Задания для студентов заочной формы обучения
По дисциплине «Специальная психология»
Контрольные работы – максимально 45 баллов
Тема – 8 баллов
Тема – 9 баллов
Тема – 8 баллов
Тема – 9 баллов
Тема - 11 баллов
Реферат – максимально – 15 баллов
Титульный лист, список литературы (не менее 3 реальных источников), минимальный объем – 15 страниц печатного текста
Содержание реферата должно строго соответствовать его теме. Реферат должен быть выполнен в рамках психолого-педагогического подхода, а не медицинского.
Экзаменационное тестирование – максимально 40 баллов
Контрольные работы
1 Тема: Компенсация Фамилия ____________________________
1.Компенсация – это _____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Внутрисистемная компенсация – это ______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Межсистемная компенсация – это ______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сверхкомпенсация – это ____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Теорию о сверхомпенсации разработал ______________________________
6. Декомпенсация – это __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Материальным субстратом компенсаторных процессов является _________
8. Укажите свойства ЦНС, благодаря которым возможен процесс компенсации ______________________________________________________
9. Укажите социальные и биологические факторы компенсации нарушений психических функций __________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Укажите условия эффективной компенсации, согласно концепции Л.С.Выготского ____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 Тема: Умственная отсталость Фамилия _________________
1. Умственная отсталость – это ________________________________
_____________________________________________________________
2. Укажите причины умственной отсталости ___________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите особенности ВНД при умственной отсталости
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Укажите общие особенности психического развития, характерные для детей с умственной отсталостью ________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Укажите особенности мышления детей с умственной отсталостью
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Чем, с точки зрения современной специальной психологии, объясняются нарушения личности при умственной отсталости ____________________
______________________________________________________________
7. Укажите основные законы психического недоразвития, согласно Г.Е.Сухаревой ______________________________________________
8. Укажите основные признаки умственной отсталости
____________________________________________________________________________________________________________________________
9. Укажите, от каких сходных состояний важно отличать умственную отсталость ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Укажите формы умственной отсталости, согласно классификации М.С.Певзнер _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Что является центральным дефектом при умственной отсталости и в чем он проявляется ______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Укажите особенности личности детей с умственной отсталостью
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 Тема: ЗПР Фамилия_______________________
1.ЗПР – это _____________________________________________________
______________________________________________________________
2. Важнейшим признаком ЗПР является _________________________
_______________________________________________________
3. Укажите основные виды ЗПР (по классификации К.С.Лебединской)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Причинами ЗПР конституционального происхождения являются
______________________________________________________________
5. Какие проблемы наблюдаются у ребенка с психогенной ЗПР
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Где рекомендовано обучение детей с ЗПР _________________________
7. В структуре нарушений психического развития при ЗПР на первый план выступает ________________________________________________________
8. Причинами ЗПР соматогенного происхождения являются
_____________________________________________________________________________________________________________________________
9.В чем проявляется эмоционально-волевая незрелость при конституциональной ЗПР ____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10 Какой вид ЗПР сложнее всего поддается психолого-педагогической коррекции и имеет менее благополучный прогноз развития
______________________________________________________________
4 Тема: Дефицитарное развитие Фамилия ____________________
1.Что относится к дефицитарному типу развития _________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие группы выделяют среди лиц с нарушениями зрения ___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что такое «форменное зрение» у слепых ___________________________
______________________________________________________________
4. Укажите основные функции глаза ______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Укажите основные причины нарушения слуха _____________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В чем принципиальное различие психического развития рано оглохших и поздно оглохших ___________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Укажите возможные вторичные дефекты при глухоте ________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Укажите основную особенность мышления при глухоте _________
__________________________________________________________
9. Что такое ДЦП ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
10. Укажите основные компоненты в структуре двигательного дефекта при ДЦП ___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие вторичные дефекты возможны при ДЦП ______________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 Тема: Искаженное и дисгармоническое развитие Фамилия _______
1.Что является наиболее важным показателем искаженного развития
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что может стать причиной РДА _____________________________________
__________________________________________________________________
3. Укажите основные признаки РДА _________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
4. В чем специфика «зрительного поведения» при РДА _________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что характерно для интеллектуального развития детей с РДА
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое «феномен тождества» как одно из проявлений РДА
__________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие виды (формы) РДА выделяю К.С. Лебединская и О.С.Никольская
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что является моделями дисгармоничного развития _________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Что характерно для дисгармоничного развития ___________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10 Укажите обязательные признаки психопатии (по П.Б.Ганнушкину)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11 Укажите основные причины возникновения психопатий _____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
12. В чем состоит различие между психопатией и патологическим формированием характера ___________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
13. Чем обусловлен истероидный тип патологического формирования характера _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Укажите основные механизмы патологического формирования характера
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тематика рефератов
· Особенности когнитивного развития детей с умственной отсталостью (можно взять разный возраст)
· Особенности личности детей с умственной отсталостью
· Особенности развития детей с ЗПР
· Проблема ранней диагностики отклонений в развитии детей
· Методы специальной психологии
· Психологические особенности глухих детей (можно взять разный возраст)
· Психологические особенности слепых детей (можно взять разный возраст)
· Психологические особенности детей с ДЦП (можно взять разный возраст)
· Психологические особенности детей с РДА (можно взять разные формы)
· Поведенческие проблемы детей с РДА
· Деменция в детском возрасте
· Психопатии в подростковом возрасте
· Нарушения темпа полового созревания у подростков
Литература
1). Основная литература
1.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2010.
2. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. – М., 2006.
3. Основы специальной психологии/ под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2010.
4. Специальная психология/ под ред. В.И.Лубовского. – М., 2008.
5. Шаповал И.А. Специальная психология. – М., 2005.
2). Дополнительная литература
1. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация – универсальный биологический механизм приспособления. – М., 2008.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М., 1983.
3. Забабурина О.С. Введение в специальную психологию. – Орел, 2000.
4. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М., 2006.
5. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. – М., 2010.
6. Максимова Н.Ю., Милютина Е.М. Курс лекций по детской патопсихологии. – Р-д-Д, 2000.
7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб, 2001.
8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 2009
9.Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Ппсихолого-педагогическая диагностика. – М., 2003.
10. Основы специальной психологии/ ред. Л.В.Кузнецовой – М., 2004
11.Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. – М., 1996.
12. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями в развитии/ под. ред. Савиной Е.А. – М., 2008.
13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети. – М., 2004.
14. Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб., 2003.
15. Специальная психология/ ред. В.И.Лубовского – М., 2010
16. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.
17. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. – СПб, 2002