Социальная установка как механизм социального поведения личности.Социальный стериотип.Предубеждение

В простом понимании «социальный стереотип» - это устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде. Социальный стереотип может быть позитивным, нейтральным и негативным. Собственно негативный стереотип - это и есть предубеждение. Предубеждение - люди готовы характеризовать группы грубыми признаками, именно это и отличает предубеждения. Наиболее ярко, например, в новейшей истории предубеждения проявлялись во время холокоста. Для членов доминирующей группы, как правило, характерны следующие четыре чувства: ощущение, что они превосходят по качествам членов меньшинства; чувство, что члены меньшинства по своей природе отличаются от них; ощущение, что у членов доминирующей группы есть законное право на получение привилегий, власти и престижа; страх и подозрение, что меньшинство “имеет виды” на преимущества доминирующей группы. В этом смысле предубеждение часто бывает неразрывно связано с доминирующим положением, занимаемым группой. Предвзятые чувства, равно как и стереотипное мышление, и дискриминационные действия служат нескольким важным целям. Они помогают добиться материальных выгод для собственной группы, позволяют получать общественное одобрение, могут поднять в наших собственных глазах нас лично и нашу группу, и помочь нам управляться со сложной, информационно-насыщенной средой, не затрачивая больших мыслительных усилий. Люди, которые являются мишенью негативных предубеждений, стереотипов и дискриминационных действий, терпят значительные экономические, социальные и психологические издержки.

Понятие,функции и виды конфликтов.Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.Управление конфликтами.

Конфликт - явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Социальный конфликт - открытое противоборство, столкновение двух или более участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Конфликт - процесс, в котором обычно выделяют 4 стадии развития: предконфликтная стадия, собственно конфликт (стадия развития конфликта), разрешение конфликта, послеконфликтная стадия. Виды конфликтов: 1. По источникам и причинам возникновения (объективные и субъективные; деловые и личностные). 2. По коммуникативной направленности (горизонтальные, вертикальные, смешанные). 3. По составу конфликтующих сторон (внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые). Причины конфликтов: Информация (неполная, искаженная, обнародование нежелательной информации, слухи, разночтения одной и той же информации); Ценности (культурные, религиозные ценности, убеждения, недостаток общей культуры и культуры общения); Эмоциональность отношений (неудовлетворенность сторонами отношениями друг с другом, негативные приемы контактов); Структура отношений (нарушение порядка соподчинения, нечеткое распределение прав и обязанностей, нерациональность структуры управления, несовершенная система учета труда); Поведение (психические характеристики, вызывающие эмоциональный протест у партнера, различия партнеров в тактике поведения, психологическая несовместимость партнеров). Избежать конфликтов невозможно, но возможно выбрать эффективную стратегию их разрешения: 

1.Стратегия предотвращения конфликта (предполагает воздействие на потенциальный конфликт до его возникновения. В этом случае устраняется реальный предмет конфликта). 2.Стратегия подавления конфликта (осуществляется путем сокращения числа конфликтующих: разработкой правил, упорядочивающих взаимоотношения конфликтующих; препятствуя непосредственному взаимодействию конфликтующих. 3.Стратегия отсрочки (помогает лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения). 4.Стратегия разрешения конфликта (предполагает устранение объективных причин, приведших к конфликту, и улаживание испортившихся отношений между конфликтующими сторонами).   

Существует определенная модель разрешения конфликтов, включающая следующие аспекты: контролирование эмоций, установление основных правил переговоров, выяснение позиций, выдвижение альтернативных вариантов, определение скрытых нужд и интересов, согласие пор наилучшим взаимовыгодным вариантам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: