИХОЛОГА

ДЕТЯМ С АУТИЗМОМ

Мамайчук И. И.

М22  Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.

ISBN 5-9268-0633-Х

Книга известного специалиста посвящена одной из самых острых проблем современной специальной психологии — детскому аутизму. Основанный на богатом опыте работы автора с аутичными детьми, представленный материал отвечает как диагностическим, так и коррекционным задачам в практике психолога. Эта книга поможет специалистам, работающим с детьми с аутизмом, а также позволит родителям, имеющим детей с отличительными особенностями, лучше понять их таинственный мир.

ББК88.4

© И. И. Мамайчук, 2007 © Издательство «Речь», 2007 ISBN 5-9268-0633-Х                                          



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................5

Загадочный мир особого ребенка...............................................................7

ЧАСТЬ I. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА...............................................................................9

Глава 1. История изучения проблемы раннего детского аутизма.......11

Глава 2. Причины, клиническая картина и классификация раннего детского аутизма...........18

Глава 3. Клинико-психологические особенности

детей с аутизмом....................................................................................31

Список литературы.....................................................................................37

ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ..................................................41

Глава 4. Особенности психического развития детей с аутизмом

на первом году жизни............................................................................43

Глава 5. Особенности психического развития детей с ранним детским аутизмом в преддошкольном возрасте..................................................64

Глава 6. Особенности развития перцептивных и мнемических

функций у детей с аутизмом дошкольного возраста............................84

Глава 7. Особенности интеллектуального и речевого развития детей с аутизмом дошкольного возраста.........................................................98

Список литературы...................................................................................108

ЧАСТЬ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РАННИМ

ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ........................................................................111

Глава 8. Психологическое консультирование в системе

психологической помощи детям с ранним детским аутизмом.......... 113

Глава 9. Психологическое сопровождение детей и подростков

с ранним детским аутизмом................................................................126

Глава 10. Психологическая поддержка родителей детей с аутизмом......139

Глава 11. Теоретические и методологические проблемы

психологической коррекции детей и подростков с проблемами

в развитии.............................................................................................149

Глава 12. Основные направления психологической коррекции

детей с аутизмом.................................................................................159

Глава 13. Организация психокоррекционных занятий с детьми

с ранним детским аутизмом...............................................................168

Глава 14. Психологическая коррекция гностических и речевых

процессов у детей с аутизмом..............................................................179

Глава 15. Игровая психологическая коррекция при раннем детском

аутизме..................................................................................................199

Глава 16. Холдинг-терапия в системе психологической помощи

детям с аутизмом..................................................................................218

Глава 17. Психологическая коррекция страхов у детей с аутизмом........225

Глава 18. Этапы и специфика психологической коррекции детей с

тяжелой степенью аффективной патологии.......................................248

Глава 19. Социальная адаптация детей и подростков с аутизмом.

Проблемы и перспективы....................................................................256

Список литературы...................................................................................276

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................280

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................ 283

Введение

Дорогим детям, их родителям в

специалистам, самоотверженно помогающим аутичным детям, посвящается эта книга.

ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ОСОБОГО РЕБЕНКА

Еще двадцать назад лет проблема раннего детского аутизма не стояла так остро, как сегодня. Отечественных исследовательских работ по данной проблеме практически не было. Да и на протяжении моей многолетней работы с детьми с проблемами в развитии дети с аутизмом встречались очень редко. В большинстве случаев речь шла о довольно странных для детского возраста заболеваниях, таких как «олигофрения на фоне шизофренического дефекта», «шизофрения» разных форм, начиная от вялотекущей и до паранойяльной формы, диагностируемые даже в трехлетнем возрасте, «шизофренический дефект», «шизоидная психопатия с олигофреническим дефектом» и пр. Наблюдение за этими детьми осуществлялось в психоневрологических диспансерах. Нередко врачи-психиатры категорично заявляли родителям о неперспективности их лечения и даже обреченности и рекомендовали определить ребенка в специализированные учреждения: дома ребенка, интернаты, где они полностью лишались эмоциональных контактов, которые возможны только в семье. Так эти дети еще глубже погружались в собственный загадочный мир.

Какие они, дети-аутисты? Что скрывается за их отрешенным, красивым лицом, за их «странными», непонятными для нас поступками? Почему случается так, что никогда прежде не разговаривавший ребенок на занятиях с психологом или в эмоциональном порыве произносит не только слова, но и целые фразы? Почему отрешенный от окружающего мира ребенок, похожий на слепоглухонемого, увидев малыша с детским церебральным параличом в коляске, подходит к нему, целует и гладит его ноги? Почему мои студенты, занимающиеся с детьми-аутистами, становятся отличными детскими психологами? Как можно объяснить, что многие люди, работающие с детьми с Проблемами в развитии, не только с детьми-аутистами, отличаются высоким нравственным потенциалом, великодушием и повышенной чувствительностью к проблемам человека?

Долгие годы работая с детьми с проблемами в развитии, я все больше убеждаюсь, что не только дети нуждаются в нашей помощи, но и мы, и все наше общество нуждается в них. Но как мало у нас знаний об их загадочном мире... Мы пугаемся, когда видим детей-инвалидов на улице в сопровождении родителей, и нередко думаем: насколько несчастны, должно быть, родители, имеющие такого ребенка. Мы не видим детей, которые так нуждаются в нас, находясь за толстыми стенами специализированных интернатов с зарешеченными окнами и высокими заборами. Нередко мы запрещаем нашему собственному ребенку общаться с такими детьми. Да, у нас есть готовность дать этим детям милостыню, оказать гуманитарную помощь и послать им игрушку, но мы не готовы понять этих детей, заглянуть в их внутренний мир. В суете и каждодневных заботах нам кажется, что нам этого не нужно, это расстроит, огорчит нас. Как мы не правы! Эти дети такие же, как и мы. Они любят нас и хотят быть любимыми. Они хотят, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть. Но чтобы мы могли это сделать, прежде всего нам необходимо больше знать о них, общаться с ними, быть способными заглянуть в их мир и разгадать их «странные» желания и поступки.

Надеюсь, что эта книга поможет специалистам, работающим с детьми с аутизмом, а также родителям — не только тем, кто столкнулся с этой проблемой, но и имеющим детей с другими отличительными особенностями — разобраться в проблемах своего ребенка и в своих трудностях во взаимодействии с ним и, главное, помочь ребенку и себе.

Доктор психологических наук, профессор И. И. Мамайчук




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: