Философские воззрения

Возникновение, основные этапы развития и отличительные черты средневековой философии.

Средневековье занимает длительный отрезок историиот распада Римской империи до Эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее Средневековье (конец 5- середина 11 веков) характеризуется становлениемхристианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (5 век), а Зрелое Средневековье (начиная с 11 века) характеризуется утверждением феодализма, который в качестве мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Христианство возникло в 1 веке н.э. в восточной провинции Римской Империи – Палестине, и во 2 – 3 веках широко распространилась по всей империи и даже за её пределами. Поскольку христианство провозгласило, что существует только один истинный Бог, то все официальные римские боги (Юпитер, Марс, Ромул и другие) понимались в христианстве как лже-боги или даже демоны. А так как признаком лояльности римских граждан было принесение клятв перед статуями римских богов и «божественных» императоров, то христиане, отказывающиеся выполнять подобные обряды, выглядели в глазах римских властей подозрительно. Поэтому, не удивительно, что в 1 – 3 веках сос стороны властей имели место гонения на христиан. (Перове из них было в конце 1 века, когда после опустошающего пожара Римаимператор Нерон обвинил христиан в поджоге города).

К началу 4 века христианские общины на территории империи стали уже серьёзной силой, с которой приходилось считаться императорам. В 313 году императоры Константин и Лициний издали Миланский эдикт, по которому христианство уравнивалось в правах с другими религиями империи. В 325 году император Константин издал указ, по которому христианство стало государственной религией Римской империи. Это было сделано с целью объединить разобщившуюсяРимскую Империю. Уже в конце 4 века (около 395 года) император Феодосий Великий своим указом запретил языческие религии и закрыл все языческие храмы, после чего христианство осталось единственной официальной религией в империи. С этого времени начинается преследование христианами язычников, ведётся активная борьба (и на государственном уровне) с языческой культурой и в том числе с языческой философией. В 529 году император Юстиниан закрыт последнюю языческую философскую школу – Платоновскую Академию в Афинах.

Развитие христианской философии в 1 – 3 веках шло крайнемедленно и было связано с рядом трудностей. ТАК РЯД ВИДНЫХ ИДЕОЛОГОВ ХРИСТИАНСТВА (Тертуллиан, Иустин, Татиан) утверждали, что христиане вообще не надаются ни в какой философии, поэтому вся предшествующая философия должна быть отброшена. Другие же полагали, что философия может помочь обосновать и разъяснить христианскую веру. И для этого можно использовать даже идеи язычников, разумеется, предварительно очистив их от собственно языческого содержания.

На формирование христианской философии значительное влияние оказало учение иудейско – эллинистического философа Филона Александрийского. Первые философские идеи христианского вероучения можно обнаружить в библейских (новозаветных) текстах: в Евангелии от Иоана и в Посланиях апостола Павла. Первые=ми попытками собственно философского осмысления идей христианства можно считать гностицизм, учение Оригена, Апологетику и Патристику.

Поскольку в соответствии с христианским учением главной целью человеческой жизни является обретение райского блаженства. То важнейшее место в христианской теологии и философии заняла сотериология – учение о спасении,т.е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Юогу.

Филон Александрийский (конец 1 века до н.э. – середина 1 века н.э.) – древнееврейский теолог и философ. Жил в Александрии, хотя он и придерживался иудейского вероисповедания, но изучал эллинистическую философию. Филон первым попытался философски осмыслить религиозные идеи иудаизма, соединить Откровение и философию. Основные: «О жизни созерцательной», комментарии на книги Ветхого Завета (главным образом на «Бытие»).

Философские воззрения.

Аллегорическое истолкование Библии. Филон считал, что греческие философы черпали свою мудрость из Ветхого Завета, где в иносказательной форме заключены учения Платона, Пифагора, Зенона и др. Божественная истина, приспосабливаясь к «человеческой немощи» приобретает форму аллегории, поэтому задача толкователя состоит в том, чтобы понять и объяснить тот глубинный философский религиозный смысл, который скрыт в библейских текстах

Космогония и Космология. Ветхозаветный бог Ягве (Иегова) выше платоновского Единого, Блага и является истинно сущим. Всё, что людям известно о нём, что он существует, но мы ничего не знаем и не можем знать о нём. Немногие избранные могут приблизиться к созерцанию бога. Достигнув состояния мистического экстаза. Но при этом возможно только частичное постижение Бога. Божество наполняет мир посредством присущих ему духовных бестелесных сил – логосов. Высшее из этих логосов – Божественное слово, это сын Божий, идея всех идея. Остальные логосы Филон называет – ангелами. Совокупность логосов составляет идеальный, невидимый и умопостигаемый ир. Телесный, чувственный мир создаётся Богом при помощи идей, по их

Учение о человеке. Человек – это соединение души и тела. Душа – носитель божественного начала в человеке, она существует до рождения тела, душа бессмертна,она источник движения и деятельности, в ней заключено всё, что помогает человеку возвыситься. Тело человека материально, бездеятельно и косно, в теле находится всё худшее, что тянет человека вниз, тело – темница души.

Этика. Человек в силу своей телесности является изначально греховным существом, тот, кто прожил хотя бы один день, уже нечист. Поэтому в силу своей греховности все люди равны перед Богом. Целью человеческого существования является подражание богу. Для этого необходимо покаяние, отречение от мира, аскетический образ жизни очищение от страстей.

Философские идеи в Новом Завете. Отдельные философские идеи можно обнаружить в новозаветных текстах и прежде всего в Евангелии от Иоанна и в посланиях апостола Павла.

Евангелие от Иоанна начинается с упоминания о Божественном Логосе – Слове: «В начале было слово и слово было у бога и Слово был Бог». Иисус Христос как мессия – спаситель мира, тотдоставляется с Божественным Словом (Логосом). Таким образом, здесь, как и в у Филона Александрийского прокладывается мост между философским понятием Лагоса и религиозным представлениями о вочеловечившимся Боге – Иисусе Христе.

В посланиях апостола Павла рассматривается вопрос об отношении новой религии – христианства,к предшествующей – иудаизму, и об отношении к язычникам и языческой мудрости. В ряде посланий апостол Павел утверждает, что вся языческая мудрость, вся философия – ничто перед божественной мудростью и что языческая философия только совращает верующих с истинного пути, которое дано нам в Откровении. Нос другой стороны, апостол Павл утверждает, что даже язычники должны иметь возможность достичь естественного знания. Эти противоречивые высказывания апостола Павла легли в основу как позитивного так и негативного отношения христианства к языческой философии.

Гностицизм. Термин «гоностицизм» происходит от древнегреческого «гносис», что означает «познание», «знание». Для гностицизма характерно стремление к синтезу различных религий и философских учений. Возник гностицизм в 1 веке в Сирии или в Александрии. Во втором веке получил широкое распространение и соперничал с христианством. Различают гностицизм: христианский, языческий, семитско-вавилонский. Крупнейшими представителями христианского гностицизма являются Валентин, Василид и Федот. У Василина ветхозаветный бог Ягве оказывается всего лишьглавой ангелов низшего видимого неба. Он же тварей (демиург) нашего мира, созданного из небесного света и материи. Человек есть существо тёмного мира, но некоторые люди обладают душами, принадлежащими надкосмической сфере.

Ориген (185 – 253 или 254) – древнегреческий философ, который родился и долгое время жил в Александрии. В 217 году возглавил философско-христианскую школу в Александрии. В 231 году был осуждён двумя александрийским синодами, приговорившими его к изгнанию, после чего он переехал в Палестину, где открыл свою школу. Во время антихристианских гонений был арестован и брошен в тюрьму, где умер после пыток.

Философские воззрения.

Три уровня смысла в Библии. Следуя Филону Александрийскому, Ориген разработал учение о 3 уровнях смысла Библии:

· Телесном – буквальном;

· Душевном – моральном;

· Духовном – философско-мистическом.

Отношение к античной философии. Развивая своё понимания «духовного» смысла библии, Ориген опирался на идеи языческой философии, в которых искал обоснование и доказательство для основных положений христианского вероучения. Он считал языческую мудрость подготовкой к восприятию идей христианства.

Космогония и сотериология. Ещё до создания мира Бог единым творческим актом создал определённое число духовных существ, способных воспринимать бога и уподобляться ему. Все они наделены нравственной свободой. Один из них настолько устремился к Богу, что слился с Божественным Логосом и стал его товарным носителем. Это и есть та душа, посредством которой сын Божий смог воплотиться на земле, т.к. непосредственное воплощение Бога немыслимо. Пользуясь нравственной свободой другие духи повели себя иначе, отсюда возникли три вида существ: ангелы, демоны и люди. Высшей целью творения является его причастие полноте Бога, поэтому падение ряда духов вызвалоответные действия со стороны Бога. Так как природе Бога не свойственно действовать принуждением и духи свободны, то для спасения павших Бог создаёт физический мир, куда попадают первозданные духи, охладевшие в любви к Богу и становящиесяпри этом душами. Там души испытывают последствия зал, но имеют возможность следовать путём добра, что приводит павших к обращению и возвышает их до восстановления. Нашему физическому миру предшествовало бесконечное количество таких же миров, и души. Которые не обратились к Богу в одном мире, сохраняют эту возможность в последующих. Ориген утверждает неизбежность полного спасения, т.е. возвращения к Богу для всех духов, включая дьявола, и, соответственно временность адских мук.

Еретические идеи. Учение Оригена резко расходится по ряду вопросов с позднее сформировавшейся ортодоксальной христианской теологией. Особое осуждение церкви вызвали идеи:

· Неизбежное спасение всех душ;

· Существование бесконечного количества физических миров;

· Заимствованное у Платона учение о пред существовании душ и о знании, как «воспоминании»;

· Учение о душе Христа, как тварном духе, ставшим носителем Божественного Логоса (в ортодоксальной традиции Христос понимается как «вторая ипостась» или «Бог – Сын», а у Оригена Сын во всём ниже Отца)

В 543 году в эдикте императора Юстиниана Ориген был объявлен еретиком.

Апологетика является первым этапом развития средневековой философии. В литературе нет данных о хронологических рамках апологетики, одни относят ко 2 – 4 веку, другие к 5 – 15 веку. Термин «Апологетика» происходит от греческого «апология» - «заступничество, оправдание». Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, вступавшее в защиту христианского вероучения – в сановном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – 2-5 века, особенно актуальна она была в период до 325 года, во время массовых гонений христиан, когда христианство выступает как «соблазн для иудеев, безумие для эллинов и недозволенная религия для правительства». Отсюда защита христианства по трём направлениям:

1. Иудеи – Доказать, что пришествие Христа было предсказано в Ветхом Завете и что христианство по воле Божьей приходит на смену иудаизму;

2. Язычники – Перевести истины Откровения на язык разума, т.е. дать рациональное и философское обоснование христианскому вероучению;

3. Римские власти – доказать правительству свою лояльность.

Собственно философские идеи в первую очередь можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением. В решении этой проблемы сформировались две противоположные позиции:

· Отрицательное отношение – Нет никакой связи между философией и христианством. Изучение философии не нужнои даже вредно для веры (Татиан, Тертуллиан)

· Положительное отношение – философия и христианство имеют общие корни. В ряде философских учений можно обнаружить отдельные идеи христианства. Изучение философии необходимо для более глубокого постижения истин веры.

Патристика. Термин происходит от латинского «pater» - «отец». Патристикой называет религиозно – философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви. Основной период развития патристики 5 – 8 века. Важнейшими проблемами философско-теоретического характера, обсуждавшимися в патристике были:

· Троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями (споры о троице);

· Природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);

· Соотношение свободы и благодати;

· Отношение веры и разума.

В истории патристики выделяют 2 периода: раннюю и зрелую. К ранней принято относить тех философов-богословов, чьи учения позднее были приняты не полностью и чьи взгляды по отдельным вопросам были осуждены церковью. Они считаются не отцами церкви и лишь церковными писателями. Кроме того патристику принято делить на восточную и западную. Учения западных отцов церкви сыграли ведущую роль в развитии католической теологии, а учения восточных – православной.

Третий этап (11 век) – связан с именем Карла Великого и Каролинского царства на территории Германии. Схоластика, от слова «схола» - «школа». На вопрос о том, почему термин схоластика образован от слова школа есть 2 ответа:

1. В 12 веке появились первые университеты;

2. Во первых, в 10 – 11 веках появились школы при монастырях, в которых и проходил процесс формирования схоластики. Эта философия была выхолощенной, т.е. она не стремилась познать мир, какой он есть, она смотрит на мир сквозь призму религиозных верований.

Отличительные черты средневековой философии, от древнегреческой:

1. Период времени. Который она охватывает;

2. Геоцентричность – заключается в главной проблеме – это проблема бога, божественной сущности, которая разрабатывалась всеми философами средневековья;

3. Принцип креационизма – речь идёт о сотворении богом мира из ничего, т.к. в античной философии понятия о пустоте нет;

4. Провиденциализм – речь идёт о божественном промысле, провидении, т.е. все общественные и природные процессы, жизнь человека предопределены божественным промыслом;

5. Символизм – образ, в силу многообразности своего содержания средневековая философия, допускает различную интерпретацию;

6. Мистицизм - …


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: