Задание 7. Оценка земельных ресурсов муниципального образования

 

Общие положения

 

Земельные ресурсы, как составляющая национального богатства страны, подлежат оценке по следующим главным аспектам: как всеобщий пространственный базис; как средство производства в сельском и лесном хозяйстве; как эталон естественной ненарушенной природы; как кладовая минерального сырья; как база размещения объектов отдыха и оздоровления, что согласуется со статьей 12 Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001 N 78-ФЗ.

Посредством проведения оценки качества земель обеспечивается дифференцированный подход к налогообложению земельных участков. Заложенные в новой системе налогообложения принципы позволят с учетом реальной ценности земель более гибко перераспределять налоговое бремя между административно-территориальными образованиями, максимально пополняя бюджет.

Оценка земли, как составляющей национального богатства страны, представляет собой сопоставимый количественный и экономический расчет ее потребительских свойств и эколого-экономических эффектов использования при разном целевом назначении земельных участков.

Целевое назначение земельных участков определяется задачами выбора целесообразных направлений и способов землепользования для жизнеобеспечения населения. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации по целевому назначению на территории страны выделено семь категорий земель.

Ценность городских земель заключается в их возможности обеспечивать дополнительный доход, который возникает благодаря удобному местоположению относительно рынков ресурсов и продаж, а также благодаря инфраструктурному обустройству территории. Количественные показатели земельной ренты за счет освоенности территории возникают благодаря сокращению затрат на создание транспортной и инженерной инфраструктуры. Размер земельной ренты в населенных пунктах практически формируют и определяют четыре фактора: спрос, ограниченность, полезность и ликвидность земельных участков.

В недропользовании, где земельный участок выступает как кладовая минерального сырья, оценка объектов недропользования обусловливается следующими составляющими: сырьевая или функциональная ценность природного ресурса как продукта переработки и потребления; инженерно-геологические условия залегания природного ресурса; экономико-географическое положение участка недр. Параметры экономико-географического положения земельного участка объекта недропользования характеризуются факторами межрегионального, регионального и местного значения (плотность населения, близость и классификация транспортной и инженерной инфраструктуры). Оценка земельного участка недропользования, как элемента национального богатства страны, может формироваться с учетом следующих видов земельной ренты: межрегиональная и региональная рента, определяемая различиями в уровнях социально-экономического развития и природными особенностями отдельных частей территории; отраслевая рента, определяемая особенностями формирования рентного дохода по различным видам полезных ископаемых и в различных сегментах рынка недвижимости; локальная рента, связанная с факторами местоположения земельного участка относительно системы расселения, промышленных узлов, особо охраняемых территорий; инфраструктурная рента, определяемая уровнем развития инженерно-транспортной инфраструктуры и интенсивностью ее использования.

Показатели ценности земельных участков несельскохозяйственного назначения за пределами границ поселений, как пространственного базиса для объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения, определяются величиной ренты, которая создается за счет местоположения, обустройства и функционального использования соответствующего земельного участка.

Ценность земельных участков объектов отдыха, оздоровления и эталонов ненарушенной природы определяется суммарным экономическим, экологическим и социальным эффектами, получаемыми от их соответствующего использования.

 

Порядок выполнения

 

На территории муниципальных образований Московской области проведен анализ использования земель в разрезе категорий, угодий, землевладельцев и землепользователей. На всю территорию муниципальных образований составлена ведомость контуров угодий и земельных участков с указанием площади, вида угодья, правообладателя земельного участка, а также кадастровой стоимости каждого земельного участка в расчете на 1 га (приложение 18, полностью прилагается в электронном виде).

По данным анализа подготовлен план земель муниципальных образований по категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям в масштабе 1:10000 (рис. 13, прилагается в оцифрованном виде).

На основе представленных исходных материалов необходимо дать оценку качества земель каждому контуру угодий в форме таблицы 7.1.

При этом необходимо учитывать, что отнесение земельного участка к той или иной группе земель различного качества производится по заранее установленной градации (приложение 17). Пороговые значения установлены в разрезе каждой категории, исходя из среднестатистических показателях кадастровой стоимости земель в целом по Московской области.

Далее необходимо составить группы земель с различной оценкой, в основу которой войдет показатель кадастровой стоимости земельного участка в расчете на 1 га, в разрезе категорий земель (табл. 7.2), угодий (табл. 7.3), землевладений и землепользований (табл. 7.4), форм собственности (табл. 7.5).

 

 

Таблица 7.1 – Оценка качества земельных участков муниципального образования «Городское поселение Большие Вяземы»

№ контура Собственник (пользователь) земельного участка Площадь (га) Категория земель Вид использования земель Кадастровая стоимость, тыс. руб/га Уровень оценки земель
1 ФГУ "Звенигородский мехлесхоз" 201,7 лесного фонда лесные земли 4,3 Средний
2 ФГУ "Звенигородский мехлесхоз" 0,3 лесного фонда лесные земли (вырубки) 4,3 Средний
3 ФГУ "Звенигородский мехлесхоз" 1,0 лесного фонда нелесные земли 4,3 Средний
   
320 р.п. Бол. Вяземы 1,8 населенных пунктов сенокос 3277,7 Ниже среднего

ИТОГО

2342,8 *** *** *** Средний

 

Таблица 7.2 - Формирование групп земель с различной оценкой качества в разрезе категорий земель, га

№ п/п

Категории земель

Общая площадь

Оценка земель

Выше среднего Среднее качество Ниже среднего
1 Земли с-х назначения 503,3 8,1 1,3 -
2 Земли населенных пунктов 445,8 69,6 119,4 10,1
3 Земли промышленности, транспорта и иного назначения 261,6 - 0,8 83,4
4 Земли особо охраняемых территорий и объектов 45,5 - 0,9 -
5 Земли лесного фонда 1086,6 8,1 1,3 -
6 Земли водного фонда - - - -
7 Земли запаса - - - -

Итого

2342,8   547,5 1560,0

 

Таблица 7.3

Формирование групп земель с различной оценкой качества в разрезе

земельных угодий, га

№ п/п

Земельные угодья

Общая площадь

Оценка земель

Выше среднего Среднее качество Ниже среднего
1 Пашня 9,4 8,1 1,3 -
2 Мног. насаждения (в т.ч. коллект. сады) 199,1 69,6 119,4 10,1
3 Сенокосы 84,2 - 0,8 83,4
4 Пастбища 0,9 - 0,9 -

Сельскохозяйственные угодья

261,0 - - 261,0
5 Древесно-кустарник. растительность 33,6 - 4,0 29,6
6 Под лесами, в т.ч. лесополосы 1035,0 - - 1035,0
7 Под водными объектами - - - -
8 Под дорогами 82,3 1,8 33,9 46,6
9 Под застройкой 544,0 141,2 334,2 68,6
10 Прочие земли, пустыри и т.д. 93,3 14,6 53,0 25,7

Итого

2342,8 235,3 547,5 1560,0

Таблица 7.4

Формирование групп земель с различной оценкой качества в разрезе

землевладений и землепользований, га

№ п/п

Землевладения и землепользования

Общая площадь

Оценка земель

Выше среднего Среднее качество Ниже среднего
1 Сельскохозяйственные товарищества и акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы 414,1 38,5 85,2 290,4
2 Государственные сельскохозяйственные предприятия, научно-исследовательские учреждения 59,0 - - 59,0
3 Коллективные сады, садовые товарищества 94,4 48,5 33,5 12,4
4 КФХ, ЛПХ 4,1 2,8 1,3 -
5 Иные хозяйства населения (огороды и т.д.) 1,9 0,1 - 1,8
6 Жилая застройка 475,8 118,3 271,0 86,5
7 Жилищно-коммунальные, промышленные организации 55,2 - 55,2 -
8 Земли транспорта 49,9 - 28,3 21,6
9 Общественно-деловая застройка (библиотеки, школы, детские сады, административные центры, кладбища и т.д.) 73,0 - 73,0 -
10 Иные (незастроенные) земли населенных пунктов 28,5 - - 28,5
11 Лесные хозяйства 1086,6 27,1 - 1059,5
12 Водные объекты - - - -
13 Прочие земли 0,3 - - 0,3

Итого

2342,8 235,3 547,5 1560,0

 

Таблица 7.5

Формирование групп земель с различной оценкой качества в разрезе форм собственности, га

№ п/п

Категории земель

Общая площадь

Оценка земель

Выше среднего Среднее качество Ниже среднего
1 Собственность юридических лиц 501,8 175,5 165,0 161,3
2 Собственность физических лиц 46,1 - - 46,1
3 Государственная и муниципальная собственность 1794,9 59,8 382,5 1352,6

Итого

2342,8 235,3 547,5 1560,0

По итогам составления таблиц 7.2-7.5 составляется чертеж использования земель муниципального образования, отображающий оценку качества земель в разрезе категорий земель.

Результатом исследования является определение оптимального режима землепользования на землях различного качества, а также необходимых организационно-территориальных мероприятий по улучшению и восстановлению земель на перспективу (табл. 7.6).

 

Таблица 7.6

Определение оптимального режима землепользования в муниципальном образовании в зависимости от качества земель

№ п/п Категории земель Оценка земель Оптимальный режим землепользования на перспективу, намечаемые организационно-территориальные мероприятия

1

Земли сельскохозяйственного назначения

Выше среднего  
Среднее качество  
Ниже среднего  

2

Земли населенных пунктов

Выше среднего  
Среднее качество  
Ниже среднего  

3

Земли промышленности, транспорта и иного назначения

Выше среднего  
Среднее качество  
Ниже среднего  

4

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Выше среднего  
Среднее качество  
Ниже среднего  

5

Земли лесного фонда

Выше среднего  
Среднее качество  
Ниже среднего  

6

Земли водного фонда

Выше среднего  
Среднее качество  
Ниже среднего  

При определении оптимального режима землепользования муниципального образования необходимо руководствоваться принципами и учитывать особенности рационального использования и охраны земель:

- изъятие особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного и водного фондов, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

- освоение неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, вовлечение их в активный сельскохозяйственный оборот посредством проведения культуртехнических работ, улучшения почвенного плодородия;

- интенсивное развитие поселений и промышленных объектов, увеличение плотности застройки в пределах их существующих границ, организация рационального использования земель в границах населенных пунктов и территорий отводов под промышленные объекты;

- восстановление и благоустройство рекреационных фондов, особо охраняемых территорий и объектов, более полное использование природного и экономического потенциала, сохраняя при этом окружающую среду для последующих поколений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: