Понятие ценностей, их классификация, коллизии и иерархия

Что такое ценности? Типология ценностей

Любая общественная наука в той мере, в какой она не ограничивается описанием и систематизацией явлений, раскрытием их взаимосвязей, анализом причин, но и пытается выработать отношение к эмпирическому материалу, исходит из набора априорных принципов, воспринимаемых как нечто безусловное, само собой разумеющееся. Эти принципы диктуются мировоззрением, в котором уместно различать сугубо философские и этические, или нравственные, начала. Первые представляют собой методологический подход к решению основополагающих проб­лем бытия и сознания. Вторые предназначены для различения добра и зла. Они получили название нравственных ценностей.

Слово «ценности» многозначно. Его удачное общее определение дал видный болгарский юрист Н. Неновски: ценностями называют все то, что вызывает к себе положительное отношение, рассматривается как благо, добро, польза, должное. Они представляют собой цели, к которым люди стремятся и связаны с удовлетворением их потребностей241.

Ценности столь же разнообразны, как и стремления людей. Они подразделяются на утилитарные, или материальные, «предметные», и духовные, идеальные. Последние называют также «субъектными»242, так как они существуют не сами по себе в виде конкретного явления, предмета или услуги, а лишь в сознании людей (субъектов). Субъектные (идеальные) ценности – это те свойства, благодаря которым предметы, явления или действия заслуживают одобрение или становятся объектом желаний243. Русский литературовед и публицист Д.Н. Овсянико-Куликовский подчеркивал, что «по самой природе своей, эти блага или ценности не имеют объективного бытия вне человеческой личности»244.

Предметные ценности совпадают с интересами. Субъектные ценности иногда побуждают действовать вопреки своим интересам. Можно говорить об индивидуальных, групповых, классовых, национальных интересах. Субъектные ценности, с учетом их отвлеченного характера, общие. Если они и не разделяются всеми, то в каждом обществе есть господствующие ценности. Далеко не все руководствуются признанными ценностями. Люди часто прибегают к обману, преступлениям, несправедливости и оправдывают такие поступки как необходимые средства для достижения своих целей. Но никто не возводит обман и преступление в ранг добродетели. Можно по-разному понимать красоту, добро, справедливость. Но никто, за исключением патологических случаев, не объявляет благом уродство, зло, несправедливость.

Интересно определение духовных ценностей у Н.Н. Алексеева. «С метафизической точки зрения ценность есть не что иное, как идея совершенства, в той или иной степени, с тем или иным приближением могущая быть достигнутой в пределах посюстороннего мира»245. Попытки осуществления духовных ценностей он характеризует следующим образом: «Ценности, воплощенные в действительной жизни лиц, суть состояния добродетелей, например, состояние героизма, святости и т.п., воплощенные же в реальном бытии вещей и событий суть блага, как, например, блага порядка, культуры, цивилизации»246. Таким образом, духовная ценность – это идея, абстракция, принцип, который может частично воплотиться в добродетельном состоянии или в реальном благе (к благам относится и позитивный результат добродетельного поступка).

Духовные ценности неоднородны. Среди них выделяют научные, эстетические и моральные или этические. Именно последние представляют собой интерес для юриспруденции, ибо с ними связано регулирование (в том числе и правовое) поведения людей. «Для принимающих рациональные решения акторов, – пишет немецкий философ Ю. Хабермас, – нормативное, чем бы оно ни оказалось, может быть представлено лишь в терминах интересов или ценностей, которые реализуются посредством тех или иных благ»247. Ту же мысль проводит директор Аналитического центра Юрия Левады Л.Д. Гудков: «Ценности… рассматриваются как структуры базовых представлений, детерминирующие мотивацию повседневного поведения»248.

На уровне общественного регулирования поведения ценности предстают как высшие принципы, соблюдение которых обязательно. Они лежат и в основе права. Каждая правовая норма, не носящая явно технического характера, служит воплощением, развитием, конкретизацией какой-то этической ценности. В первую очередь это относится к принципам права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: