Материалистическое учение об обществе и его истории Карла Маркса

До Маркса понимание общества даже у материалистов оставалось идеалистическим. Последний представитель домарксовской философии Людвиг Фейербах был материалистом, его материализм был антропологическим. Сам Фейербах говорил: «Идя назад я с материалистами (т.е. идя от общества к природе), идя вперёд (от природы к обществу), я не сними» Материалистически понимая природу и человека как природное существо он проигнорировав диалектический метод Гегеля, всё же оставался идеалистом во взглядах на общество. Он считал что развитие науки, развитие морали, развития других форм гуманитарного сознания и будет тем способом благодаря которому в будущем будет обеспечено установление общество всеобщего благоденствия. Просвещение, наука, гуманистическая философия тире это все сферы духовной жизни общества. То есть духовные сферы он считал основными, определяющими в жизни общества. Также как и сами идеалисты, например Кант, который считал что определяющими в жизни общества является морально-нравственные сознания, Иоганн Готлиб Фихте он выдвигает на передний план правовое сознание общества он считает что правовые идеи могут обеспечить благополучное существование общества, его процветания и благоденствия. Иоганн Йозеф шеллингсчитает что определяющим жизни общества является религиозное сознание. Гегель, который считал что философское сознание как абсолютный как предельное состояние эволюции абсолютной идеи заключает в себе всё то, что необходимо для решения любой проблемы. Запятая Всё что необходимо человечеству в обществе, согласна дал марксовское философии определяющую роль играют идейные мотивы людей на индивидуальном уровне и идеи формы общественного сознания на уровне общества в целом. То есть Каковы идеи которые существуют в обществе какого такого и общество, каков уровень его экономического, политического, и нравственность состояние точка так такое понимание имело свою основания и причины. В эпоху рабовладение умственный труд отделился от физического точка С тех пор он развивался относительно автономно от практической жизни общества точка за то время которое протекло с эпохи рабовладения духовное производство обрела свою историю, логику, структуру, организацию и в сознании тех кто занимался духовным производством укоренился предрассудок, убеждение в том убежденность в том, что духовное производство не имеет ничего общего с производством материальным, что оно не имеет ничего общего с практикой, а если имеют по идее первично по отношению к практике, Именно они изменяют практику, а не практика порождает и изменяет идеи которые существуют в обществе. Следует отметить, что люди которые занимались духовным производством которые работали в сфере духовного производства были, как правило, из высших слоев общества, то есть людьми которые никогда не занимались физическим трудом. Они в силу своего воспитания, образования, всего-то и деятельности которые занимались на протяжении всей своей жизни имели делаю только с идеями. Это способствовало формированию у них убеждения убежденность в том что именно этот материал с которым они работали является основой является определяющим решение для решения в решении всех социальных проблем. Но также следует отметить что идея действительно играет в жизни общества огромную роль, они не просто пассивно воспроизводит практику, передовые, адекватные, объективной истины и идеи оказывают обратное влияние на практику и изменяют ею, подтягивают ею до своего уровня

Если бы они не способствовали прогрессивным изменениям, которые происходят в обществе, т.е. не оказывали бы на практическую жизнь обратное влияние, то обществу вообще не нужно было идейное развитие. Но означает ли это, что идейные мотивы индивидов и те или иные формы сознания являются причинами самих себя, означает ли это, что они безосновны и развиваются самостийно. Этот вопрос поставил перед собой Карл Маркс, занимаясь изучением общественной жизни. Согласно учениям Демокрита, Аристотеля, учениям Бенедикта Спинозы, Гегеля, в мире нет ничего беспричинного, т.е. сознание, те или иные идейные мотивы, учения, теория, взгляды возникают в силу действия объективных причин, причин, которые не зависят от идейных мотивов людей, а наоборот их определяют.

Исследуя этот вопрос, Маркс  отмечает несколько важных моментов:

· Он говорит, что общество действительно отличается от природы, и отличий много. Природа, в отличие от общества, вечная, несотворимая и неуничтожимая, бесконечная во времени и в пространстве. Кроме того, в обществе действуют люди,  наделённые сознанием  и волей, а в природе нет никаких сил, наделённых теми же свойствами, в природе действуют бессознательные силы, действия которых предсказуемы, т.к. на них не действует субъективный фактор. В отличие от природы, общество есть результат деятельности людей, которые его образуют и все, что создаётся на каждом этапе исторического  развития, создаётся людьми (производительные силы, производственные отношения, духовная и материальная культура). Встаёт вопрос, означает ли это что общество создаёт само себя благодаря сознанию и воле, которые являются причинами самих себя. Отвечая на этот вопрос можно сказать, что действия людей и общественные процессы не всегда носят осознанный, преднамеренный характер. Даже стихийные выступления рабочих в середине 19 века не были осознанными. Ненависть к существующему общественному строю толкала их на эти выступления, но объяснить, чего они добиваютсяи какими способами хотят этого добиться, они не знали. Это и сделали за них основоположники марксистской философии.

· Даже если действия людей носят осознанный, преднамеренный характер, они не всегда могутпредвидеть их исход, т.к. действия одних индивидов, направленных на решение определённых проблем, наталкиваются на действиябесчисленного  множества других людей.

· При ближайшем рассмотрении оказывается, что люди ставят цели, условия, для достижения которых уже имеются в наличии или находятся в стадии становления. Конечно, среди людей есть и такие, что ставят перед собой нереализуемые цели, но как правило, люди учитывают объективные условия, не зависящие от их воли и сознания, и соразмеряясь с ними ставят пред собой те или иные задачи, цели. Это говорит о том, что наши идейными мотивы, намерения и идеи, существующие в общественном сознании не являются безосновными, они являются отражением, образом, копией реальных жизненных условий,  при которых люди и общество в целом осуществляют свою жизнедеятельность.

Эти условия Маркс называет общественным бытием. Маркс выработал общий социологический закон, согласно которому не общественное сознание детерминирует общественное бытие, а общественное сознание определяет общественное сознание. В этом законе заключается материалистическое понимание общества и его истории. Под общественным бытием понимается реальная материальная жизнь общества, те сферы жизни общества, которые складывается предварительно  не проходя через общественное сознание. В жизни общества нет таких  сфер жизни, которые бы не осмысливались людьми. С течением времени возникают новые науки, которые пытаются осмыслить и решить проблемы,возникающие в этих сферах, но эти сферы возникают предварительно, т.е. до того, как они начнут осмысливаться обществом, которое не вовласти препятствовать их возникновению, не во власти отменить и заменить одни нежелательныесферы  общества на другие.  Если бы в обществе всё зависело бы от его сознания, то оно давно достигло бы состояния всеобщего благоденствия. Но общество это не конгломерат людей, который в своём развитии управляется волей отдельных людей, находящихся у власти. В домарксовской философии считалось, что если идеи являются основными, определяющими, то выработав передовые, прогрессивные, адекватные, объективно – истинные идеи, можно следуя им, изменить общество в желаемом направлении. Если следовать такому пониманию общества, то получалось, что общество – это система, которая  во многом носит случайный характер, система в которой не действуют никакие законы, и оно может быть каким угодно, в зависимости от воли и сознания людей.

Маркс говорит, что общественное бытие – это реальная, материальная объективная жизнь общества, которая не зависит от сознания и воли отдельных людей и общества в целом. Эти сферы общественной жизни могут осмысливаться после того как они уже возникнут, и общественное сознание может оказывать на них обратное влияние, но не такое влияние, которое способно изменить или заменить одну сферу общественной жизни на другую.

В первую очередь к общественному бытию относится экономический строй общества. Экономическийстрой общества – это структура, которая не только первична и необходима, это структура без которой  существование других сфер общества становится не возможным. Слабо развитая экономика оказывает сильное влияния на другие сферы общественной жизни, детерминируя их слабое развития или отсутствие такового. Например, в первобытном обществе не было того, что называется надстройкой, умственный труд не был отделён от физического, не было науки, искусства, философии, институционализированной религии, права и государства, как института эксплуатации одного класса другим, потому что первобытное  общество не имело средств  на содержание непроизводственной сферы общественной жизни. И когда экономика развилась до появления некоего прибавочного продукта, как следствие определённого уровня развития экономической структуры общества возник рабовладельческий общественный строй. Общество можетсуществовать без надстройки (совокупность различных сфер духовного производства), но оно не может существовать без экономической структуры, производства материальных благ, поэтому это структура и отношения между людьми, которые в ней складываются, являются доминирующими по отношению ко всем другим сферам общественной жизни. В домарксовской философии также осознавалась значимость экономической структуры, но эти философы считали, что материальное производство и производственные отношения являются воплощением соответствующих идей или результатом искажения или реализации неадекватных, регрессивных идей. Но ни в одном учении домарсовской философии не было осознанаия того, что что общественноесознанаие как система, совокупность идей, взглядов, теорий, учений, есть отражение общественного бытия, и в первую очередь экономической структуры общества и возникающих в ней производственных отношений.        Маркс говорит, что материальные блага необходимы  тем кото занят и в сфере материального производства и в сфере духовного производства. Кроме того, отшениямеду людьми, которые скалдываются за пределами эк струкутры общество скрыто лии явно, адекватно или неадыкватно воспроизводят отношения между людьми, которые возникают между людьми в экономической сфере, эти отношения распространяются на всехлюдей. Вне зависимотси от того, заняты они в производственной сфере или нет. Под производственными отношениями пониаметютсяотношенямеджу людьми в обществе которы складываются в сфере производства, распределение, обмена и потребления материальных благ. Даже если мы не являемся производителями материальных благ, между нами они распределяются и мы их потребляем, т.е. мы являемяучастниковами производственных отношений, и наше сознание зависит от того, какое реальное место мы заниаем в стрктуре производственных отношений. 

Ранее было сказано, что всё что было создано на всех этапах общественно-исторического развитияесть результаат деятельности людей. Значит общественное бытие тоже есть результат деятельности людей. Возникает вопрос, откуда у нас идея о том, что общественное бытие не поределяетсясознанаием, что общественное бытие является обективным, непрохоитсерез общественное сознанаие. Чобы ответить на этот вопрос нужно расмотреть структуру общественного бытия:

· Первый структурный элемент общественного бытия – это естественнаяприрода, поскольку общество может существовать только в тесном взаимоействии с природой. Само материальное производство, есть ничто иное как непрырывный процесс обмена, вещества, энергии и информации между природой и общестоом. Экономический строй общества, ктороый является основой всякого общества, этотпереработка природного сырья, материалов посредством которой создает человек материальные блага. Поэтому природа всегда будет важнейшей предпосылкой социальной жизнедеятельности. Общество, какого-бы уровня в развитии не достигла, никогда не будет доминировать по отношению к природе. Только познавая природу и соразмеряя свои действия с её законами мы можем добиться для себя преимуществ.

· Вторая составляющая общественного бытия – это культура. Культура - \то совокупность материальных и духовных уенностей, созданных человечеством в течение его им=стрии. Это основа всякой социальности, после природы. Всякий культурный объект существенные отличия от природного. Проодный объект являеся всецело естественным и подчиняются естественным законам. А культурный объект имеет двойственную природу – вещественно - сверхвещественную., т.е. в объект созданный из материи вкладываются умения, занания, надежды людей, создающих этот объект. Тем не менее, учитывая материально-духовную специфику объектов культуры, марксистская философия рассматривает как важнейшую составляющую общественного бытия. Это происходит потому что, для нового поколения этакудбьтура, созданная покления, которые уже ушил из жизни, является такой же объективной как и природа. Наследие, котрое оставили предыдуш=щие поколения в материализованной форме осваисватьсябуддущим поколением. Только чреез процесс освоения происходит социализация этого поколения, его встраивание в истрию и структуру общества. Освоив, развив и углубив это нследие это поколение передает его следующему, благодаря чему в обществе образуется приемственность, связь между разными этапами исторического развития общества. В силу этой социальной приемственности человечество прошло огроммный путь от первобытного ксовременногоинформационного общества за очень короткий исторический промежуток времени. Весь этот путь связан с тем что к общественному бытию на каждом витке истори примыкает культура, которая материализуется в соотвествующих видах и формах матрии и становится объективной частью общественного бытия. Общественное созанание – это идеи, коктрые возникают с одной строны как продолжение идей, выработанных предшествующими покалдениями, а с другой строны возникают новые идеи как отражение общественного бытия уже новыми поколенями людей. И через преемственность идейного наследелия предшествующих поколенй людей и через творчеситво новых идей, как отражение новых реалий общественной жизни происходит развитие общественного сознанаия. Связь между общественным созананием и общественным бытием очень сложная, и конечно же идейное созананиеоказыват на общественное бытие значиетльное влияние, например развитие производительных сил, оптимизации производственных отношений, но исходной, определяющей и первичной на всех этапах общественного развития остаётся общественное бытие. Если его нет то возникновени, существование и эволюция идей теряет смысл, без экономической, демографической. Экологической структур, котрые в своей совокупности образуют общественное бытие, идейно-духовное развитие общества невозмо. Именно это открытие было сделано Карлом Марксом.

Он разделелил виды общественных отношений на две группы: материальные и идеологичекие. Материальные - это произвоодственные, демографические и экологические.. А иделогические – этоэто отношения политическеи. Прпавовыве, нравственные, религозные, научные, философские, эстетичесике и другие. Разница между ними в том, что пернвые носят объективный характер, а вторые складываются и функционируют в обществе предвартельно проходя через через его созаание, явялются материализацией тидей, возникающих в соотвествующих сферах общества.

2.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: