Таможенно-тарифное регулирование; понятие и правовая основа

Таможенное регулирование в таможенном союзе определено ч.1 ст.1 Таможенного кодекса Таможенного Союза (ТК ТС), как правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Единую таможенную территорию таможенного союза, составляют территории Республики Беларусь Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией и являются таможенной границей таможенного союза.

Таким образом, таможенное регулирование - деятельность по установлению, изменению и дополнению правил в таможенной сфере (таможенные правила).

Соблюдение этих правил является условием реализации лицами прав на перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза.

Статья 2 ФЗ 2010г. "О таможенном регулировании в РФ", содержит следующее определение таможенного регулирования в РФ: «Таможенное регулирование в РФ в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ».

ФЗ 2003 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» ст.2 - таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, в не урегулированной им части в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенное законодательство таможенного союза помимо Таможенного кодекса включает в себя регулирующие таможенные правоотношения международные договоры государств участников союза и решения Комиссии таможенного союза.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с ФЗ 2010г. "О таможенном регулировании в РФ", ФЗ 2003 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В РФ в соответствии ст.71 Конституции таможенное регулирование находится в ведении РФ, а это означает, что соответствующей компетенцией в данной области наделены только федеральные органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела).

К предмету регулирования таможенного законодательства относятся таможенные правила, компетенция по их принятию и закреплению в конкретных документах, порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов, должностных лиц таможенных органов, осуществляющих непосредственный контроль соблюдения таможенных правил.

Таможенное законодательство находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями законодательства, допускает отсылки к другим смежным отраслям. Обеспечение соблюдения таможенных правил возложено законодательством на таможенные органы государств-участников таможенного союза, наделенные соответствующими полномочиями.

Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

1.Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

2.Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

- Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин

- Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу

- Таможенный режим

- Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Построение этих элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров:

1.Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ)

2.Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров

3.Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП

4.Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: