Выполнение теста в системе «Гиперметод»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ    УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

Институт гуманитарных и социальных наук

Кафедра маркетинга и социальных коммуникаций

 

Учебно-методические материалы 

по учебной дисциплине

 

Р И Т О Р И К А  

 

 

для бакалавров очной формы обучения

 

 

Санкт-Петербург,

2018


                  

 

  Содержание

 

1. Балльно - рейтинговая оценка по дисциплине «Риторика»____с. 3

2. План занятий по дисциплине «Риторика»________________     с.4

3. Литература по дисциплине ______________________________   с.6

 

4. Подготовка презентации _ _______________________________ с.7

 

5. Темы презентаций_______________________________________ с.8

 

6.  Вопросы зачета__________________________________________с.9

 

7. Выполнение теста в системе «Гиперметод» ________________  с.8

 

8. Подготовка к семинарским занятиям ______________________  с.8

 

___________________________________________________________________________

 

1. Балльно - рейтинговая оценка по дисциплине «Риторика»

 

Посещение лекций:                                                                       4 х 5       20

Доклад-презентация                                                                      3 х 10     30

Тесты аудиторные                                                                         3 х 5      15

Тест в «Гиперметоде»                                                                  1 х 35     35

 ____________________________________________________________________

                                                                                                                              100

     Зачет  24.05.18.

        

     Внимание!

                                

Для допуска к зачету студентам необходимо получить   50 баллов.

 

Студенты, получившие достаточное количество баллов для положительной

оценки   (61 балл),   могут быть освобождены от сдачи зачета.

    

 

 

                2. ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИТОРИКА»  

15.02.18. Лекция.1. Основные понятия курса. Связь риторики с другими науками,

            предметами, дисциплинами. Риторика и психология. Риторика - наука

            и искусство. История риторики. Связь риторики с политикой.

           Выдающиеся ораторы прошлого и современности.

 

01.03.18. Лекция 2.Русский риторический идеал: традиция и перспективы.

          Семинар 1. Прошлое и настоящее риторики.

                                Доклады - презентации студентов по теме семинара.

                           Вопросы к семинару № 1.

1. Связь риторики и политики.

2. Роль ораторского искусства в жизни общества. Риторика в сфере

 управления.

3. Выдающиеся ораторы Др.Греции.

4. Софисты и их роль в становлении риторики.

5. Демосфен.

6. Риторика Аристотеля.

7. Выдающиеся ораторы Др.Рима. Марк Тулий Цицерон. Квинтилиан.

 

  15.03.18. Лекция 3.Классификация публичных выступлений.  

    Семинар 2. Выдающиеся ораторы прошлого. Тест 1.   Доклады -  презентации

                    студентов   по теме семинара. Вопросы к семинару № 2.   

                                     1. Риторика и христианство. Гомилетика.

                                     2. Традиции древнерусского красноречия.

                                     3. Русский риторический идеал: традиция и перспективы.

                                     4. М.В.Ломоносов и его вклад в риторику.

                                     5. Место риторики в западной культуре. Персоналии V - XVII в

                                     6. Мартин Лютер и его риторическое мастерство.

                                     7.Ораторское искусство Николо Макиавелли

                                      8.Риторика в Новое и Новейшее время.

 

    29.03.18. Лекция 4.   Виды спора. Полемика.

                   Семинар 3. Виды публичной речи.   Тест 2. Деловая игра.     

                                Доклады -  презентации студентов по теме семинара.

                                         Вопросы к семинару № 3.   

                  1.Функции ораторского искусства и виды публичной речи.

                  2. Риторические особенности политического дискурса и приемы      

                     манипулирования массовой аудиторией.

                 3.Речевое поведение политика в демократическом обществе.     

                 4. Риторическая составляющая имиджа политика (на примере нескольких 

                    риторических   портретов).

                 5. Риторическая модель фашизма.

          6. Полемические приемы противостояния в споре.

 

12.04.18. Лекция 5.   Невербальный язык риторики.

          Семинар 4. Формирование полемического мастерства. Деловая игра.«Конкурс

          ораторского искусства». Вопросы к семинару № 4.         

1. Современные  отечественные и зарубежные   методики формирования риторического мастерства.

2. Риторика и общение в управленческой деятельности.

3.  Гендерный аспект в риторике.

4. Культура спора на международном уровне.

5. Логика и убедительность речи оратора.

6. Востребованность ораторского искусства сегодня. Выдающиеся

                           ораторы XXI века.

 

26.04.18. Лекция 6.Оратор и его аудитория.

         Семинар 5.  Невербальная коммуникация в деловой риторике.

                            Тест 3. Доклады-презентации студентов по теме  семинара.

                                    Вопросы к семинару № 5.         

                     1.Паралингвистические средства риторики.

                     2. Требования к невербальному языку публичного выступления.

                     3. Риторика в политических и общественных ток-шоу.

                     4.Юмор и сатира в публичных выступлениях.

                     5.Психологические основы контакта оратора и аудитории

 

  10.05.18. Лекция 7.Основные качества речи оратора

             Семинар 6.  Выразительность речи оратора. Доклады-презентации студентов

                                   по теме  семинара.

                                   Вопросы к семинару № 6.         

                          1.Оратор. Личностные качества оратора.

                       2.Аудитория публичной речи и композиция выступления.

                      3. Литературная норма речи.

                      4.Лексикон современного публичного человека.

                      5. Речевая выразительность тропов и риторических фигур.

                        6.Речевой этикет как социальное явление.

 

  24.05.18. Зачет.

 

  3. ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ  «Риторика»

           для подготовки   к семинарам  и  зачету

1. Александров Д.Н. Риторика. М, Юнити, 2014.

2. Аннушкин В.И. Риторика. М.,2012

3. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., МГУ, 2011.

4. Атватор И.Я. Я вас слушаю. М.: Прогресс, 1990, 2004.

5. Волков А.А. Риторика. М., 1999

6. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М., 2013.

7. Клюев Е.В. Риторика. Уч. пос. для высш. Уч. зав. М., «Приор», 2009.

8. Кохтев Н.Н. Риторика. М.: Просвещение, 2011

9. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. М., УРАО, 1998

10. Кузнецов И.Н. Риторика или ораторское искусство. М.,2014.

11. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М: изд. Центр “Academia”, 2004

12. Мельникова С.В. Деловая риторика. УлГТУ, 2009

13. Стернин И.А. Практическая риторика - 2-е изд. -. М., 2005.

14. Стешов А.В. Риторика. СПб., НОУ «Экспресс», 2003.

15. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и

словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону, 2014.

 

4.ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ                            (Образец)

  Создать эл. презентацию по теме: «Выдающиеся ораторы Др.Греции и Др.Рима»

                      Форма и порядок выполнения

18 - 20 слайдов, отражающих историю развития риторики  с 1 тыс. до н.э., зарождение, факторы, способствующие развитию риторики, ораторское искусство в Др.Греции и Др.Риме, общее и отличие, выдающиеся ораторы Античности, основные труды античных риторов,  вклад ораторов Др.Греции и Др.Рима в развитие риторики Средневековья, эпохи Просвещения, Нового и Новейшего времени.

 

             Методические рекомендации по выполнению и оформлению

1.Презентация должна носить характер связного текста, быть логичной, последовательной,

информация в ней должна располагаться в хронологическом  порядке

2.Первый слайд должен отражать тему презентации и ФИО автора, последние – текст с

обобщением и списком основной литературы и Интернет-сайтов.

3. Все надписи на слайдах должны быть краткими,  грамотными

4. Все рисунки, фото, иллюстрации обязательно должны быть подписаны: что или

кто на них изображен

5. Фон слайдов должен облегчать чтение текста и восприятие материала, т.е. не быть

слишком  темным или пестрым. Шрифт текста только крупный, легко читаемый.

6. Кроме иллюстраций можно использовать графики, диаграммы, таблицы, фото.

7. Обязательно указываются авторы  всех  цитат

8. Можно использовать музыкальное сопровождение или компьютерные эффекты

9. В отборе материала для слайдов следует отдать предпочтение видеоряду,

иллюстративности,  чем тексту.

10. Файл  с презентацией должен быть подписан только так: 144-1. Сидоров. Фигуры

   речи. Показ презентации сопровождается выступлением (кратким комментарием, без 

чтения пространной информации) до 10 минут.

  

 

                                     Критерии оценивания

  10-9 баллов – тема раскрыта в 18 - 20 слайдах, соблюдены все требования, комментарий –

                   пересказ с дополнением текста на слайде, есть обобщение, список источников,

                  авторское творчество;

8-7 баллов - в основном тема раскрыта, большая часть требований   соблюдена, 

                  или   13 -  17слайдов, комментарий - пересказ;

6-5 баллов – есть отступления от темы презентации, имеются   грамматические

                   и компьютерные неточности, или  8 - 12 слайдов, не вполне самостоятельный

                      комментарий;

4-2 балла –  значительные отступления в содержании и оформлении или до 7-ми слайдов,

                  чтение информации на слайде;

 1 балл -    незаконченная попытка выполнить задание.

 

Презентация – учебно-практическое задание, предназначенное для закрепления пройденного материала, проверки знаний различными методами, развития навыков использования компьютерных технологий при выполнении заданий, развития риторических навыков.

