Формируемые в результате освоения дисциплины

Цель и задачи освоения дисциплины

Целью курса является ознакомление студентов исторического факультета с логикой познавательной деятельности историка. Общеисторические и специальные курсы, как правило, излагают результаты исторического исследования и не имеют своей целью изучение механизмов получения нового знания. Это приводит к тому, что начинающие исследователи интуитивно овладевают методологическим арсеналом историка, методом проб и ошибок находят свой путь в решении научных проблем. Поэтому целью настоящего курса является содействие формированию методологической культуры историка, его интеллектуальной культуры в целом через освоение математической методологии исторического исследования.

Задачи освоения дисциплины:

· формирование у студентов общих представлений об особенностях истории как науки, ее места в системе социально-гуманитарного знания, взаимосвязи с математическими науками в контексте идеи междисциплинарности;

· ознакомление студентов с общими проблемами методологии исторического исследования;

· освоение познавательных возможностей общенаучных, специально-научных, частно - научных методов исторического исследования;

· освоение познавательных возможностей математических методов в историческом исследовании;

· овладение методиками математических методов в исторических исследованиях.

· формирование представлений о первичных навыках академической работы и научной деятельности;

· ознакомление бакалавров с принятыми в академическом сообществе практиками письменного и устного общения;

· овладение навыками практического использования информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач;

· формирование навыков конспектирования лекций и научной литературы;

· формирование навыков работы с сайтом Удмуртского университета и образовательными сайтами в системе Интернет;

· ознакомление студентов с принципами создания визуальных презентаций;

· формирование навыков библиографического описания; правилами цитирования;

· формирование навыков технологии работы с научной литературой;

· формирование навыков оформления научной работы.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Принципы построения курса:

Курс входит в базовую часть математического и информационно-технологического цикла ООП

Курс адресован студентам 2 курса направления подготовки 030600 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Математические методы в исторических исследованиях»

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Введение в профессию», «Информатика», Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции

ОК1 – владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (повышенный уровень);

ОК2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (повышенный уровень);

ОК14 – осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами средствами получения, хранения, переработки информации; (пороговый уровень)

ОК15 – имеет навыки работы с компьютером как средством управления информации (пороговый уровень);

ОК16 – способность работать с информацией в глобальных сетях (пороговый уровень)

ПК6 – способность понимать. Критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (пороговый уровень)

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин общепрофессиональных дисциплин и подготовке курсовой и выпускной квалификационной работы

Программа курса построена на блочно-модульном принципе

В курсе выделено 2 раздела

Характеристика методов исторического исследования

Понятие научного метода
Уровни исторического исследования
Типы методов исторического исследования
Место метода в историческом исследовании

 

Характеристика количественных и математических методов исторического исследования

Познавательные возможности математических методов
Формализация и измерение исторических явлений и процессов
Математические методы сбора исторической информации
Математические методы систематизации исторических данных
Математико-статистические методы анализа в историческом исследовании
Компьютерные модели исторических данных

 

Курс имеет практическую часть в виде контрольной работы «Структура исторического исследования» по теме выпускной квалификационной работы;

аннотация статьи, основанной на применении математических методов в политических исследованиях;

создание библиографии по теме «Математические методы в политических исследованиях»,

построения сводки политических данных в виде статистической таблицы, схемы, карты, диаграммы,

создание исторических задач с применением математических методов.

Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины

ОК1 – владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; (пороговый уровень)

ОК3 - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе(пороговый уровень)

ОК9 -

ОК12 – способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (пороговый уровень);

ОК15 – имеет навыки работы с компьютером как средством управления информации (пороговый уровень);

ОК16 – способность работать с информацией в глобальных сетях (пороговый уровень)

ПК10 – способность к составлению обзоров, аннотацией, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований(пороговый уровень);

ПК13 – способность к работе с базами данных и информационными системами (пороговый уровень);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– понятийный аппарат конкретной методологии исторического исследования;

– познавательные возможности конкретных математических методов для решения конкретных исследовательских задач;

– разделы математической статистики и методов математического моделирования в объеме, необходимом для практического использования в исторических исследованиях

Уметь

– - Выбирать и применять адекватные информационные технологии для решения научно-педагогических, исследовательских, информационно-аналитических задач профессиональной деятельности;

–Формулировать цели и задачи исследования в области исторической проблематики;

–Использовать междисциплинарный инструментарий и математические методы в целях анализа профильной проблематики;

–Критически осмысливать статистические информационные материалы

– Анализировать научную литературу, связанную с использованием математических методов в исторических исследованиях,

– Реферировать и аннотировать литературу, связанную с использованием математических методов в исторических исследованиях;

– Ориентироваться в современных методах исторического исследования;

– Обоснованно использовать конкретные методы для решения исследовательских задач в курсовой работе и в выпускной квалификационной работе;

– Применять адекватные методы статистического анализа данных изучаемых исторических источников

– Использовать математические, статистические методы, компьютерные модели на этапе сбора, систематизации и анализа исторических данных

Владет ь:

· Навыками практического использования математического аппарата для решения исследовательских задач в области исторического знания

· способами оформления итоговых статистических материалов в виде презентации, статистической таблицы, графика.

· -навыками использования необходимых для историка сетевых ресурсов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: