Выявление роли проприорецепторов

Программа действия: 1. Испытуемый сидит с закрытыми глазами. 2. Произвести сложное движение с одной из его рук. 3. Предложить воспроизвести это другой рукой. 4. Попросить испытуемого определить с закрытыми глазами форму картонных фигур. 5. Попросить сравнить вес пробирок с песком и распределить их в порядке возрастания тяжести.

Определение основных вкусовых качеств

Программа действия: Приготовить 1 % раствор солянокислого хинина, 40 % раствор сахара, 10 % раствор поваренной соли, 2 % раствор уксусной кислоты.

Стеклянной палочкой каплями наносят: а) на кончик высунутого языка, б) на его края, в) на среднюю часть его спинки, г) на корень языка. Полученные результаты изобразить в виде рисунка.     

Ориентировочные основы действия: Между отдельными наблюдениями должны быть интервалы в 2 мин., во время которых рот ополаскивают дистиллированной водой.

Определение порогов вкусовой чувствительности (густометрия)

Программа действия: На язык, согласно топографии вкусовых полей (сладкое вещество – на кончик, соленое и кислое – на боковые поверхности, горькое – на корень языка), наносят пипеткой по капле раствора. Начиная с минимальной концентрации и увеличивая ее до тех пор, пока не будет точно определен вкус вещества. Каждая проба длится 10 -12 сек., после чего рот ополаскивают водой. Интервал между пробами не менее 1-2 мин.

Результаты исследования внести в таблицу, отменив знаком «+» узнаваемую концентрацию – порог вкусовой чувствительности.

Ориентировочные основы действия: Под порогом вкусовой чувствительности понимают наименьшую концентрацию раствора вещества, который при нанесении на язык вызывает соответствующее вкусовое ощущение.

Сделать вывод, сравнив полученные результаты. Отметить, концентрация какого вещества составляет минимальный порог.

 

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль

1. Соматосенсорный анализатор включает:

1) химическую чувствительность; 2) механическую; 3) мышечную;   

4) вестибулярную; 5) болевую.

Где находится корковый отдел проприоцептивной чувствительности?

1) лобная доля; 2) височная доля; 3) задняя центральная извилина;

4) затылочная область коры.

3. Протопатическая боль:

1) острая; 2) тупая; 3) режущая; 4) ноющая;

5) носит разлитой характер; 6) чётко локализована.

4. Назовите проводящие пути тактильной чувствительности:

1) дорсальный спинно-мозжечковый (Флексига);  

2) вентральный спинно-мозжечковый (Говерса); 3) клиновидный (Бурдаха); 

4) тонкий (Голля); 5) передний спинно-таламический.

  1. Какие из веществ препятствуют возникновению болевых ощущений?

1) эндорфины; 2) ГАМК; 3) ацетилхолин; 4) брадикинин; 5) глицин; 6)вещество Р.

6. Вкусовые рецепторы:

 1) первичночувствующие; 2) вторичночувствующие; 3) дистантные; 4) контактные.

К каким веществам адаптации во вкусовых рецепторах происходит быстрее?

1) сладкому; 2) горькому; 3) кислому; 4) солёному

  1. Порог ощущения обонятельной чувствительности определяется с помощью:

1) густометрии; 2) эстезиометрии;  3) ольфактометрии.

  1. Колбы Краузе воспринимают:

1) повышение температуры; 2) давление; 3) вибрацию; 4) понижение температуры.

  1. В поведении болевого импульса участвуют нервные волокна:

1) А типа альфа; 2) А типа дельта; 3) С – волокна.

Ситуационные задачи

1. Почему мы не ощущаем кольцо, которое носим на пальце постоянно, но отчетливо чувствуем, что на этот палец села муха?

2. Если во время сильного волнения проверить вкусовые ощущения человека, то будут ли они усилены или ослаблены по сравнению с обычным состоянием?

3. Известный революционер Камо, попав в тюрьму, симулировал психическое расстройство, выражавшееся в отсутствии боли. Он хохотал, когда ему прижигали кожу, кололи её иголками. Однако у врачей все же возникли сомнения. На чем они основывались?

4. Один человек, подержав некоторое время руку в сосуде с водой, перенес её в сосуд с водой, температура которой была 20 градусов. Вода ему показалась холодной. Другой человек проделал аналогичный опыт, но ему вода температурой в 20 градусов показалась теплой. В чем причина разных ощущений?

5. Арматурщик выполняет большинство операций стоя, но в процессе работы за смену ему приходится делать до 80 наклонов туловища под углом 30 градусов. Какие механизмы обеспечивают удержание положения тела в данных условиях?

 

Оснащение практического занятия

Наглядные пособия: Таблицы

Технические средства обучения: (Телевизоры, DVD - плейер)

Учебный видеофильм «Физиология вкусового анализатора»

Литература:

А) основная

1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В.М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.

Б) дополнительная

1.  Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4.   Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

5. Маркина Л.Д. Физиология сенсорных систем: учеб. пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2009. 60с.

6. Избранные лекции по современной физиологии [под ред. М.А. Островского, А.Л. Зефирова]. Казань: Арт-Кафе, 2010. 332 с.

 

 

Интернет ресурсы: электронная библиотека ТГМУ, «Консультант студента».

 

 

     Тема 5 (40). Врождённые и приобретённые формы   поведения

Мотивация изучения темы. Поведениеявляется основной формой взаимодействия организма с окружающей средой, способом интеграции с ней. Врождённые и приобретённые формы поведения обеспечивают базовую и тонкую, специфическую адаптацию к меняющимся условиям внешнего мира. Понимание принципов инстинктивных и условно-рефлекторных реакций необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.

 

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

 

  - «знать» общие правила выработки и стадии формирования условных рефлексов; физиологические механизмы образования временных связей.

  - «уметь» объяснять основные закономерности реализации безусловных и условных рефлексов в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения. 

  - «владеть» методами выработки и оценки условных рефлексов; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: