В системе отраслей российского права

Тема 1. Понятие уголовно-исполнительного права

       

  1. Уголовно-исполнительная политика и ее взаимосвязь с уголовно-исполнительным правом.
  2. Понятие, предмет, метод, система уголовно-исполнительного права и его место в системе отраслей российского права.
  3. Принципы уголовно-исполнительного права.
  4. Наука уголовно-исполнительного права (доклад).

 

Уголовно-исполнительная политика и ее взаимосвязь

С уголовно-исполнительным правом

Политика и право являются взаимосвязанными категориями. Право и законодательство являются средством выражения и закрепления политики. Политика в свою очередь влияет на создание и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства. Политика определяет принципы, стратегию, основные направления и способы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество. Политика России направлена на построение правового государства и на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная политика государства имеет сложную структуру и важное место в ней занимает политика в сфере борьбы с преступностью (или правоохранительная политика). Правоохранительная политика государства определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Из правоохранительной политики, в свою очередь, выделились уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная политики.

Если уголовно-правовая политика определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основание, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания, то УИ имеет более узкое содержание: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, основные формы и методы по обеспечению исполнения наказания.

Формирование УИ политики зависит от ряда социальных факторов: социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структура и динамика преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, развитие общественных наук.

Социально-политическое благополучие общества, четкость политических целей, которые ставит перед собой государство, последовательная их реализация исполнительной властью, стабильность развития, отсутствие крупномасштабных социальных конфликтов создают благоприятные условия успешной реализации целей и принципов политики в сфере исполнения наказания. Напротив, дестабилизация социально-политической обстановки, неясность и противоречивость целей общественного развития, социальная напряженность и социальные конфликты оказывают деструктивное влияние на формирование и реализацию политики в сфере исполнения наказания.

Политика в сфере исполнения наказания зависит во многом от нравственного состояния общества, от уровня его правового сознания. С обострением социальных отношений ослабевают нравственные устои общества, а это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование УИ политики. Она становится более жесткой.

Непосредственное влияние на УИ политику оказывает экономическое состояние общества. Экономически сильное государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной. В условиях экономического кризиса образуется разрыв между принципами УИ политики, закрепленными в УИ законодательстве, и реальным их воплощением (арестные дома, исправительные центры – не построены).

Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие УИ политики, оказывает состояние преступности. При стабильном уровне преступности или ее снижении политика в данной сфере, как правило, более гуманна. Однако рост преступлений, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осужденными непосредственно влияют на УИ политику. В ст. 15 Конституции РФ отмечено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Важным фактором, оказывающим влияние на формирование УИ политики, являются достижения науки УИ права и других наук. В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными (1955 г.) говорится о необходимости использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении правил обращения с заключенными. Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуются уголовным, УИ правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией.

Субъектами формирования политики в сфере исполнения наказаний являются Президент РФ и Федеральное Собрание РФ. Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства, а следовательно, и основные направления политики в сфере борьбы с преступностью, частью которой является политика в области исполнения наказания. Федеральное же Собрание РФ, принимая соответствующие законы, в том числе уголовные и УИ, акты амнистии, рассматривая вопросы борьбы с преступностью, тем самым оказывает влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания. Все иные органы государственной власти и управления РФ, а также субъектов РФ лишь реализуют ее в своей деятельности.

Понятие, предмет, метод, система уголовно-исполнительного права и его место

в системе отраслей российского права

УИ право – это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) видов наказания, применения средств исправительного воздействия.

Как самостоятельная отрасль права, УИ право характеризуется собственными предметом и методом правового регулирования, а также системой норм.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 УИК РФ к предмету УИ права относится установление общих положений и принципов исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от отбывания наказания и оказания помощи освобожденным лицам.

Следует отметить, что процесс формирования УИ законодательства, следовательно, и предмета, еще не завершен. Так, например, остались не урегулированными вопросы контроля за поведением условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания (в Разделе 8 УИК РФ регламентирован лишь контроль за условно осужденными).

Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования УИ права – императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Однако это не исключает применения диспозитивного метода правового регулирования и метода поощрения.

Диспозитивный метод применяется в УИ праве все более широко. Его сущность заключается в предоставлении осужденному права выбора варианта действий в предусмотренных законом случаях. Например, осужденные к лишению свободы могут по своему выбору приобретать продукты питания и товары первой необходимости в соответствии со ст. 88 УИК РФ. Разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное и длительное свидание – телефонным разговором, а в воспитательных колониях – длительное свидание с проживанием вне ИУ краткосрочным с выходом за пределы колонии (ч. 3 ст. 89 УИК РФ). Однако допускается такое по просьбе самого осужденного в его интересах, что создает благоприятные условия для реализации предоставленных ему прав.

Метод поощрения же представлен нормами, содержащимися в ст. 113 УИК РФ.

В систему норм УИ права входят УИК РФ и другие ФЗ (Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ФЗ от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

УИ право подразделяется на общую и особенную части. В общей части УИ права содержаться положения о целях, задачах, принципах, системе и структуре УИ законодательства, системе учреждений и органов, исполняющих наказание и контроле за их деятельностью, правовом положении осужденных, средствах их исправления. В особенной – содержаться номы, регламентирующие порядок и условия исполнения отдельных видов наказаний, а также нормы об освобождении от отбывания наказания.

УИ право наиболее тесно связано с уголовным (материальным)[1] правом, уголовно-процессуальным правом (например, Раздел 14 УПК РФ «Исполнение приговора»: ст. 390 УПК РФ – Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению; ст. 398 УПК РФ – Отсрочка исполнения приговора). С конституционным правом (правовой статус личности), с административным правом (управление учреждениями и органами, исполняющими наказания, прохождение службы сотрудниками этих органов), а также трудовым, гражданским (например, ст. 102 УИК РФ – Материальная ответственность осужденных к лишению свободы), семейным правом, психологией, педагогикой, криминологией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: