Тверской государственный технический университет
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология»
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические указания для самостоятельной работы
студентов-заочников специальности
института дополнительного профессионального образования
Тверь 2005
1. ДИСЦИПЛИНА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»;
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) представляет собой область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку и живой природе, закономерности их проявления и способы защиты от них. Теоретической основой дисциплины «БЖД» является одноименная наука о сохранении здоровья и безопасности человека (а, следовательно, и других живых организмов) в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать вредные и опасные факторы, разрабатывать и реализовывать методы и средства защиты человека и среды обитания от негативных воздействий (опасностей), вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени.
|
|
Цель преподавания дисциплины «БЖД» – дать будущему инженеру теоретические знания и практические навыки, необходимые для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности на предприятиях в соответствии с современными требованиями по безопасности, экологии, устойчивости функционирования объектов народного хозяйства; для прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях ЧС по защите населения и обслуживающего персонала объектов от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также в ходе ликвидации этих последствий.
Дисциплина «БЖД» является гуманитарно-технической. Она базируется на знаниях социально-экономических, общенаучных и общеинженерных дисциплин, которые изучаются студентами на предыдущих курсах. На завершающем этапе обучения, на базе полученных знаний по этой дисциплине каждый студент подготавливает раздел «Безопасность и экологичность» своего дипломного проекта, который он защищает на заседании ГАК
В результате изучения дисциплины «БЖД» студенты должны:
Иметь представление:
- о взаимодействии человека со средой обитания;
- о методах качественного и количественного анализа опасных и вредных факторов;
- о научных и организационных основах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Знать:
- правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД при нормальном функционировании объектов народного хозяйства (ОНХ) и в условиях ЧС;
|
|
- принципы, методы и средства обеспечения БЖД на рабочих местах, участках и в цехах предприятий, АО и фирм при нормальном и аварийном их функционировании.
Уметь:
- идентифицировать, измерять с помощью современных методик и приборов и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания;
- оценивать степень опасности (пожаровзрывной, электрической, экологической и др.) применяемых технических систем, технологических процессов и оборудования;
- разрабатывать организационные мероприятия и рассчитывать важнейшие коллективные средства защиты для обеспечения БЖД работников ОНХ своего направления;
- расследовать несчастные случаи на производстве и оформлять соответствующие документы.
Иметь навыки:
- анализа и оценки безопасности (пожаровзрывной, электрической, экологической, радиационной и др.) в условиях производственной деятельности и ЧС на ОНХ своего направления;
- принятия основных мер и средств по обеспечению БЖД работников в этих условиях;
- обеспечения личной безопасности.
2. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Согласно утвержденным рабочим программам по дисциплине «БЖД» студенты изучают следующие темы, разделенные на два блока: основной и дополнительный. В основной блок включен материал, отражающий основные темы, базовые положения и понятия дисциплины БЖД. К ним относятся:
1. Введение (предмет, цель, задачи и содержание дисциплины БЖД, основные термины и определения, основные положения теории БЖД, принципы, методы и средства обеспечения БЖД).
2. Человек в системах безопасности (основы физиологии и гигиены труда, тяжесть и напряженность труда, основы эргономики и инженерной психологии, рациональная организация рабочего места оператора технических систем).
3. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания» (классификация негативных факторов, их воздействие на человека и среду обитания, нормирование, методы и средства защиты от них, оценка условий труда, аттестация и сертификация рабочих мест по условиям труда).
4. Безопасность и экологичность технических систем и технологических (производственных) процессов (идентификация вредных и опасных факторов на производстве, количественная оценка аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, прогнозирование и моделирование возникновения опасных ситуаций, категорирование производств по степени опасности, общие требования безопасности и экологичности к техническим системам и технологическим процессам, экспертиза безопасности оборудования, технологических процессов и производственных объектов, экологическая экспертиза техники, технологий и материалов, методы и средства обеспечения электробезопасности, безопасности установок и систем повышенной опасности, химической и радиационной безопасности, средства защиты от механических факторов, экобиозащитная техника и основы ее применения).
5. Защита работающих и населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС мирного и военного времени, причины возникновения, классификация, статистика, последствия, методы и средства обеспечения пожаровзрывобезопасности в штатных и чрезвычайных ситуациях, прогнозирование и оценка ЧС, устойчивость функционирования объектов экономики, защита населения в ЧС, ликвидация последствий ЧС).
6. Управление безопасностью жизнедеятельности (законы, подзаконные акты, управление и контроль по охране труда, охране окружающей среды и ЧС, классификация, расследование и учет несчастных случаев на производстве, ответственность работодателей и работников за нарушение правовых норм по БЖД).
|
|
В дополнительный блок включены темы и вопросы, обеспечивающие специализацию инженера. К ним относятся:
1. Защитные меры в электроустановках предприятий.
2. Организация безопасной эксплуатации ПЭВМ и видеотерминалов.
3. Электрооборудование пожаро- и взрывоопасных помещений и установок.
3. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.Бережной С.А., Романов В.В., Седов Ю.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. - Тверь: ТГТУ, 1996 (шифр 722).
2.Раздорожный А.А. Безопасность производственной деятельности: Учебное пособие. М: ИНФРА-М, 2003. – 208 с. (шифр 658 Р 12).
3. Практикум по безопасности жизнедеятельности / С.А.Бережной, Ю.И.Седов, Н.С.Любимова и др.;Под ред. С.А.Бережного.-Тверь:ТГТУ,1997 (шифр 772).
4. ГОСТ 12.0.003-74*. ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
5.Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство Р 2.2.755-99. – М.: ИИЦ Госкомсанэпидемнадзора РФ, 1999.
6. Сборник типовых расчетов и заданий по экологии: Учебное пособие.-2-е изд., перераб. и доп./ С.А.Бережной, В.А.Мартемьянов, Ю.И.Седов и др.; Под ред. С.А.Бережного.- Тверь: ТГТУ, 1999.- 160 с. (шифр 943).
7. Лабораторный практикум по безопасности жизнедеятельности/Б.С.Аксенов, С.А.Бережной, Е.А.Васильева и др.- Под ред. Б.С.Аксенова.- Тверь:ТГТУ, 2000.-144 с.
8. Правила устройства электроустановок/ Минтопэнерго РФ.- М.: Госэнергонадзор России, 1998.
9. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей/ Госэнергонадзор Минтопэнерго РФ.- М.: Госэнергонадзор.1994.
10. Правила эксплуатации электроустановок потребителей / Госэнергонадзор Минтопэнерго РФ.- М.: Энергоатомиздат,1992.
11. ПОТ РМ-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00 Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.
12. Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений. РД 34.21.122-87/ Минэнерго СССР.- М.: Энергоатомиздат, 1989.
Примечание. Студент может использовать любую другую литературу по БЖД, изданную в последние годы, а также ГОСТы, СНиПы, нормы и правила, действующие на территории РФ.
|
|
4. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент-заочник изучает дисциплину, в основном, самостоятельно. Приступая к ее изучению, студент должен, прежде всего, уяснить себе ее значение и место среди других дисциплин, знать основные термины и определения данной дисциплины, основные положения теории БЖД, принципы, методы и средства обеспечения БЖД в промышленном производстве. Затем изучаются другие темы из приведенного выше перечня с использованием указанной литературы.
При самостоятельной проработке литературы студент должен вести конспект. Он поможет закреплению и систематизации полученных знаний, а также пригодится при выполнении контрольной работы по дисциплине, подготовке к курсовому экзамену по этой дисциплине и выполнении раздела «Безопасность и экологичность» дипломного проекта.
По итогам самостоятельного изучения каждый студент-заочник выполняет обязательную контрольную работу (содержание см. раздел 5).
В период лекционно-экзаменационной сессии студентам-заочникам читаются установочные лекции по наиболее сложным темам курса, а в зимнюю сессию организуются лабораторные и практические занятия по дисциплине БЖД. Выполнение лабораторных и практических работ, их оформление и защита обязательны для каждого студента. Без зачетов по лабораторным и практическим занятиям и контрольной работе студент-заочник не допускается к сдаче экзамена по дисциплине БЖД.
5.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (КР)
После самостоятельного изучения дисциплины студент-заочник выполняет письменную контрольную работу по БЖД. Она состоит из ответов на шесть теоретических вопросов и решения двух задач.
Вариант контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой своего шифра зачетной книжки, используя табл.1. Исходные данные для решения задачи №№1.2.1, 5.2.1, 6.2.1 он выбирает согласно списку в ведомости [3].
Таблица 1
Номера вариантов ! Номера контрольных вопросов
контрольной работы !
1 1, 11, 21, 31, 41, 51
2 2, 12, 22, 32, 42, 52
3 3, 13, 23, 33, 43, 53
4 4, 14, 24, 34, 44, 54
5 5, 15, 25, 35, 45, 55
6 6, 16, 26, 36, 46, 56
7 7, 17, 27, 37, 47, 57
8 8, 18, 28, 38, 48, 58
9 9, 19, 29, 39, 49, 59
0 10, 20, 30, 40, 50, 60
Контрольная работа выполняется чернилами или пастой синего или черного цвета четко и разборчиво на 12…15 страницах ученической тетради. На обложке этой тетради должны быть указаны фамилия и инициалы студента, его домашний адрес, шифр и номер варианта выполняемой работы. Ответы на вопросы должны показать умение студента анализировать и обобщать изученный материал, в ответе должна быть вскрыта суть рассматриваемого вопроса. Эти ответы, а также решения задач должны сопровождаться схемами, рисунками, графиками или эскизами, выполняемыми карандашом и размещаться по ходу ответа или решения задачи. В конце контрольной работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату выполнения и подпись. Работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается и возвращается без проверки.
5.1 Вопросы для контрольной работы.
1. Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины БЖД. Основные термины и определения.
2. Основные положения теории БЖД.
3. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.
4. Основы физиологии и гигиены труда. Тяжесть и напряженность труда. Гигиеническая оценка условий труда (по Р 2.2.2006-05).
5. Основы эргономики и инженерной психологии.
6. Микроклимат, его влияние на организм человека и гигиеническое нормирование.
Обеспечение нормальных метеорологических условий на производстве.
7. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха помещений с видеотерминалами (отопления, вентиляции и кондиционирования).
8. Производственное освещение, его количественные и качественные характеристики. Требования к производственному освещению. Типы и системы производственного освещения, источники света и осветительные приборы.
9. Естественное, совмещенное и искусственное освещение, его нормирование и расчет.
10. Источники и виды негативных факторов среды обитания (природной, производственной, бытовой, техногенных аварий и катастроф).
11. Вредные вещества, их действие на организм человека, классификация и нормирование. Профилактика отравлений.
12. Шум, его действие на организм человека и гигиеническое нормирование.
Методы и средства защиты от шума.
13. Вибрация, её влияние на организм человека и гигиеническое нормирование.
Способы и средства защиты от вредного воздействия вибраций.
14. Ультразвук и инфразвук. Воздействие на организм человека, гигиеническое нормирование, способы и средства защиты.
15. Производственная пыль и борьба с ней в условиях производства.
16. Электромагнитные поля и излучения. Воздействие на организм человека, гигиеническое нормирование, способы и средства защиты.
17. Ионизирующие излучения. Воздействие на организм человека, нормирование, методы и средства защиты.
18. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, определяющие опасность поражения электротоком. Нормирование электротока по ГОСТ 12.1.038-82.
19. Классификация помещений по электроопасности согласно ПУЭ. Стекание электротока на землю. Напряжение прикосновения и шага.
20. Идентификация вредных и опасных факторов на производстве. Количественная оценка аварийных ситуаций и несчастных случаев.
21. Идентификация вредных и опасных факторов на производстве. Аттестация и сертификация рабочих мест.
22. Количественная оценка аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве. Концепция риска.
23. Прогнозирование и моделирование возникновения опасных ситуаций. Категорирование производств по степени опасности.
24. Общие требования безопасности и экологичности к техническим системам и технологическим процессам.
25. Экспертиза безопасности оборудования, технологических процессов и производственных объектов.
26. Экологическая экспертиза техники, технологий и материалов.
27. Установки и системы повышенной опасности. Основные методы и средства обеспечения их безопасности.
28. Экобиозащитная техника, классификация средств и основы их применения.
29. Аппараты и системы локализации, очистки и обезвреживания выбросов.
30. Аппараты и системы очистки сточных вод.
31. Средства защиты от энергетических загрязнений.
32. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких отходов.
33. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, их классификация и причины возникновения.
34. Стихийные бедствия и характеристика их очагов.
35. Виды горения. Пожаровзрывоопасные свойства веществ и материалов.
36. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности по НПБ 105-95.
37. Пожарно-технические характеристики строительных материалов, строительных конструкций и зданий по СНиП 21-01-97.
38. Огнестойкость строительных конструкций и зданий, пути её повышения.
Противопожарные преграды в зданиях. Эвакуация людей из зданий.
39. Методы и средства пожаротушения. Огнегасящие средства, их свойства и условия применения.
40. Пожарная связь и сигнализация.
41. Противопожарное водоснабжение. Спринклерные и дренчерные установки для тушения пожаров.
42. Прогнозирование и оценка ЧС.
43. Методы и средства повышения устойчивости функционирования ОНХ в ЧС.
44. Защита населения в ЧС.
45. Ликвидация последствий ЧС.
46. Вопросы БЖД в законах и подзаконных актах.
47. Надзор и контроль за охраной труда на производстве.
48. Обучение и инструктирование работников по охране труда.
49. Классификация, расследование и учет несчастных случаев на производстве.
50. Ответственность работодателей и работников за нарушение правовых норм по БЖД.
51. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ.
52. Защитное заземление электроустановок напряжением до 1000 В. Область применения, принцип действия, конструкции и расчет.
53. Зануление электроустановок напряжением до 1000 В. Область применения, принцип действия и расчет.
54. Защитное отключение электроустановок. Область применения, основные требования, предъявляемые к УЗО, их типы.
55. Статическое электричество и меры борьбы с ним.
56. Молниезащита зданий и сооружений по РД 34.21.122-87.
57. Классификация взрыво - и пожароопасных зон по ПУЭ. Требования к электрооборудованию в этих зонах.
58. Оперативное обслуживание и производство работ в электроустановках с точки зрения безопасности.
59. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности работ в электроустановках.
60. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, выполняемых со снятием напряжения.