Московский государственный технический университет
Имени Н.Э. Баумана
Факультет «Лесотехнический факультет МФ»
Кафедра «Искусственного лесовыращивания и механизации лесохозяйственных работ»
Теория и практика искусственного лесовосстановления
Учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы
по дисциплине «Теория и практика искусственного лесовосстановления»
Москва
(С) 2018 МГТУ им.Баумана
УДК 630.232
ББК 43
Разработано в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом ВО для направления подготовки «Лесное дело».
Рецензент:
Р60 теория и практика искусственного лесовосстановления. Учебно-методические рекомендации по выполнению курсовой работы / В.А. Савченкова. – Москва: Издательство МФГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018. - 57с.
В учебном издании представлены учебно-методические и справочные материалы для самостоятельной подготовки и выполнения курсовой работы по разделам
УДК 630.232
|
|
ББК 43
Учебное издание
Савченкова Вера Александровна
Теория и практика искусственного лесовосстановления
По тематическому плану внутривузовских изданий учебной и научной литературы на 2018 г.
© В.А. Савченкова
©2018 МГТУ им.Баумана
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4
Введение.. 5
1.Лесокультурная оценка вырубок.. 7
2.Проектирование объектов лесовосстановления и лесоразведения 14
3.Техническая приемка площадей лесных культур и площадей с проведенными мерами содействия естественному возобнолению лесов 18
4.Инвентаризация лесных культур и площадей с проведенными мерами естественному возобновлению лесов.. 22
5.Перевод лесных культур в покрытые лесом земли и передача в эксплуатацию защитных лесных насаждений.. 30
6. оценка современного состояния лесных культур и площадей с проведенными мерами естественному возобновлению лесов.. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 50
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 51
5.1.2. Учебные и учебно-методические пособия для подготовки к аудиторным занятиям и для самостоятельной работы студентов.. 52
5.1.3. Нормативные документы... 52
5.1.4. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и другие электронные информационные источники.. 53
ЗАДАНИЕ.. 54
на выполнение курсовой работы... 54
Приложение 2. 59
ПРЕДИСЛОВИЕ
Представляемое учебно-методическое пособие является учебным изданием, содержащим учебно-методические и справочные материалы для самостоятельной подготовки и выполнения курсового работы по дисциплине «Теория и практика искусственного лесовосстановления».
Учебно-методическое пособие предназначено для магистров направления подготовки 35.04.01 «Лесное дело», направленности подготовки лесные культуры, селекция и семеноводство.Курсоваяработа – особый вид учебного процесса, главной целью которого является закрепление знаний магистров в области общей методологии лесокультурного проектирования, приобретение навыков в самостоятельном решении комплексной задачи лесохозяйственного производства.Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении почвоведения, геодезии, дендрологии, лесоведения, лесоводства, лесные культуры, машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве.
|
|
Работая над курсовой работой, магистр приобретает навыки в проектировании отдельных мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учетом экологических, экономических и других параметров на основе требований существующего законодательства, норм, регламентов, инструкций, отраслевых профессиональных стандартов.
Введение
Методические рекомендации написаны в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для направления подготовки35.04.01 «Лесное дело», направленности подготовки лесные культуры, селекция и семеноводство.
Цель – дополнить теоретические и практические основы, полученные студентами при прохождении курса. Основное внимание в курсовой работе сосредоточено на практической работе в натурных и камеральных условиях, с рабочей документацией, используемой в производственной деятельности с целью подготовить магистров к профессиональной деятельности на предприятиях лесной отрасли. Исходным материалом для разработки курсового проекта служит индивидуальное задание.
В соответствии с ним магистрам необходимо:
внимательно ознакомиться с методическими указаниями по составлению курсовой работы.
изучить рекомендуемые литературные и нормативные источники;
осуществлять работу над курсовой работой в изложенной в учебном пособие последовательности;
изложить заполненные формы отчетности в пояснительной записке с указанием использованных нормативных источников;
оформить пояснительную записку;
выполнить планы, схемы в соответствии с действующим стандартом.
При защите курсовой работы требуется знать теоретический материал, основные определения и термины, закономерности лесовосстановительного процесса, основы лесной типологии, уметь обосновать принятые проектные решения, принятые при выполнении расчетов, объяснить основные закономерности полученных результатов, иметь представление о последних достижениях в области лесовосстановления. Учитывается умение работать с нормативно-справочной литературой, самостоятельность при оформлении отчета.
Структура расчетно-пояснительной записки курсовой работы:
титульный лист, бланк титульного листа выдается кафедрой;
задание на выполнение курсовой работы, бланк задания выдается кафедрой;
аннотация или реферат (по усмотрению кафедры);
содержание (оглавление);
список обозначений и сокращений (при необходимости);
введение;
основная часть (разделы, главы) (по усмотрению кафедры может быть:
аналитическая, исследовательская, расчетная, конструкторская, технологическая,экономическая и др.);
заключение (выводы по выполненной работе);
список использованных источников;
приложения.
Объем курсовой работы должен быть не менее 30-40 страниц машинописного текста (формат А4).
Курсовая работа должна быть изложена литературным языком с использованием общепринятых терминов и определений. Они должны быть едиными по всему тексту, использоваться в научно-технической литературе и соответствовать ГОСТ.
|
|
Соответствие оформления курсовой работы предъявляемым требованиям осуществляется руководителем курсовой работы.
Оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям, установленным положением «О порядке подготовки и защиты выпускной квалификационной работы студентов МГТУ им. Н.Э.Баумана, обучающихся по основным образовательным программам магистратуры».
Лесокультурная оценка вырубок
В данном разделе, используя данные согласно выданному заданию о процентном соотношении площадей разных почв, необходимо определить степень дренированности и лесокультурную категорию вырубок.
Требуется изучить обобщенную схему лесокультурной классификации свежих сплошных вырубок приведена в таблице 1.
Таблица 1 –Лесокультурная классификация свежих сплошных вырубок (южно-таежный лесохозяйственный округ)
Лесокультурные категории вырубок | I | II | III |
I. Лесорастительные условия
Дренированность вырубок | дренированные (сухие и свежие почвы занимают более 75 %) | временно избыточно увлажняемые (влажные почвы занимают более 25 %, сырые и мокрые – менее 25 % площади) | заболоченные (сырые и мокрые почвы занимают более 25 % площади) | ||
Группы типов леса | лишайниковый, вересковый, вейниково-брусничный | кисличные, сложные | черничные | долгомошные | сфагновые, травяно-болотные |
Типы условий местопроизраста-ния | А1,А2 | А2, В2, С2, Д2 | А3, В3, С3, Д3 | А4,В4,С4,Д4 | А5,В5,С5,Д5 |
Формирующие типы вырубок | лишайни-ковый, вересковый, вейниково-брусничный | вейнико-вый, кипрейныймал-й | ситниковый, вейниково-ситниковый, долгомошный, реже – вейниковый, кипрейный, малинниковый | долгомош-ный, долгомошно-вейниковый, сфагновый | сфагновый, осоково-сфагновый |
II. Доступность вырубок для лесокультурной техники при комплексной механизации работ
Шифр вырубки | Количество пней, шт./га | Захламленность, м3/га | Степень доступности | ||
а1 | до 600 | до 5 | доступны без расчистки и корчевки | ||
а2 | до 600 | 5-25 | доступны без расчистки и корчевки, но со снижением качества обработки почвы на 50 % | ||
а3 | до 600 | более 25 | доступны без корчевки, но необходима полосная расчистка | ||
а4 | более 600 | до 25 | доступны без расчистки, но необходимо полосная корчевка | ||
а5 | более 600 | более 25 | необходима полосная корчевка и расчистка | ||
Погрузочные площадки, лесовозные усы (во всех группах вырубок)
| необходима полосная расчистка с вычесыванием вмятых в почву порубочных остатков |
III. Обработка почвы под лесные культуры
Способы обработки почвы на вырубках разных лесокультурных категорий | Минерализация полос или площадок, нарезка борозд глубиной до 15 см | Создание микроповышений (пластов и гряд) высотой 20-30 см | Нарезка плужных пластов высотой 30-40 см |
При этом следует учитывать следующие положения (таблица 1):
если более 75 % общей площади вырубки занимают свежие и сухие почвы, то вся она относится к I категории (дренированные вырубки);
при наличии влажных почв на площади более 25 %, а сырых и мокрых - менее 25 %, вся площадь вырубки относится ко II категории (временно избыточно увлажняемые вырубки);
при наличии сырых и мокрых почв на площади более 25 % вся вырубка относится к III категории (заболоченные вырубки).
На вырубках площадью свыше 20 га, при наличии выделов с разной дренированностью почв и занимающих более 10 % общей площади, лесокультурная категория определяется отдельно по каждому выделу.
Для каждой лесокультурной категории вырубок рекомендуются следующие способы обработки почвы:
на дренированных вырубках (I категория) - минерализация полос или площадок, нарезка неглубоких (до 15 см) борозд;
на временно избыточно увлажняемых вырубках (II категория) - формирование микроповышений (пластов, гряд) высотой 20–30 см;
на заболоченных вырубках (III категория) - нарезка мощных плужных пластов высотой 30–40 см.
Затем в соответствии с полученным заданием требуется заполнить карточку лесокультурной оценки вырубки (таблица 2).
Таблица 2 – Карточка лесокультурной оценки вырубки
Квартал___________________ Выдел __________ Год, сезон заготовки леса ___________________________ Способ очистки ___________________________________ Площадь вырубки _________________________________
| ||||||||||||||||||
Характеристика вырубки по выделам | ||||||||||||||||||
№ выдела | Площадь выдела | Рельеф | Гру-ппа типов леса | Тип условий местопроизрастаний | Почва | |||||||||||||
га | % площа-ди выруб-ки | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||
Натурное обследование вырубки | ||||||||||||||||||
№ ленточ-ной пробной площади | Площадь м2 | Кол-во пней, шт | Захламленность, м2 | завалунен-ность, % | ||||||||||||||
В т.ч. завышенных | оставлен-ная ликвидная древесина | валеж-ник | лесосечные отходы | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||
1…. Итого в переводе на 1 га вырубки |
|
|
|
|
| |||||||||||||
Натурное обследование погрузочной площадки | ||||||||||||||||||
Площадь погрузо-чнойплощад-ки, га/% | Площадь вырубки, %, занятая почвами разной степени нарушения | Количество учетных площадок с разной степенью захламленности (при визуальной оценке) | Кол-во учетных площадок со средней и сильной захламленностью | |||||||||||||||
Слабой | Средней | Сильной | Слабой | Средней | Сильной | Всего | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
Обследование вырубок выполняется в год, предшествующий производству лесокультурных работ. В соответствии с выданным заданием, содержащим результаты обследования вырубок и их лесокультурной оценки, необходимо заполнить сводную ведомость площадей вырубок, назначенных к производству лесных культур по разным технологиям (таблица 3). На основании этих данных определить потребность в лесокультурной технике для производства лесных культур на вырубках.
Таблица 3 –Сводная ведомость площадей вырубок, назначенных для производства лесных культур в 20___ году
(га)
Группы площадей вырубок по доступности для лесокультурной техники | Лесокультурные категории вырубок | |||
I | II | III | Всего | |
а1 | ||||
а2 | ||||
а3 | ||||
а4 | ||||
а5 | ||||
Погрузочные площадки | ||||
Лесовозные усы | ||||
Всего |
Оценку естественного возобновления проводят с ведением учетной карточки обследования естественного возобновления леса (таблица 4) и перечетной ведомости (таблица 5), которые необходимо заполнить.
Таблица 4 – Учетная карточка обследования естественного возобновления леса
1. Квартал ______Выдел__ Площадь, га _____ Категория защитности __________________________________________________________
| ||||||||
2. Характеристика земель, не покрытой лесной растительностью______________________ ______________________________________________________________________________ вырубка____года, гарь_______года, редина, прогалина | ||||||||
3. Тип леса _______Тип лесораст-х условий______Класс бонитета___
| ||||||||
4. Состав, возраст, полнота_______________________________________________________ (для насаждений) | ||||||||
5. Характеристика хвойного подроста под пологом до рубки (по породам)_____________тыс. шт. Ср. возраст_________ Ср. высота_________Размещение: равном., куртин., и групповое ______________________
| ||||||||
6. Способ рубки и размер лесосеки________________________________________________ Технология лесосечных работ (метод рубок, сезон рубки, способ трелевки, способ очистки, срок примыкания и пр.)__________________________________________________________
| ||||||||
7. Характеристика естественного возобновления
| ||||||||
Порода | Количество, тыс.шт/ 1 га | Средний возраст, лет | Средняя высота, м | Состав возобновления | Полнота (сомкн.) | |||
в т.ч. последующее | ||||||||
Всего | вт.ч. | |||||||
мелк. | средн. | крупн. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
…. | ||||||||
…… | ||||||||
Размещение: равномерное, групповое, куртинное ____________
| ||||||||
8. Оценка возобновления: удовлетворительная _______га, недостаточное______га, плохое или отсутствует__________га
| ||||||||
9. Лесоводственная оценка возникшего молодняка: хвойный_____га, хвойно-лиственный____га, лиственно-хвойный_____га, лиственный с наличием под его пологом самосева и подроста хвойных пород___га, и лиственный__га
| ||||||||
10. Источники обсеменения:_________________________________________________ (отсутствует, полосы, куртины, недорубы, стены леса) Количество семенников_____шт. на 1 га. Возраст ________по породам. Состав _________возраст_________(для полос, курт., недорубов, стен леса).
| ||||||||
11. Захламленность (отсутствует – менее 10 м3 на 1 га; слабая – 10…20 м3 на 1 га; средняя – 21…50 м3 на 1 га; сильная – более 51 м3 на 1 га) ________________________________
| ||||||||
12. Подлесок: состав__________________(единичный – менее 100 шт. на 1 га; средней густоты – до 2000 шт. на 1 га; густой – более 2000 шт. на 1 га) Размещение: (равномерное, групповое, куртинное)_______________________________
| ||||||||
13. Травяной и моховой покровы: преобладающие виды___________________________ Степень задерненности (отсутствует – до 10%; слабая – 11…30%; средняя – 31…50%; сильная – более 50%)______________________________________________________________________
| ||||||||
14. Название почвы (мех.состав, генезис, подстилающая порода, уровень мерзлоты)__________________________________________________________________ Степень минерализации почвы в %____________________________________________
| ||||||||
15. Местоположение: рельеф, экспозиция, крутизна склона______________________________________________________________________
| ||||||||
16. Доступность участка (доступен для проведения лесовосстановительных мероприятий; не доступен)___________________________________________________________________
| ||||||||
17. Дополнительные сведения _________________________________________________
| ||||||||
18. Намечаемые мероприятия - Оставить под естественное заращивание леса_____________га - Провести содействие естественному возобновлению леса_____г., в том числе сохранение подроста при рубках леса_________га - Под лесные культуры_____га. Под реконструкцию __________________________га
|
Таблица 5 – Перечетная ведомость естественного возобновления
Перечетная ведомость естественного возобновления к учетной карточке №___________ учетной площадки___________м2
| |||||||
Номер пробной площади (п. п.) Номера учетных площадок | Порода | Распределение подроста 2-х лет и старше по высоте, шт. | Средняя высота, м | Кол-во неблагонадежного подроста, шт. | |||
Мелкий до 0,5 м | Средний 0,51…1,5 м | Крупный свыше 1,5 м | Итого | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
п. п. 1 | |||||||
Номер уч. пл. | |||||||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
……… | |||||||
Итого по п. п. | |||||||
Всего по участку | |||||||
Ср. группа | |||||||
Всего по участку | |||||||
Приложение: Схематический чертеж обследуемого участка. Расположение на нем пробных площадей и учетных площадок. | |||||||
Анализ результатов обследования | |||||||
Примечание. При оценке успешности возобновления к мелкому относят участки, если количество экземпляров до 0,5 м составляет 2/3 общего количества растений, к крупному, если экземпляры свыше 1,5 м составляют более 1/3 общего количества учтенного подроста. |
Сведения о лесных участках, намечаемых для проведения мер содействия естественному возобновлению лесов, необходимо занести в сводную ведомость (таблица 6).
Таблица 6 – Ведомость участков, намечаемых для проведения мер содействия естественному возобновлению леса на планируемый год
Номер пробной площади | Номер квартала, номер выдела | Площадь участка, га, номер лесорубочного билета и делянки, год рубки | Характеристика участка | Намечаемые меры содействия естественному возобновлению леса на участке, применяемые орудия и механизмы | Площадь по способам содействия, га | Предусмотренные противопожарные мероприятия | |||||
Категория участка (вырубка, гарь, насаждение), тип леса, лесорастительных условий | Состояние участка: состав насаждения, класс возраста, полнота, захламленность, м3 на 1 га | Наличие возобновления (семенного происхождения по породам и по группам высот и порослевого происхождения по породам), тыс. шт. | Напочвенный покров (травянистый, моховой, кустарниковый и т. д.), степень покрытия и мощность | Источники обсеменения, расстояние до них, м | Степень минерализации почвы, % | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Всего | |||||||||||
Примечание. При оценке ценности возобновления считают: подрост мелким, если экземпляры до 0,5 м составляют более 2/3 общего количества растений, крупным, если экземпляры свыше 1,5 м составляют 1/3 общего количества учтенного подроста. |