 Из перечня тем презентаций студент может выполнить только 3 (три) задания. Студент самостоятельно выбирает темы презентаций из предложенного ниже списка. По своему желанию.   Одну тему раскрывают не более 2-х студентов.  Это контролирует староста группы. Максимальный балл за работу – 10. Презентацию студент приносит на семинарское занятие, самостоятельно размещает на рабочем столе компьютера  и комментирует её. Темы презентаций должны соответствовать тематике семинаров.

   В исключительных случаях (болезнь, не хватило времени на семинаре,  и др.) возможна сдача презентации без выступления. Максимальная оценка в таком случае – 5 баллов. Студент приносит презентацию на занятие, копирует на рабочий стол компьютера преподавателя и оставляет.  Работу отсутствующего студента может передать преподавателю на семинаре староста или любой присутствующий студент. Преподаватель по возможности (не сразу) проверяет и оценивает работу.

 

 

5. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:

1. Роль ораторского искусства в жизни общества.

2. Риторика в сфере образования.

3. Риторические особенности политического дискурса.

4. Риторическая составляющая имиджа политика (на примере одного исторического портрета).

5. Выдающиеся ораторы современности.

6. Риторика - искусство или наука?

7. Риторика в античном мире.

8. Место риторики в западной культуре.

9. Гомилетика.

10. Традиции древнерусского красноречия.

11. Русский риторический идеал: традиция и перспективы.

12. Риторические принципы и приемы манипулирования массовой аудиторией.

13. Функции ораторского искусства

14. Виды публичной речи. 

15. Лексикон современного публичного человека.

16. Требования к языку публичного выступления.

17. Риторическая модель фашизма.

18. Виды публичных выступлений.

19. Юмор и сатира в публичных выступлениях.

20. Литературная норма речи.

21. Логика и убедительность речи оратора.

22. Риторика в политических и общественных ток-шоу.

23. Речевая выразительность тропов и риторических фигур.  

24. Паралингвистические средства риторики.                         

25.Оратор. Личностные качества оратора. Аудитория публичной речи.

26. Психологические основы контакта оратора и аудитории

27. Полемические приемы противостояния в споре.

28.Речевой этикет как социальное явление

29.Классификация споров. Уловки в споре.

30.Гендерный аспект в риторике.

31.Востребованность ораторского искусства сегодня. Выдающиеся ораторы XXI века.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «РИТОРИКА»

1. Риторика - искусство и наука.

2. Риторика в античном мире.

3. Место риторики в западной культуре.

4. Риторика в России.

5. Традиции древнерусского красноречия.

6. Риторический идеал и его свойства.

7. Русский риторический идеал: традиция и перспективы.

8. Риторические особенности политического дискурса.

9. Риторические принципы и приемы манипулирования массовой аудиторией.

10. Речевое поведение политика в демократическом обществе.

11. Риторическая составляющая имиджа политика (на примере одного риторического портрета).

12. Риторическая модель фашизма.

13. Функции ораторского искусства

14. Виды публичной речи.

15. Паралингвистические средства ораторской речи.

16. Лексикон современного человека.

17. Роль орфоэпии в общении. Эмфатическое ударение.

18. Требования к языку публичного выступления.

19. Классификация публичных выступлений.

20. Жанры, роды и виды публичных выступлений.

21. Убеждающие выступления. Их роль и особенности подготовки.

22. Актуальные речевые ситуации делового общения.

23. Риторика и общение в сфере образования.

24. Основные качества речи оратора.

25. Риторика порицания. Одобрение как этикетный знак.

26. Аргументы и их особенности.

27. Речевая выразительность тропов и фигур.

28. Юмор и сатира в публичных выступлениях.

29. Ирония в речевой коммуникации.

30. Композиция  ораторского выступления.

31. Аудитория публичной речи.

32. Оратор. Личностные качества оратора.

33. Особенности восприятия устной публичной речи.

34. Условия восприятия  устной публичной речи.

35. Сбои в процессе восприятия. Кризисы внимания.

36. Психологические основы контакта оратора и аудитории.

37. Особенности проведения беседы.

38. Виды речевой агрессии. Противостояние в споре.

39. Классификация споров. Уловки в споре.

40. Речевой этикет как социальное явление.

 

 

Выполнение теста в системе «Гиперметод».

Данное задание выполняется в электронной среде  с 12.04.18. по 23.05.18. Каждый студент получит ссылку на Гиперметод, в которой будет с 12.04.18. открыт тест. В тесте будет 35 вопросов. Три попытки по 45 минут каждая. За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально - 35 баллов. Будет засчитан лучший результат независимо от очередности попыток. Если студент не получит ссылку вместе со всей группой, нужно обращаться в ИЭО (Институт электронного обучения, к Комаровой Ирине Николаевне).  Возможность доступа к тесту будет отключена 23.05.18. в 17.50. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: