ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие предназначено для изучения Истории стилей в курсе «Дизайн интерьера» студентами Школы архитектуры и дизайна.
Оно состоит из следующих разделов: Древний мир, Средние века, Эпоха Возрождения, Новое время.
Предполагается, что за один год студенты на основе полученных знаний смогут получить целостное представление об истории стилей в архитектуре, интерьере и мебели.
Материал построен на основе сочетания исторического и территориального принципов. На первый план выступает изучение особенностей истории стилей в архитектуре, интерьере и мебели в разные эпохи, что поможет, по мнению автора, сформировать целостное представление об изучаемых вопросах.
Темы учебного пособия даются в доступной, краткой форме рассчитанной на студентов, как не имеющих специального образования, так и специалистов в областиархитектуры и дизайна.
Изложение материала построено в хронологическом порядке с учетом наиболее ярких образцов архитектуры, интерьера и мебели различных стран и народов.
|
|
Словарь терминов позволит легко и быстро найти нужное объяснение незнакомого понятия.
В приложениях к учебному пособию по каждой теме даны иллюстрации, рисунки и схемы.
Список рекомендованной к изучению литературы позволит студентам свободно ориентироваться в имеющихся изданиях по изучаемой теме.
СОДЕРЖАНИЕ
Древний мир
Древний Египет 5 - 10
Иллюстрации 84 - 92
Античность 11 – 18
Иллюстрации 93 - 103
Средние века
Византия и Древняя Русь 19 - 25
|
|
Иллюстрации 104 - 115
Западная Европа 26 - 32
Иллюстрации 116 - 127
Ренессанс
Итальянское Возрождение 33 - 35
Иллюстрации 128 - 136
Северное Возрождение 36 - 38
Иллюстрации 137 - 150
Ранняя европейская мебель 39 - 51
Новое время
Барокко 52 - 58
Иллюстрации 51 - 164
Рококо 59 - 64
Иллюстрации 65 - 174
Классицизм 65 - 72
Иллюстрации 175 - 187
Историзм 73 - 80
Иллюстрации 188 - 201
|
|
Модерн 81 - 83
Иллюстрации 202 - 215
Список литературы 216
Д Р Е В Н И Й М И Р
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Географические названия
Абу-Симбел
Ахетатон
Бибан-эль-Молук
Гиза
Карнак
Кемет
Луксор
Саккара
Телль-Эль-Амарна
Фаюм
Фивы
Имена и фамилии
Джосер
Имхотеп
Картер Говард
Микерин
Нефертари
Нефертити
Нофрет
Рамсес
Ранная
Рахотеп
Сенеб
Сеннеджем
Сенмут
Тутмос
Тутанхамон
Хатшепсут
Хеопс
Хефрен
Эхнатон (Аменхотеп IY)
Религия
Атон – обожествляемый солнечный диск, изображаемый с исходящими от него лучами-руками, держащими знак жизни – анх. В правление Эхнатона Атон
был объявлен единым богом всего Египта. «Горизонтом Атона» была названа новая столица Египта – Ахетатон.
Анубис -бог бальзамирования, покровитель умерших. Изображался в виде черного шакала или собаки.
анх – символвечнойжизни, эмблема возрождения. Понимался как ключ, открывающий путь к божественному знанию. Изображался в виде креста с верхним лучом в форму петли и удлиненным нижним лучом.
Апис – священный бык, бог плодородия, почитавшийся в образе быка, ритуальный бег которого оплодотворяет поля.
Гор – бог-сокол: божество света, чьи глаза луна и солнце. Обладатель чудесного ока, способного оживлять умерших. Объединитель Верхнего и Нижнего Египта, покровитель фараонов. Изображался в виде сокола, в виде человека с головой сокола, в виде крылатого солнца. Око Гора –
|
|
символ победы жизни над смертью – изображалось на саркофагах, стенах погребальных камер.
Иару – поля блаженных, рай загробного мира.
Ка – духовный двойник человека, определяющий его судьбу, а после смерти обитающий в его статуе помещенной в гробницу. Ка способно покидать статую и отправляться в загробный мир. Изображается в виде человека с поднятыми над головой и согнутыми с локтях руками.
картуш – овальное обрамление имени фараона.
клафт – головной платок фараонов, обычно полосатый, с длинными, спускающимися на плечи концами.
Осирис – бог умирающей и воскресающей природы, царь и судья загробного мира. Тело Осириса обычно окрашено в
зеленый цвет. Изображается в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков.
Ра – бог солнца. Изображался в виде сокола несущего на голове солнечный диск или человека с головой сокола увенчанной солнечным диском.
сфинкс – статуя с телом льва и головой фараона или священного животного, дух-охранитель и воплощение царской власти.
Тот – бог луны, времени, мудрости, счета и письма. Изображался в виде человека с головой ибиса.
Урей – эмблема в виде кобры укреплявшаяся на лбу фараона в знак его власти на земле и на небе. Изображения Урея в качестве охранительных знаков включались в скульптурный декор зданий.
ушебти – магические погребальные статуэтки в форме мумии с открытой головой и руками. Почитались за рабов усопшего, которого они изображали и за которого должны были отбывать повинности в загробном мире.
Хатор – богиня Неба. Изображается в виде коровы или с коровьими рогами, между которыми помещен диск солнца.
Термины
алебастр -поделочный и облицовочный полупрозрачный или просвечивающий светлый камень различных оттенков.
гипостиль – многоколонный зал.
пилон – монолитное трапециевидное сооружение с символико-мифологическими композициями в углубленном рельефе на стенах.
энкаустика – живопись восковыми красками.
Опорные памятники
Древнее царство 3 тыс. до н.э. правление фараонов I – YI династий | Среднее царство конец 3 – начало 2 тыс. до н.э. правление фараонов XI – XIII династий | Новое царство середина и вторая половина 2 тыс. до н.э. правление фараонов XYIII – XX династий | |||||||||||||||||||||
Имхотеп. Пирамида Джосера в Саккаре.
Пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Семья карлика Сенеба
Жертвоприношение из Саккары
|
Сенмут с принцессой Нефрурой
|
Сенмут. Храм царицы Хатшепсут.
Наземный храмовый комплекс в Луксоре
Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.
Фаюмский портрет
|
АНТИЧНОСТЬ
Географические названия
Аппиева дорога
Дельфы
Камарес
Крит
Микены
Пергам
Помпеи
Тиволи
Имена и фамилии
Адриан
Аполлодор из Дамаска
Иктин
Калликрат
Каракалла
Мнесикл
Траян
Эванс
Эксекий
Фидий
Шлиман
Термины
абака – верхняя плита дорической капители, имеющая квадратную форму.
акведук – древнеримский водопровод.
акротерий – декоративное украшение над фронтонами в виде скульптуры, пальметты и других элементов.
амфитеатр – размещение местконцентрическими, постепенно повышающимися рядами в театрах и других зрелищных сооружениях.
антаблемент – верхняя горизонтальная, поддерживаемая колоннами часть архитектурного ордера.
архитрав – балка, опирающаяся непосредственно на колонны.
атлант – опора в виде мужской фигуры.
атриум – в римском жилом доме - внутренний двор, куда выходили двери всех комнат. В центре перекрытия имел большое сквозное отверстие.
базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн на несколько нефов. В античную эпоху базилика – общественно-административное здание.
барельеф – низкий рельеф, части которого выступают над основной плоскостью менее чем на половину своего объема.
волюта – архитектурно-декоративная деталь в форме завитка.
гипетральное отверстие – сквозное осветительное отверстие в крыше античных храмов.
горельеф – высокий рельеф, некоторые части которого выступают над основной поверхностью более чем на половину своего объема.
греко-римский жилой дом – жилые помещения располагаются вокруг атриума и перистиля симметрично по обе стороны от главной оси. 1 – атриум; 2 – перистиль.
зофорный фриз – непрерывный фриз в виде ленты, иногда покрывавшийся рельефными изображениями.
инсула – древнеримскиймногоквартирный жилой дом.
интерколюмний – промежуток между двумя колоннами.
каннелюры – вертикальные желобки на стволах колонн, пилонов или пилястр.
капитель – верхняя завершающая часть колонны, пилона или пилястр.
карниз – выступающий вперед край крыши.
кессоны – небольшие углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще всего квадратную форму.
кариатида – опора в виде женской фигуры.
лопатка – вертикальный, плоский и узкий выступ на стене. В отличие от пилястры не имеет базы и капители.
маскарон – скульптурная деталь в виде маски.
метопа – элемент фриза дорического ордера, квадратная плита, заполняющая пространство между триглифами. Декорируется рельефом или росписью.
мозаика – изображение (или орнамент), составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты.
наос (целла) – святилище античного храма.
неф – часть сооружения в виде галереи, отделенная от других рядом колонн.
ордер – порядок в расположении частей античных зданий. Система несущих (колонны) и несомых (антаблемент) частей.
периптер – храм, окруженный со всех четырех сторон колоннами.
пилястра – плоский прямоугольный в плане выступ стены, обработанный в виде колонны с капителью и базой.
портал – архитектурно обработанный вход в здание.
портик – 1) колоннада, ограничивающая расположенную за ней галерею. 2) колоннада, служащая входом в здание.
ротонда – круглое здание, перекрытое куполом.
смальта – кусочки цветного непрозрачного стекла.
стереобат – объемное возвышение, на котором возводили здание.
стилобат – верхняя плоскость стереобата.
стук – отделочный материал, искусственный мрамор, который приготавливают из гипса с добавлением клея и красителей.
терракота – (обожженная глина)керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком.
термы – древнеримские бани.
тессера – кубик из цветногомрамора ли другого камня, из которого составлялись античные мозаики.
треножник – бронзовая подставка на трех ножках, чаще всего складная, на которую в период античности ставили жертвенную утварь.
триглиф – элемент дорического фриза в виде слабо выступающей вперед плиты с вертикальными врезами.
триклиний – столовая древних римлян; стол, окруженный с трех
сторон трехместными ложами; с
четвертой, свободной стороны, он сервировался.
фронтон – верхняя часть фасада в виде треугольника, ограниченная двумя скатами крыш.
энтазис – легкая припухлость ствола колонны (примерно на 1/3 ее высоты). 1 – колонна с энтазисом; 2 – колонна без энтазиса. Создает впечатление вдавленной.
эхин – нижняя часть дорической капители в виде плоской круглой подушки.
Орнамент
акант – элемент античного орнамента, воспроизводящий в декоративной форме мотив листьев травянистого растения – аканта.
бусы – тонкая полоска, состоящая из шаров и продолговатых элементов.
гирлянда – волнообразное украшение на зданиях или
мебельных изделиях, составленное из листьев, цветов, фруктов и лент.
ионики (овы) – орнамент в виде яйцевидных форм, чередующихся с обращенными вниз стрелками.
меандр – орнамент геометрического рисунка в виде ломаной или кривой, спирально закручивающейся линии.
пальметта – скульптурный или живописный орнамент в виде пучка симметрично расположенных узких листьев.
рог изобилия – декоративный мотив всех стилей, начиная с римлян.
розетка – орнаментальный мотив, симметрично скомпонованный цветок розы.
Опорные памятники
Древняя Греция | Древний Рим |
крито-микенская культура
III – II тыс. до н.э.
|