Политика просвещённого абсолютизма. Екатерина II (1762 – 1796)
Пришла к власти в результате переворота, опираясь на гвардию, русское дворянство (Никита Панин, Д. И. Фонвизин, Екатерина Дашкова). Обещала царствовать популярно и либерально.
Заимствовала идеи просветителей: Вольтера (состояла с ним в переписке), Монтескье, Руссо, Дидро, представителей начала развития новой европейской цивилизации, развития правового государства.
Просвещённый абсолютизм – попытка построить законную самодержавную власть, перестроить государственный аппарат в соответствии с духом времени, сохраняя привилегии дворянства; ослабить социальные противоречия. Объективно политика способствовала развитию капиталистического уклада.
Т.е. попытка модернизации, приспособления самодержавия к условиям Нового времени.
Путь – издание законов, совершенствование управления, политика гласности и полемики в обществе.
- «Манифест 6 июля» - против самовластия.
- Реформа Сената 1763 г. – разделение Сената на 6 департаментов с определением полномочий и компетенций. Упорядочивала деятельность Сената, но фактически ослабляла его роль.
- 1764 г. – отмена гетманства на Украине – автономия Украины ликвидирована (теперь там генерал- губернатор).
- 1764 г. – секуляризация церковных земель (огосударствление) – земли и около 1 млн. мужских душ крестьян перешли в ведение Коллегии экономики, стали «экономическими крестьянами».
- 1763 г. - принцип веротерпимости.
- Ввела в жизнь Манифест о вольности дворянства 1762 г., изданный ещё при Петре Третьем: право не служить, владеть землями, крестьянами, разрешено выезжать за границу, домашнее обучение, заниматься винокурением.
- 1767 г. – Созыв Уложенной Комиссии для сочинения проекта нового Уложения. Комиссия – выборный орган, 572 депутата: 45% дворян, купечество, казаки, крестьяне не из крепостных. Депутаты уравнивались в правах, освобождались от угрозы смертной казни, пытки, телесных наказаний, конфискации имущества.
Было собрано 1600 наказов с мест – «дабы лучше узнать нужды и чувствительные недостатки народа».
|
|
Руководящим документом стал собственный Наказ Екатерины II, 22 главы, 655 статей.
Цель – «Блаженство каждого и всех».
Законы нужны для воспитания граждан.
Свобода («вольность») – право делать то, что законы позволяют.
Равенство понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами.
Обосновывала необходимость самодержавного и сословного устройства для России (Монтескье – географическое устройство влияет на форму правления).
Комиссия работала чуть более 1 года, была распущена в 1768 году на неопределённое время под предлогом начавшейся войны с Турцией. После крестьянской войны Е. Пугачёва Екатерине пришлось выбирать между дворянским окружением и революционностью масс, править или либерально – против дворян, или популярно – в интересах дворян.
|
|
Идеи Наказа нашли отражение позже в указах и жалованных грамотах.
- Полемика с русским просветителем Н.И.Новиковым. Возглавлял типографию Московского Университета, издано более 800 книг, детский, женский, сельскохозяйственный, экономический журналы.
Екатерина издавала журнал «Всякая всячина» - причины недостатков видела в слабостях человека, в пороках. Новиков издавал журналы «Трутень» и «Живописец» - против крепостного права, государственного устройства.
Новиков был обвинён в связях с масонами, с Павлом – отправлен в Шлиссельбургскую крепость.
19.Общественная мысль и общественное движение в России во II четверти XIX века.
I. Охранительное направление (консервативное).
Представителями этого направления были ещё Карамзин, Жуковский, а теперь – Греч – журналист, филилог, писатель, издавал реакционную газету «Северная пчела»; Булгарин – журналист, писатель; Погодин – историк, писатель, норманист, академик; Уваров – министр народного просвещения, Президент Академии Наук.
Триада «Православие, самодержавие, народность» - теория «официальной народности» («теория казённого патриотизма»).
Резко противопоставляли Россию «гниющему Западу». Отмечали благодетельное влияние самодержца на народ и патриархальную заботу помещика о своих крестьянах. Самодержавие – единственно возможная форма правления в России, обеспечивает социальный мир, «добровольный союз государя и народа». Крепостное право – благо для народа.
II. Либеральное направление.
Предшественниками являлись Чаадаев (участник войны 1812 г., в 1821 г. принят в Северное тайное общество декабристов, 1823 - 1826 гг. – за границей). Критическое отношение к русской истории, в том числе к православию, самодержавию, крепостничеству. Россия не участвует в важнейшем историческом процессе, не внесла вклада в мировую культуру (виной тому в т.ч. православное мировоззрение). Россия осталась на обочине столбовой дороги мировой цивилизации. Написал «Философические письма», первое было опубликовано в журнале «Телескоп» Надеждина. Чаадаев объявлен сумасшедшим, находился под домашним арестом.
Понять, что представляет собой Россия, каково её место в мировой истории, какие силы направляют её развитие, потом браться за переустройство – этот главный исторический и философский вопрос стал центром идейной жизни 30-х – 40-х годов, но обсуждался не в тайных обществах, а на страницах журналов, университетских кафедрах, в светских салонах. Станкевич. Считал, что просвещение – главная сила. Основал литературный кружок – предшественники западников и славянофилов.
Сложилось два либеральных оппозиционных государству течения – западники и славянофилы.
Западники | Славянофилы | |
Путь развития Форма правления Свободы Крепостное право Реформы Петра I | Боткин - литератор, Грановский - историк, Кавелин – юрист и историк, Катков («Русский вестник»), Чаадаев, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин – историк., профессор Московского университета. «Отечественные записки», «Современник». Исходили из единства исторического развития, в России должны утвердиться европейские порядки Конституционная монархия (парламентское устройство) Политические свободы Отмена крепостного права Свобода предпринимательства Пётр сблизил Россию с Европой | Братья Аксаковы (один из них писатель), братья Киреевские- фольклорист и публицист, Ю. Самарин – философ, историк, публицист, Хомяков – религиозный философ, публицист, Кошелев, Черкесский. У России отличный от Запада путь развития (у каждого народа своя судьба) Неограниченная власть царя, но право народа свободно выражать мнение через Земские соборы, в печати («сила власти - царю, сила мнения – народу») Против деспотизма, защита прав личности Отмена крепостного права Произошёл разрыв русской истории. Пётр разрушил гармоничный уклад русской жизни, основанный на принципе согласия, коллективизме, общинном начале. А западной официальной законности противопоставляют индивидуализм. Православие – духовное свойство русского народа (совершенствование направлено внутрь, а не на преобразования во вне) |
|
|
Общее: необходимость преобразований, реформ; отмена крепостничества; против деспотизма; неприятие революции (мирный, эволюционных характер преобразований); просветительская деятельность.