Основные научные направления

Тема: «Международное положение в начале 70х. Афганская война».

Задание: изучите предложенный материал, выпишите причины, кратко ход и итоги. (можете использовать итернет-ресурсы)

Причины афганской войны

Выгодное географическое положение Афганистана – прямо в сердце Евразии – еще с начала XIX века сделало эту страну эпицентром напряженной борьбы между Российской и Британской империями за сферы влияния. Борьба эта шла с переменным успехом. Афганистан обрел независимость в 1919 году. Вплоть до советского вторжения в декабре 1979 года политическая обстановка внутри Афганистана отличалась крайней нестабильностью. Шла ожесточенная борьба между исламистами-моджахедами и сторонниками республиканской формы правления. Последние и обратились к советским руководителям с просьбой о вводе ограниченного контингента войск. Политюро ЦК КПСС на закрытом заседании, в узком составе, приняло решение удовлетворить просьбу афганских товарищей. Наличие нестабильности в соседнем государстве, в непосредственной близости от советской границы стало последней причиной военного вмешательства.

                            Ход и основные сражения афганской войны

При штурме президентского дворца бойцами советского спецназа был ликвидирован руководитель страны – Х.Амин, и его место занял советский ставленник Б.Кармаль. Согласно первоначальным директивам маршала обороны СССР Д.Ф.Устинова участие советских войск в ликвидации исламистов не предполагалось. Однако значительная часть населения отнеслась к приходу советских войск враждебно. Иноверцам был объявлен джихад (газават), т.е. «священная война». Поставки оружия моджахедам (душманам) шли по нелегальным каналам из соседнего Пакистана. Душманы либо уклонялись от прямых столкновений и наносили удары исподтишка, либо устраивали засады в горных ущельях, либо ловко маскировались под мирных дехкан (крестьян).

Первые месяцы войны складывались для ограниченного советского контингента удачно, пример тому - войсковая операция в Панджшере. Перелом в войне не в пользу советских войск наступил после того, как на вооружение к моджахедам попали ракеты «Стингер». Они оказались способны поражать цель на значительном расстоянии и уничтожить такую ракету в полете было практически невозможно. Афганцы сбили несколько советских транспортных и военных самолетов. Приход к власти М.С.Горбачева в марте 1985 года кардинально меняет ситуацию. Начинает рассматриваться не только сама возможность вывода войск из Афганистана, но и предпринимаются первые реальные шаги в этом направлении. Б.Кармаля меняют на М.Наджибуллу. Советским разведчикам удается захватить несколько ракет «Стингер». Вместе с тем, маршал С.Ф.Ахромеев вынужден был признать, что полного контроля над всей территорией Афганистана за шесть лет войны установить так и не удалось. Начался поэтапный вывод войск. В феврале 1989 года он был завершен. Общие потери советских войск за весь период войны составили около 15000 человек. Политическая стабильность внутри Афганистана не наступила. Борьба между исламистами и республиканцами продолжилась и обострилась с новой силой. Не окончена она и по сей день.

                                             Интересные факты

Именно вторжение советских войск в Афганистан послужило причиной бойкота Олимпийских игр в Москве летом 1980 года со стороны США и их союзников. По сути, Московская Олимпиада стала соревнованием стран социалистического лагеря друг с другом. Неудивительно, что столько медалей, как тогда, мы больше никогда не смогли завоевать.

· Прямо на передовую к советским солдатам неоднократно приезжали некоторые известные исполнители. Среди них – И.Кобзон и А.Розенбаум. Выступать приходилось в экстремальных условиях, при постоянной угрозе ракетного обстрела.

· Одна из самых известных песен А.Розенбаума – «Черный тюльпан» - дань памяти солдатам, павшим при выполнении интернационального долга в Афганистане.

 

Задание для дистанционного обучения

по учебной дисциплине «История» на 13.01.2018г.

Тема: «Советская культура 70-х – 80-х гг.»

Задание: сделайте ОПОРНЫЙ конспект данной темы.

 

Социокультурная ситуация в 60-70-е годы

1.1. Конец оттепели и усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью. С уходом с политической арены Н.С. Хрущева и победой партийно-бюрократической номенклатуры произошло усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью страны, что выразилось в окончательном свертывании курса на десталинизацию. Произошло ужесточение цензуры.

