Рекомендации по выполнению творческого задания

«Музей в социокультурном пространстве Петербурга»

Цель: ознакомиться с экспозицией одного из музеев Санкт-Петербурга, выяснить его место в культурном пространстве города, оценить его потенциал для изучения истории России.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выбираем музей – объект исследования (список прилагается).

2. Осознаем, что в системе институтов, обеспечивающих сохранение и воспроизводство культурных ценностей, особое место принадлежит именно музею. Источником приоритетных направлений социально-культурной деятельности современного музея становится ориентация на преодоление кризиса национальной идентичности в глобализирующемся мире посредством музеефикации культурного пространства. Здесь уместно вспомнить функции исторического знания.

3. Пользуясь интернетом, проводим первичный сбор информации о музее, истории здания, где он располагается, биографии персоны, которой посвящен музей и т.д.

4. Вооружаемся фотоаппаратом, на всякий случай диктофоном и, захватив надежного человека в качестве компаньона, в хорошем настроении выдвигаемся в музей.

5. Приобретаем билет, храним его (помните, это ваш вещдок! – Е.А.).

6. Проводим осмотр экспозиции, слушаем или не слушаем экскурсовода, фотографируем понравившееся экспонаты, себя в интерьере музея, музейного кота и т. д.

7. Попутно пытаемся соотнести полученную информацию с уже ранее известной, осмыслить, что нового узнали, посетив этот музей. Попробуйте проанализировать, как экспозиция музея способствует делу изучения истории России и всеобщей истории. Приведите в этой связи несколько конкретных примеров.

8. Представляем себе, что современное развитие музейного дела сопровождается превращением музея в комплексные культурно-исторические, педагогические и досуговые центры. Это, в свою очередь, обусловливает изменения в организации всего музейного пространства: экспозиций выставок, рекреационных зон, современной музейной инфраструктуры, образовательной деятельности. Сегодня музею необходима разработка новых форм работы с посетителем, организации его процесса пребывания в музее.

9. Прочитав данные Рекомендации, «перевариваем» информацию о том, что основные функции музея как социального института современного общества, можно разделить на «традиционные» и «современные» («сервисные»). Первая группа функций включает в себя все те аспекты деятельности музея, которые формировались на протяжении нескольких веков институционального развития и сохранили свое значение и в современном обществе. Это функция документирования, научно-исследовательская функция, функция образования и воспитания (просветительская функция), функция формирования национальной идентичности, функция исторической трансляции социальной памяти, социокультурного опыта и социально значимого знания. Вторая группа функций объединяет новые аспекты музейной деятельности, развившиеся в результате воздействия информационно-коммуникативных и рыночных факторов и включает в себя функцию организации свободного времени, интерактивную и имиджевую функции.

10.  Помня обо всем этом, постараемся выяснить, каким образом данный музей сочетает (или не сочетает) в своей деятельности эти функции. Для реализации этой цели используем собственные наблюдения, а также обращаемся с вопросами к заинтересованным лицам—  сотрудникам музея, посетителям и т.д., (вот здесь может пригодиться диктофон!), ни в коем случае не пугая их формулировками из пунктов 8, 9 данных Рекомендаций.

11.  Проявляем профессиональное мастерство и задаем адекватные по смыслу вопросы по мотивам пунктов 8 и 9 данных Рекомендаций.

12.  Благодарим своих респондентов! Покидаем музей, проверяя наличие билета и других доказательств своего пребывания там.

13.   Далее — осмысливаем пережитое, полученные знания и эмоции (можно в кофейне неподалеку от музея).

14.  По возвращении домой начинаем готовить отчет о творческом задании (разумнее всего совместить презентацию и текстовый файл). Возможны и другие формы отчетности.

                             Приятных впечатлений!     

Ваша Е.А.

 

Полезные ссылки:

Ассоциация Менеджеров культуры // URL: http://www.amcult.ru/index.php/ru/knowledge/articles/354-whybrands.html

Ласкина И.И. Современный музей как фактор развития //URL: http://bujet.ru/article/222913.php

Музейи современные технологии: Материалы Всероссийских научных конференций. Томск, 20–23 мая 2003 г., 20–24 сентября 2004 г., 19–22 ноября 2005 г. / Отв. редактор Э.И. Черняк. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006.

Смирнова Э.В. Трансформация функций музея в социокультурном пространстве // «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2014. No 2 (14). // URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/smirnova.pdf

Соболева Е. С., Эпштейн М. З. Эволюция концепции музеев в меняющемся мире // Вопросы музеологии. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-kontseptsii-muzeev-v-menyayuschemsya-mire

 

 

Приложение

Список музеев Санкт-Петербурга

Художественные музеи

  1. Меншиковский Дворец
  2. Государственный Русский музей
  3. Мраморный дворец
  4. Михайловский замок
  5. Строгановский дворец
  6. Государственный музей городской скульптуры
  7. Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»
  8. Музей-квартира А.И. Куинджи
  9. Музей-усадьба П.П. Чистякова в Пушкине
  10. Музей прикладного искусства
  11. Музей фарфора
  12. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII—XX вв.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: