СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Индо-буддийский тип культуры: проблема религиозного взаимодействия
ПЛАН:
Материальная и духовная культура индо-буддийского Востока: общая характеристика
Религия в индо-буддийской культуре
Этика в индо-буддийской культуре
Особенности искусства индо-буддийского Востока
Материальная и духовная культура индо-буддийского Востока: общая характеристика
По своим размерам Древняя Индия превосходила другие древневосточные государства и отличалась разнообразием природных условий, благоприятным для земледелия климатом.
Древняя Индия: климатические условия
На значительной части территории число осадков достигало 700 мм в год и позволяло выращивать без искусственного орошения даже хлопок и такие влаголюбивые культуры, как рис, сахарный тростник и джут.
Индия, вероятно, была первой страной, освоившей хлопкоткачество. Хлопковые ткани были для Индии предметом экспорта на протяжении нескольких тысячелетий.
Кроме земледелия широкое развитие получили ремесла и торговля. На это указывает большое число гирь, найденных при раскопках.
Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что древнеиндийские города достигали больших размеров, население могло доходить до 100 тыс.
Застройка городов производилась скорее всего по плану: улицы были параллельные и пересекались под прямым углом.
По архитектуре здания довольно просты, но вполне благоустроены.
Так, система городской канализации в Мохенджо-Даро является одной из самых совершенных на Древнем Востоке.
При домах имелись специальные отстойники, откуда вода через подземные каналы, выложенные кирпичом, выводилась за пределы города.
В городах находились административные здания: дом правителя, крытый рынок, культовые сооружения и др.
Различия в уровне благоустройства жилых домов, а также разница между богатыми и бедными захоронениями свидетельствуют о значительном социальном расслоении.
Хорошо налаженная городская жизнь, которой могла руководить лишь сильная администрация, говорит о существовании мощного государства с развитым аппаратом управления.
К середине I тыс. до н.э. на территории Индии образуется несколько десятков государств, большинство из которых монархические или олигархические республики. Во главе стоял царь (раджа) – верховный распорядитель государственного имущества, в первую очередь земли.
Даже в эпоху империи Маурьев при царе существовал совет Раджасабха, куда входили крупные сановники и знатные горожане. Особенностью всех древневосточных обществ было сословное деление, но в Древней Индии оно отличалось особой жесткостью и прочностью.
Это находило свое выражение в делении общества на варны – сословия, имеющие кастовый характер.
Всего было четыре варны:
– брахманы – члены жреческих родов,
– кшатрии – воины,
– вайшьи – рядовые свободные общинники,
– шудры – относящиеся к нижнему слою общества.
Принадлежность к варнам определялась рождением и наследовалась.
Браки между членами различных варн не считались законными, в особенности если мужчина принадлежал низшей варне, а женщина – к высшей.
Особенностью кастового деления общества в Древней Индии было противопоставление первых трех высших варн четвертой, состоявшей из чужаков, пленников, а также лишившихся земли и помощи сородичей общинников.
Шудры подвергались ряду ограничений в религиозном культе (им запрещалось читать Веды и даже слушать их), а также в общественной жизни.
Кастовое деление общества представляло собой систему социального и внеэкономического принуждения, обеспечивавшую:
– сохранение привилегий высших варн, сословную солидарность,
– организационную структуру при всех возможных колебаниях в соотнесении сил при политических изменениях в условиях этнической пестроты.
Характерным для общественного строя Индии было существование на протяжении всего периода древности многочисленного слоя общинного крестьянства.
Это был слой свободных тружеников.
В наиболее освоенных районах Индии земля была частной собственностью, хотя община контролировала ее использование.
Как и другие народы древности, индийцы полагали, что жизнь природы и человека зависит от богов (дэвов) – существ, подобных людям, но превосходящих их могуществом.
Наряду с дэвами признавались и другие божества – асуры, игравшие меньшую роль.
В ведической религии одним из основополагающих было учение о карме.
По представлениям древних индийцев, тело смертно, душа вечна, после смерти она переселяется в другое тело, в зависимости от поведения человека в прошлой жизни.
Понятие карма («действие») означает не только поведение, но и воздаяние, с которым оно составляет единство.
Душа добродетельного человека возрождается среди более высоких людей, а греховного – среди низших.
Главный путь к хорошей карме – строгое соблюдение ритуала и своего места в системе варн, так как эта система божественного происхождения подробно представлена в Ведах – сборнике религиозных гимнов, ритуалов.
Наряду с Ведами существовали и другие священные тексты, содержащие сведения, необходимые для понимания отношений между богами и людьми.
Это эпические поэмы «Махабхараты» и «Рамаяна».
Веды были своеобразной формой религиозно-мифологического осмысления мира и содержали многие мифы и сказания о происхождении вселенной, человека, возникновении варн, государства.
В более поздней литературе, особенно в Упанишадах, комментариях Вед, содержатся попытки переосмыслить религиозные верования, свести их в единую религиозную систему – брахманизм.
Упанишады ищут ответ на вопрос о том, каково же начало, от которого родятся все вещи, чем они поддерживаются и куда возвращаются.
Этим начальным принципом является Брахман – интуитивно постигаемая действительность, а всякая бесконечно изменчивая картина мира – майя, самовыражение Брахмана.
Человек как отдельная личность должен стремиться к освобождению из рабства чувственного и индивидуального, чтобы слиться со всеобщим и изначальным.
Таким образом, начав с осмысления отношений между богами и людьми, древние индийцы пришли к рассуждениям о соотношении между природным и сверхприродным, духовным и материальным, т.е. вышли на определенный уровень абстрактного мышления, что должно было неизбежно привести к появлению религиозно-философских школ, затрагивающих различные стороны мировоззренческого отношения человека к миру.
К этим школам относятся: Санкхья, Веданта, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса.