1.2 Неосталинизм в культуре. На шестидесятые годы приходится расцвет творчества А.Солженицына, произведения которого издаются из-за запретов за рубежом (В круге первом (1968), Август 14-го (1971), Архипелаг ГУЛАГ (1973).

1.3. Эмиграция из СССР деятелей культуры. В условиях ужесточения политической и идеологической цензуры СССР покинули добровольно, а также в принудительном порядке многие деятели искусства и культуры: режиссеры А. Тарковский, Ю. Любимов, художники - М. Шемякин, О.Целков, Э. Неизвестный; поэты Н. Коржавин, И. Бродский, А. Галич; писатели А. Солженицын, В. Войнович, В. Аксенов и др.;

Система образования

2.1. Система образования в 1960-1980-е гг. являлась единой: государственной, централизованно управляемой и финансируемой из госбюджета. Система образования состояла из двух ступеней: базовое (основное) и дополнительное образование. Обязательное образование (на базе полной средней школы) включало в себя несколько этапов: начальное образование; неполное среднее обучение на основе ПТУ; среднее специальное образование в техникумах и училищах; высшее на базе институтов, университетов, академий, дополняемое аспирантурой (докторантурой). Дополнительное - предполагало переподготовку, обучение новым специальностям (в т.ч. в негосударственной системе на базе народных университетов).

Наука

3.1. Состояние научно-технического прогресса в СССР. Наука и научно-технический прогресс (НТП) в СССР были государственным делом, требовавшим бюджетного финансирования (свыше 95%) и руководства со стороны государственных органов. Наука и вся инфраструктура НТП были одним из выдающихся достижений советской тоталитарной системы. В период застоя отечественная наука сохраняла жизнестойкость и эффективность. Ежегодно регистрировалось 85 тыс. изобретений, которые явились важным источником многих перспективных направлений развития производства во многих отраслях (микроструктура материи, физика элементарных частиц, использование энергии атомного ядра, аэрокосмическая и радиоэлектронная промышленность и т.д.).

Основные научные направления.

Развивалась атомная и газовая энергетика, велись исследования по квантовой электронике и лазерной технике. Важные исследования проводились в биологических науках.

СССР имел приоритет в производстве промышленных установок непрерывного разлития стали, методах обработки твердых материалов с помощью взрыва, использовании природного газа в доменном производстве. Советские ученые М.Басов и А.Прохоров открыли и создали основу новой отрасли квантовой электроники (использование лазеров при исследовании поверхности Луны, обработке сверхтвердых металлов, в хирургических операциях).

Продолжали развиваться исследования в области космического пространства.

Однако степень внедрения научно-технических достижений значительно отставала от зарубежной.

3.3. В гуманитарных и общественных науках сохранились партийный контроль и идеологизация. Для советских историков и философов были закрыты многие темы и направления. Во второй половине 60-х гг. фактически произошла реабилитация сталинской схемы истории советского общества, что затормозило на долгие годы научное исследование сталинизма как политического феномена. В 1967 г. подверглась разгромной критике книга А.М.Некрича 22 июня 1941 г. о причинах неудач СССР в первые месяцы войны (автор был исключен из рядов КПСС, впоследствии эмигрировал).

В то же время некоторая либерализация научной политики способствовала тому, что были сделаны важные шаги по пути исследования конкретных исторических проблем, продолжились дискуссии, развернувшиеся в 50-е - начале 60-х гг..

Культура

Литература.

4.1.1.Художественная литература. Художественный процесс 60-70-х гг. отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Благодаря последствиям хрущевской оттепели установилось своеобразное равновесие сил между властью и творческой интеллигенцией. В 60-е гг. значительные либерально-демократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала "Новый мир" во главе с его редактором А.Т.Твардовским. Стали доступны некогда запрещенные произведения М.Булгакова (Мастер и Маргарита), Б.Пастернака (Доктор Живаго), произведения Платонова, Мандельштама и др. Читатель познакомился с книгами Вен. Ерофеева Москва-Петушки (1969), А.Битова Пушкинский дом (1971). В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М.А.Шолохов (1965), А.И.Солженицын (1970), И.А.Бродский (1987).

4.1.2. Основные направления в литературе. В художественной культуре тех лет нашли отражение новые явления и тенденции в социально-экономической жизни людей, в их образе жизни и быта.

В произведениях деятелей советской литературы 60-х-70-х годов получила дальнейшее развитие тема советского человека. В центре внимания писателей оставалась также тема Великой Отечественной войны. Авторы (А.Чаковский, А.Ананьев, В.Быков, Ю.Бондарев, А.Карпов, Б.Васильев и др.) сами в большинстве участники войны, помимо темы боевых действий поднимали в своих произведениях гуманистические проблемы ценности человеческой жизни, судьбы простого солдата на войне.

Одно из ведущих литературных направлений 60-70-х гг. получило название деревенская проза. В ней был поднят ряд общечеловеческих и социально-исторических вопросов, раскрывались своеобразные черты русского национального характера. В произведениях В.Овечкина, Ф.Абрамова, Б.Можаева, В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева содержался протест против отчуждения человека от земли, раскрестьянивания деревни и разрушения крестьянского быта.

Многие социальные и психологические проблемы (экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах) поднимались в 70-е гг. в городской прозе. Ее связывают в первую очередь с именем писателя Ю.Трифонова. В традициях городской прозы работали также А.Битов, В.Конецкий, А.Ким, В.Токарева, Н.Садур, Ю.Поляков и др. писатели.

4.2. Театр. Театр становился более публичным и открытым к восприятию различных проблем современности (Иркутская история и Город на заре А. Арбузова; Материнское поле Ч. Айтматова и др.).

В драматургии А.Вампилова, В. Розова, А. Володина поднимались нравственные проблемы (вопросы морали, гуманизма, цены человеческой жизни и др.).

В эти же годы действовал театр, драматургия которого не вписывалась в традиционную драматургию советского театра. Речь идет о Театре им. А.С.Пушкина (постановки А.Эфроса), Театре на Таганке (гл.реж. Ю.Любимов), Современник (гл.реж. О.Ефремов, затем Г.Волчек), ленинградском Большом драматическом театре под руководством Г.Товстоногова.

4.3. Музыка.

4.3.1. Симфоническая. Тема современности и героико-патриотическая тема нашла свое отражение в произведениях Д.Шостаковича (11-я и 12-я симфонии, Казнь Степана Разина), Г.Свиридова (Патетическая оратория), В.Мурадели (Октябрь), Д.Кабалевского (Реквием) и др.

В 60-е гг. наметился отход от глобальных симфонических концепций в сторону более скромных, камерных композиций (14-я симфония Д.Шостаковича). Существенный вклад в развитие симфонической музыки внесли композиторы Г.Н.Попов, Б.И.Тищенко, А.Г.Шнитке, А.Я.Эшпай, Б.А.Чайковский, Э.В.Денисов. Дирижировали симфоническими оркестрами Е.А.Мравинский, Г.Н.Рождественский, Е.Ф.Светланов и др. Кроме симфонической музыки развивался песенный эстрадный жанр (М.Фрадкин, Я.Френкель, С.Туликов, А.Пахмутова и др.). С середины 60-х гг. у молодежи получила популярность рок-музыка.

4.3.2. Опера и балет. В области оперы наивысшие достижения связаны с произведениями Р.К.Щедрина (Не только любовь, Мертвые души), С.М.Слонимского (Виринея), К.В.Молчанова (Зори здесь тихие), А.П.Петрова (Петр I). Развивались также жанры монооперы и камерной оперы (был открыт Московский камерный музыкальный театр под руководством Б.А.Покровского).

Балетное искусство, известное во всем мире, отражало темы современности и сюжеты классической литературы: Сотворение мира, Мастер и Маргарита и др. Заметно расширились зарубежные связи мастеров искусств.

4.4. Кинематограф 60-70-х гг. составляет одну из славных страниц отечественного кино. В эти годы была осуществлена экранизация произведений классической русской и зарубежной литературы - Война и мир, Братья Карамазовы, Идиот, Гамлет и др. В художественных фильмах режиссеров - С. Герасимова, В. Шукшина, А.Миты, Э. Рязанова, А.Михалкова-Кончаловского, Н.Михалкова, С.Ростоцкого и др. поднимались глубокие нравственные и философские проблемы. Одним из лучших мастеров жанра кинокомедии был ученик Г. Александрова кинорежиссер Л.И. Гайдай.

Одновременно в кино работали режиссеры, многие выдающиеся работы которых не имели в годы застоя широкой зрительской аудитории, хотя в условиях 70-х гг. все же стали известны зрителю. В их числе были А. Тарковский (Иваново детство, Зеркало, Андрей Рублев), К. Муратова (Короткие встречи), А. Герман (Двадцать дней без войны).

4.5. Скульптура и живопись. Главная линия изобразительного искусства состояла в стремлении к созданию глубокого и яркого образа современника, к полноте жизненной правды.

В 60-70-е гг. продолжало развиваться монументальное искусство. Были созданы эпические произведения в форме монументально-художественного ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде, мемориальных памятников на Пискаревском кладбище в Ленинграде и в Саласпилсе под Ригой, на месте сожженной фашистами белорусской деревни Хатынь; монумента Легендарная тачанка у города Каховки, скульптурного ансамбля защитникам Брестской крепости.

В живописи в эти годы работали М. Сарьян, И. Глазунов, В. Шилов и др. художники. Сюжеты бытового жанра изображали художники Т.Яблонская, Д.Жилинский. Несмотря на последствия бульдозерной выставки 1974 г., продолжало существовать и развиваться неформальное искусство.

4.6.Архитектура. В 60-70-е гг. развивался новый стиль архитектуры простой, экономный, использующий возможности современной техники материалов. К нему относятся - здание СЭВ (в котором ныне располагается московская мэрия) (арх. - М.Посохон и др.), 553-метровая башня Центрального телевидения (Д.Бурдин, М.Шкуд и др.). По типовым проектам строились здания Метрополитена в Москве, Ленинграде и других городах. В 70-е гг. были построены новые спортивные сооружения, а также Олимпийская деревня (на Мичуринском пр.) к Московской Олимпиаде-80.

4.7. Контркультура. Массовая культура. В 70-е гг. складываются неформальные молодежные группы, которые формировались вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (битломаны, металлисты, роллинги, брейкеры). Появились также группы аполитичного характера (хиппи, панки). Эти направления представляли собой слепки с западной молодежной субкультуры. В условиях ликвидации репрессивных и регламентирующих моментов возникла некая свобода от условностей, аполитичность, враждебность элитарности. Нонконформизм этой части молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, одежде, жаргоне.

В течение 70-х гг. в СССР сложился рок, который был связан с элементами демократизации, массовости послевоенной культуры. Рок первоначально рассматривался как контркультура (это так называемый период андерграунда), однако со второй половины 80-х гг. он превращается в культуру нового времени и воспринимается уже как предмет искусства. К числу профессиональных рок-музыкантов того времени следует отнести Б.Гребенщикова и группу "Аквариум", А. Макаревича и группу "Машина времени" и др.

По-прежнему среди населения велико было увлечение эстрадой (популярные программы тех лет - "Голубые огоньки", конкурсы "Песня года", "КВНы"), магнтофонными записями, кино.

Выводы

5.1. Процесс развития отечественной культуры в 60-е-начале 80-х гг. характеризовался противоречивостью и двойственностью.

5.2. Культурная элита страны продолжала направлять свой творческий потенциал на развитие литературы, искусства, образования, отстаивая идеалы гуманизма и демократии, развивая международные контакты. Достижения отечественной науки тех лет в различных областях составили основу научно-технического прогресса СССР. Научно-технический потенциал СССР был весьма мощным и занимал второе (после США) место в мире.

5.3. Появились широкие возможности приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры у рядовых граждан страны. На эти годы приходится пик посещаемости кинотеатров, музеев, выпуска печатной продукции.

5.4. Вместе с тем, сохранявшиеся административно-командные методы управления, остаточный принцип финансирования культуры, элементы двойной морали в обществе вели к духовному кризису, отставанию нашей страны в ряде областей науки.

5.5. Усиление идеологического нажима на различные сферы культурной жизни вызвали отток из страны значительной части интеллектуальных и творческих сил советского государства.

Задание для дистанционного обучения

по учебной дисциплине «История» на 13.01.2018г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: