Существует различие между понятиями расстояние и пробег
Расстояние – величина постоянная и характеризует отдаленность
Пробег – величина переменная и характеризует пройденный путь автомобиля при выполнении перевозок.
Пробег может быть нескольких видов:
1. Общий (Lобщ)
А) производительный (с грузом) (Lгр)
Б) непроизводительный
· Холостой (Lхол) – технологически оправданный
2. Нулевой (ℓо) – пробег от АТП до пункта первой погрузки или от пункта последней разгрузки до АТП. Этот пробег учитывается в начале и конце дня, т.е. один раз.
Lобщ = (ℓгр + ℓхол) * z + ℓо
3. Пробег за ездку
ℓе = ℓгр + ℓхол
4. Пробег за день, сутки и т.д
Lобщ = Lгр + Lхол + ℓо
Если разные расстояния перевозки грузов, то Lгр = ∑ℓгр
Если одинаковое расстояние перевозки, то Lгр = ℓгр * z
Длина ездки с грузом (ℓег) и расстояние перевозки (ℓп) различаются.
Расстояние ездки с грузом характеризует пробег, который выполняет автомобиль за одну ездку при работе на маршруте.
|
|
ℓп– относится только к грузу (другими словами – средневзвешенное расстояние)
ℓп = Р / Q = ∑ (Qi * ℓпi * γс) / ∑ Qi
ℓп = (qф1*ℓп1+ qф2*ℓп2+ …+ qфn*ℓпn) / (qф1+ qф2+ …+ qфn),
где qф1 = qн* γс1; qф2 = qн* γс2; и т.д.
В общем случае ℓег и ℓпразличаются, но они могут быть и равны:
если идет постоянная загрузка (qф= const) и постоянное расстояние ездки с грузом
ℓп = (qф*ℓег1+ qф*ℓег2+ …+ qф*ℓегn) / (qф+ qф+ …+ qф) =
= qф*∑ℓег / qф* z = Lгр/ z = ℓег
Эти показатели могут изменяться в зависимости от:
· Размещения грузовых пунктов;
· Структуры объемов грузов
На расстояние перевозки влияет класс перевозимых грузов, тип подвижного состава.
СПС на большие расстояния не используется (до 100 км).
Между показателями, определяющими расстояние и структуру груза, существует зависимость. Рациональное закрепление поставщиков за потребителями приводит к сокращению пробега при доставке груза.
Показатели использования пробега
Коэффициент использования пробега (β) определяет какую долю в общем пробеге составляет производительный.
β = Lгр / Lобщ
Чем лучше β, тем лучше составлена маршрутная сеть.
За ездку: βездки = ℓгр / (ℓгр + ℓхол)
За день:: βдень = Lгр / (Lгр + Lхол + ℓо)
Βездки > βдень
По коэффициенту использования пробега маршруты делятся на:
· Простые маятниковые (β = 0,5)
· С обратным груженным пробегом (β = 1)
· С обратным не полным груженным пробегом (0,5 < β < 1,0)
На величину β влияют:
· Взаимное расположение АТП и грузовых пунктов
· Направление грузопотоков (организация обратной загрузки)
|
|
· Структура грузопотоков (чем разнороднее грузоперевозки, тем хуже показатель)
· Структура ПС АТП (чем выше разнотипность, тем хуже показатель)
· Качество суточного планирования.
Показатели скорости
Скорость _ показатель, характеризующий, какое расстояние преодолевает транспортное средство за единицу времени.
Существует несколько видов скоростей:
1. техническая — скорость чистого движения, представляет собой среднюю скорость транспортного средства во время движения:
νт = Lобщ / tдвиж
Эта скорость зависит динамики и технического состояния автомобиля, от его загрузки, дорожных условий, интенсивности движения, частоты остановок при регулировании движения, квалификации водителя, особенности груза.
2. эксплуатационная скорость – условная средняя скорость за все время пребывания автомобиля в наряде.
νэ = Lобщ / Т н
3. сообщения — скорость, с которой передвигается груз, зависит еще и от погрузочно-разгрузочных работ.
νс = Lобщ / (tдвиж + tп-р)
Показатели времени
· Время в наряде — представляет собой время производительной работы единицы подвижного состава на линии и включает время движения, время простоя под погрузкой-разгрузкой, а также время необходимых технологических простоев (tт.п) (заправка, необходимый отдых водителя)
Тн =((N об * ℓег / β) + ℓо) / νт + N об * tп-р + tт.п
· Время работы на линии складывается из времени в наряде и предусмотренного действующими правилами времени обеденного перерыва водителя (определяется по путевым листам, как разница между временем возврата в АТП и временем выезда на линию).
Тл = Тн + tобед
· Время на маршруте представляет собой время работы автомобиля без учета нулевого пробега:
Тм = Тн – ℓо / νт
· Время смены складывается из времени работы на линии и времени подготовительно-заключительных работ, выполняемых на АТП до выхода автомобиля на линию и после его возвращения с линии:
Тсм = Тл + tп-з
· Время ездки представляет собой время движения автомобиля за одну ездку и время простоя под погрузкой-разгрузкой
Те = ℓег / (νт β) + tп-р
· Время оборота складывается из времени движения автомобиля за оборот и суммы времени простоя под погрузкой-разгрузкой или время ездки, умноженное на количество ездок.
tоб = Те * z
· Время движения
Тдв = ℓег / (νт β)
· Время простоя ПС под погрузкой-разгрузкой представляет собой сумму времени погрузки и разгрузки во всех грузообразующих и грузопоглощающих пунктах, деленное на количество ездок за оборот:
tп-р=(∑ tп-р) / z
Нормативное время простоя под погрузкой-разгрузкой зависит от таких величин, как номинальная грузоподъемность, класс груза, тип подвижного состава. (см. норматив)