Особенности взаимодействия с некоторыми типами семей

Некоторое время назад считалось, что в зоне особого внима­ния педагогов дошкольного учреждения должны находиться мо­лодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необ­ходимыми знаниями и умениями. Серьезным тормозом в воспи­тании ребенка в таких семьях становится неумение родителей ор­ганизовать домашнее хозяйство, рационально распределить свое время и силы, а зачастую и наладить правильные взаимоотноше­ния в семье. К разряду молодых семей были отнесены те, где воз­раст родителей не превышает 30 лет, а супружеский стаж - 5 лет, воспитывающие первого ребенка. Надо сказать, что сегодня в связи с тем, что многие супружеские пары сознательно ограничиваются рождением одного ребенка, практически подавляющее большинство семей можно отнести к молодым. Задача педагога - содействовать повышению ответственности родителей за воспи­тание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Причем важно учить молодых родителей понимать своего ребенка, учитывать его возрастные возможности.

Молодые семьи нуждаются в квалифицированной помощи, внимании и поддержке педагогов и психологов, но не они сегодня основная боль общества. Значительно большего внимания тре­буют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентиро­ванное на возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в раз­личных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учиты­вая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций дос­таточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую так­тику взаимодействия с ними.

Неполная семья, в которой мать манкирует родительскими обя­занностями, не уделяет ребенку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное учреждение, требует от пе­дагога особого внимания и специфических способов воздействия. Выявлению неблагополучия домашнего воспитания служит изучение поведения ребенка, его эмоционального состояния. Наблюдения, беседы с ребенком дают представление о его положении в семье, об отношениях с мамой, о средствах и методах домашнего воспитания. Обычно ребенок плохо ухожен, неопрятно одет, часто не по погоде, хотя у него есть дорогостоящие вещи, игрушки.

Такие дети требуют особо сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании. Но следует иметь в виду, что все отклонения в поведении ребенка, его разви­тии в целом -это следствие неблагоприятной семейной обстанов­ки. Поэтому основным объектом педагога должна стать мать: «достучаться» до ее сердца, сознания, чтобы она поняла, что ре­бенок травмирован разводом, семейными неурядицами, пережи­вает отсутствие отца, нуждается в любви и ласке. Да, педагог в подобной ситуации выступает как посредник, помогая матери понять собственного ребенка, переживающего послеразводный кризис. И если удается изменить позицию матери, повысить ее ответственность за воспитание ребенка, пробудить у нее стрем­ление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога.

По отношению к одиноким матерям, старающимся найти уте­шение в воспитании ребенка, но не всегда умеющим это хорошо делать, эффективной может быть следующая тактика педагога демонстрировать свою поддержку одинокой матери в ее стрем­лении быть хорошим воспитателем своего ребенка;

обращать внимание других родителей на ее педагогические до­стижения,

замечать и подчеркивать позитивные изменения в развитии ре­бенка, радоваться им;

быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребенка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что каса­ется ребенка.

Одинокая мать, демонстрирующая свою независимость, успехи по службе, всем своим видом внушающая окружающим, что раз­вод, ее одиночество - незначительные факты ее биографии, нуждается в ином подходе педагога. Такую маму следует озадачить про­блемой: какие ожидания в отношении собственной семьи могут сложиться у ее ребенка? И надо ли все время подчеркивать, что можно обойтись без мужа, а отец вовсе необязателен? Не лучше ли вести с ребенком честные и открытые беседы, учить его понимать ситуацию такой, какая она есть? Разрушая образ отца в глазах ре­бенка, мать подрывает и свой авторитет.

Серьезная проблема, в решение которой бывают втянуты педа­гоги дошкольного учреждения, - это категорическое нежелание разведенных матерей, чтобы отцы принимали участие в воспита­нии детей. А отцы, с которых закон не снимает ответственности за воспитание ребенка, хотят хотя бы изредка видеть своих детей, по­этому приходят в детский сад и настаивают на встрече. В таком же положении оказываются бабушка и дедушка ребенка со стороны отца. Если отец, бабушка, дедушка не оказывают на ребенка нега­тивного влияния, то у заведующей нет основания лишать их воз­можности встречаться с ребенком. Но какова будет реакция мате­ри, как она скажется на ребенке? Поэтому сначала следует обсудить возникшую коллизию с матерью. Смысл работы, которую прово­дят педагоги, психолог с разведенными матерями, заключается в том, чтобы изменить их позицию по отношению к участию бывше­го мужа, его родителей в воспитании ребенка. Изменить позицию -это значит переключить мать с собственных обид на интересы ре­бенка: чем больше у него родных людей, которые его любят, тем он счастливее. Следует помочь ей посмотреть на ситуацию прагмати­чески: почему не отпустить сына на воскресенье к родителям быв­шего мужа, не попросить их взять внука на дачу, чтобы он не то­мился в душном городе в ожидании маминого отпуска, не разре­шить отцу сводить мальчика в цирк? Кто от этого выиграет? Ребе­нок, которого собственные родители «наказали» крахом семьи и продолжают втягивать в свои проблемы. Важно убедить мать в том, что безнравственно подключать ребенка к своим проблемам, «очернять» отца и его родственников в глазах малыша. Не в его интересах мешать общению с папой, его родственниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: