Проблема группы в социальной психологии

Группа – это общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия.

Существует две трактовки понятия группы:

1) Группа как произвольное объединение (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа (статистические подходы).

 2) Группа как реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

Подходы к описанию групп:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

-Выделяется объективный критерий различения групп.

-С точки зрения этого критерия анализируется каждая группа, ее отношения с обществом и входящими в нее личностями.

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

-Наличие множества людей, среди которых протекает деятельность субъекта.

-В рамках психологического подхода важно изучать, как действует индивид в присутствии других людей и как он взаиимодействует с ними. Содержательная деятелньость группы не изучается. Группа не выступает как микросреда формирования личности.

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

-Включенность в группы определяет объективное место субъекта в системе социальной деятельности, а также эта включенность влияет на формирование сознания субъекта.

-Человек является представителем разных групп, каждая из них оказывает влияние на его сознание. Ищется некая равнодействующая всех этих групповых влияний. Нужно выяснить. какие характеристики группы важны для данного индивида.

-Изучается прежде всего особенности поведения и дяетельности людей, которые обусловлены их включением в реальные социальные группы. Важна содержательная характеристика этих групп.

-Группа как система деятельности сама является субъектом определенной деятельность, т.е. она включена в общественные отношения.

Социальная психология выделяет некую социальную группу по определенному социологическому критерию, описывает психологические характеристики этой группы, а также их значимость для каждого члена группы.

Психологические характеристики группы: групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели.

 

Статус (позиция) – это место индивида в системе групповой жизни.

Роль – это динамический аспект статуса.

Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна (нормы группы связаны с ценностями). Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой.

Санкции – механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм (бывают поощрительные и запретительные, позитивные и негативные).

КЛАССИФИКАЦИИ ГРУПП

Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов для класификаций: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.

Психологическая характеристика этнических групп.

Этнос— это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а главное — сознанием своего единства и отличия от других народов.

В психологии этнических общностей различаются две стороны:

 

1. Психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи)

 

2. Эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства.

 

Можно выделить следующие национально-психологические особенности:

1) мотивационно-фоновые особенности (работоспособность, деловитость и осмотрительность)

2) интеллектуальные особенности (организация мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень логичности, абстрактности мышления)

3) познавательные особенности (глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрации внимания, например французам свойственны богатство воображения, смелость в познании окружающего мира)

4) эмоциональные особенности (динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств)

5) волевые особенности (устойчивость, длительность волевых усилий)

6) коммуникативные особенности (характер взаимодействия и общения между людьми, степень сплоченности или отчужденности).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: