Тема 1. Транспортный процесс и классификация перевозок

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК

Введение

Транспорт — одна из ключевых отраслей народного хозяйства. От четкости и надежности его работы зависит работа предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, настроение людей и их работоспособность. Производственное значение транспорта определяется необходимостью перемещения грузов с мест производства в места потребления и дальнейшей обработки.

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.

Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.

 

Автомобильный транспорт – одна из важнейших отраслей экономики страны, которая развивается как составная часть единой транспортной системы. Наряду с другими видами транспорта он обеспечивает производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, а также удовлетворяет потребности населения в перевозках.

Постоянный рост объемов автомобильных перевозок и постоянное техническое обновление автотранспорта требуют непрерывного совершенствования организации транспортного процесса. Методы орга­низации перевозок разрабатываются с учетом требования систем производства и потребления, обслуживания автомобильным транспортом и на основе координирования действий всех участников транспортного процесса – автотранспортных и транспортно-экспедиционных предприятий, станций железных дорог, портов, складов и баз, снабженческо-сбытовых и торговых организаций. Разработка и внедрение единых технологических процессов дают в результате ускорение продвижения грузов и максимально эффективное использование подвижного состава.

В теории транспортного процесса грузовых и пассажирских перевозок имеется много общих вопросов, для которых характерны одни и те же закономерности. Различие между ними заключается в том, что транспортировка грузов является продолжением производствен­ного процесса, чем и определяются положения теории транспортного процесса грузовых перевозок.

Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный. Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов.

В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров.

Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был явно отрицательным – резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т.д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного хозяйствования. Предприятия и организации остались один на один с рыночной стихией.

Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что рыночные отношения в экономике ни в коей мере не исключает, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего регулирования транспортной деятельности.

В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

На автотранспорте производственный процесс представляет собой перемещение грузов и людей – так называемый транспортный процесс.

 

Рациональная организация перевозок имеет большое значение для повышения эффективности работы АТП. Организация перевозок является фактором снижения транспортных издержек в народном хозяйстве страны.

 

Грузовые перевозки - это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается развитием автотранспорта. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым, быстрым и гибким видом транспорта – автомобильным.

Требования к эффективности и качеству работы относятся непосредственно к транспортно-производственному процессу. Особое значение имеют бесперебойность, сокращение сроков доставки и безотказность всех звеньев транспортного конвейера.

Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения России в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.

Автомобильный транспорт способен оперативно осуществлять большие задачи в обеспечении автомобильными перевозками отраслей народного хозяйства, а также населения.

Процесс автомобилизации является составной частью технического прогресса и оказывает серьезное влияние на структуру экономики, культуру, здоровье людей, их физическое развитие.

Автомобильный транспорт обеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов и пассажиров, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, вовлечению в процессе общественного воспроизводства ресурсов отдельных районов, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения.

Наряду с общими чертами, характерными для всех отраслей материального производства, автомобильный транспорт обладает и рядом особенностей.
 Продукцией автомобильного транспорта является перемещение готовых продуктов из сферы производства в сферу обращения или перемещение людей.

На автомобильном транспорте процесс производства и реализации продукции слиты воедино. Продукция транспорта не отделена от самого процесса производства. Из этой особенности транспортной продукции вытекает, что ее нельзя накапливать или резервировать, как это делается во многих других сферах материального производства.

Стоимость перевозки груза автомобильным транспортом добавляется к стоимости этого груза. В результате перемещения продукции в сфере обращения с нею происходит важная материальная перемена ее местоположения по отношению к потребителю. В ходе перемещения изменяется не только потребительная стоимость, но и стоимость перевозимых продуктов на величину транспортных издержек.


Тема 1. ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: