Тема №3. Классический период в античной греческой философии

План:

1. Софисты и этический рационализм Сократа;

2. Философия объективного идеализма Платона;

3. Учение о бытии Аристотеля.

           Классический период охватывает 5 – середину 4 века до н.э. Классическим этот период назывался потому, что в этот период были созданы самые крупные философские системы эпохи античности. Это системы Платона и Аристотеля, которые оказали огромное влияние на последующее развитие Западноевропейской философии,в.т.ч. на философию Средневековья, на философию эпохи Возрождения и на философию Нового времени.

           Классический период начинается в городе-государстве Афины. Афины в 5 веке до н.э. имели демократическое устройство, при котором все его граждане достигшие совершеннолетия, за исключением рабов, независимо от происхождения, имущественного положения, поочерёдно, через прямые выборы, принимали участие в деятельности всех государственных органов. Это государственный совет, военный совет, народный суд, народное собрание и другие.

Этот демократический строй делал крайне востребованным умение граждан при обсуждении различных вопросов защищать и отстаивать своё мнение. И отстоявший своё мнение в том или ином вопросе признавался правым. В связи с этим, данный период начинается не с Сократа, а с деятельности софистов (от слова «софия» - «мудрость»). Софисты – это учителя мудрости, которые занимались тем, что учили,в особенности, молодых афинских граждан в споре отстаивать своё мнение. Жтим они способствовали развитию таких наук, как: гграмматика, лингвистика, логика, риторика. Софистам принадлежит большая заслуга, которая заключается в том, что именно с них начинается антрополгический поворот в античной греко-римской философии. Антропологический поворот –это значит, что если натурфилосоыфия Древней Греции была космологической и космогонической, то уже Протогор (один из самых известных софистов) заявляет, что человек есть мера вех вещей, что именно он является ентром вселенной и исходя из его интересов нужно рассматривать мир, включая природу и космос. Это стимулировало поворот к иследованию проблемы человека, а следовательно и проблемы общества и истории. Впервые было отмечено, что общество и природа – это два качественно различные виды бытия. Известны многие софисты, такие как Протогор,ПрокулГоргий, Продик, Антифонт и другие. Софисты показали, что существует два вида закона: это законы природы – они вечны, неизменны, непреодолимы, и законы общества, которые усанавливаются людьми и зависят от интерсов той группы людей, которая в данное историческое врмяаходятся у власти в государстве, что также позводило различать законы объективные и законы, несущие на себе отпечаток субъективной воли отдельных людей и отдельных групп людей, которые находятся у власти в тот или иной период времени.

Все это - положительные стороны деятельности софистов, но была также и негативная сторона, против которой выступил Сократ. Она состояла в том, что софисты,получающие деньги за обучние, приучали в спорах использовать недобросовестные приёмы, с целью ввести оппнета, незаметно для него, в заблуждение. А это приводило к тому, что возникало мнение, и втч у учеников софистов, что объективной истины, общей для всех не сууществует, истина на стороне того, кто умеет доказать что он прав. Т.е. истина субъективна, изменчива и относительна.

С этим подходом к пониманию истины не мог согласиться Сократ, который был истинным патриотом своего города, для которого будущее государства не было езразличным. Сократ родился в Афинах, в 5 веке до н.э., в возрасте 70 лет он принял чашу с ядом и покончил с собой. Сократ был из беднойсемьи – его мать была повитухой. А отец был каменотёсом (архитектор), кем стал и сма Сократ. У него была жена и 3 детей, о кторых мало заботился, в связи с тем, что занимался государтвенными и общественными делами. Он не сичтал себя филосовом и не написал ни одного филосовского сочинения, но он выступил против софистов и взял на себя задачу научить граждан различать добродетель и порок, добро и зло. Научить их познавать самого себя, т.к. Сократ считал, что только зная самого себя и идя по пути добродетели можно стать счастливым. А к счастью стремится каждый, но не каждый знает в чём оно заключается. Для того, чтобы доказать, что истина одна, он изобрёл свой метод, который назвал Майевтикой (так называлось искусство родовспоможения в Древней Греции). Сократ сам говорил,что подобно тому как моя мать помогает ребёнку родится на свет, я помагаю истине родитьсяна свет. Отсюда дошедшее до нас высказывание: «В споре рождается истина». Этот метод реализовался в четыри стадии:

1. Сократ задавал своим слушателям вопросы на актуальные темы и выслушивал самые разные мнения;

2.  Затем через целую серию хитро поставленных вопросов, он, не навязывая своего мнения, незаметно заставлял разные мнения постепенно сближаться.

3. Вследствие этого все его слушатели приходили к общему мнению.

4. А четвёртая стадия – это формулировка всеми признаваемого за истину общего мнения.

Показывая, что в любом вопросе можно прийти к общему мнению, независимо от того, насколько они разные, Сократ демонстривровал, что истина одна одна, что она общая и обязательна для вех, объективная, абсолютная и неизменнаая. В первую очередь это касалось вопросов о нравственных качествах человека, т.е. все нравственные качества человека имеют неизменное сдержание. Неизменность их содержания Сократ связывал с тем, чтосчитал что человеческая душа божественна, бессмертна и что будучи божественной она подлинное знание нравственных качеств уже в себе изначально заклчает. Но не каждый человек актуалилизирует это знание, в поседневных делах и аботах, он не озобочен познанием своей души, а помнению Сократа – это главная задача человека. В вопросах познания внешнего мира, общества – был агностиком, те. Он считал, что это невозможно, потому что мир настолько сложен и бесконечен, а человеческая жизнь слишком которока и интелектуальные, позновательныевозмоноти тоже ограничены. Он считал что их нужно использовать с целью познния своей души. А познав самого себя, содержание своей души, разделив добро и зло, он считал что человек его больше не совершит. Сократ считал, что люди творят зло, птотому что они не знают, что это есть зло, и если даже и знают, то это внешне заимствованное знание, а знание обретенное в процессе самоанализа, самопозанияне способствует совершению безнравственных поступков. Сократ считал, что безнравственный человек, счастливым быть не может, только добродетель есть путь к счастью. Отсюда и название ег учения – этический рационализм. Слово этика с древнегреческого – это учение о морали, а рационализм – от слова «рацио» - разум. Т.Е РЕЧЬ ИДЁТ О рациональном познании морали. Сократ считал, что обретя это зананиечеловекк начинает слышать голос своей души. Голос души Сократ назвал – даймонион или демоний. Демоний – это совестьчеловека.Услышать свой голос и следовать ему – это путь который ведет к счастью.

Сократ, несмотря на то, что сам был выходцем из бедной семьи, считал что управлять обществом должны аристократы, поскольку они получают необходимое для этого воспитание, образование и время, котореои могут посявятить делам управления.Однако, т.к. Афины имели демократический общественный государственнфй строй, афинскаядемократияобвтнила Сократа, в том что он противоречит традициям и обыяаям государства, в результате чего Народным судом Афин он был приговорён с смертной казни. И когда его ученики, подкупив стражу, освободили его и оставалось толко пересечь границу Афин, он заявил, что считает приговор несправедливым, но он не в праве противоспостаялять свою волю воле Нородго суда, избранного всенародным голосованием. В результате у=чего. Выпил чашу с ядом и скончалсяв возрасте 70-ти лет. Он полагал, что после смери его божественная душа переселится в человека ещё более мудрого,чемон сам., поскольку, как он надеялся - он был добротельным человеком и выполнил свой долг перед обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: