Задание со свободным развернутым ответам

Такая форма задания предполагает представление ответа в развернутом виде, т.е. полного решения задачи с пояснениями или в виде небольшого сочинения. Испытуемый излагает ответ в свободной форме.

Задания со свободным развернутым ответом похожи на традиционные письменные контрольные задания. Они позволяют проверить и оценить различные уровни познавательной деятельности испытуемых. Здесь проверяется не только знание фактического материала, но и умение выражать свои мысли, логичность, оригинальность выражения (гуманитарная сфера), проверяется способы решения учебных задач, процесс выполнения.

Проблема использования такой формы задания связана с объективностью оценивания, так как проверка этих заданий проходит не в компьютерном режиме, а с помощью экспертов (минимум 2). Чтобы снизить субъективный момент в процессе проверки заданий со свободно развернутыми ответами, разрабатываются четкие инструкции как для испытуемых, так и для проверяющих. Для испытуемого при формулировке задачи в инструкции должна оговариваться полнота ответа для получения максимального балла, т.е. должно быть четко указано, сколько аргументов, фактов или примеров он необходимо привести, нужно ли представить схему, график или чертеж, решение задачи, уравнения и т.д. краткое, полное, с пояснением и т.д. Дается также рекомендация по поводу длины ответа (количество предложений, знаков и др.). Для проверяющих дается эталонный ответ и составляется четкая инструкция, какое количество баллов дается за конкретные знания и умения.

 

Составление теста и тестовых заданий.

Чтобы составить тест, который будет эффективно оценивать результаты обучения стоит придерживаться определенных правил. Создание теста надо начинать с определения цели тестирования. Цель тестирования задает содержание, структуру, вид теста и форму тестовых заданий. Далее стоит проанализировать область содержания проверяемого предмета (темы, раздела) и выделить те элементы содержания, которые будут подвергаться проверке. Дальше можно приступать к составлению тестовых заданий. Один из ведущих принципов составления заданий — принцип соответствия содержания заданий проверяемой области содержания. Разработчики должны четко представлять, какой конкретный элемент содержания или умение проверяет каждое задание. С помощью задания проверяется что-то одно. Неправильно считать, что лучше составлять задания на проверку нескольких знаний. Неопределенность предмета измерения может привести к двусмысленности формулировки, что ухудшает качество самого теста и влияет на результаты измерения.

В зависимости от целей тестирования и содержания проверяемой дисциплины выбираются оптимальные формы тестовых заданий. Разработчик может использовать в тесте задания только одной формы, например, закрытые задания, а также сочетать в тесте несколько различных форм. Выбор форм во многом зависит от технологии проверки, сбора и обработки результатов, материального обеспечения.

Легче всего проверять задания закрытого типа, так как существует компьютерная технология проверки и обработки результатов.

Рекомендуется начинать составление задания с формулировки правильного ответа, это помогает избежать возникновения нескольких правильных ответов на задание. В заданиях с выбором ответа при подборе дистракторов надо помнить о том, что все дистракторы должны быть равно привлекательны. Подбор дистракторов — достаточно сложная задача. Иногда для их создания можно использовать неправильные ответы самих учащихся. На предварительном тестировании испытуемым даются задания открытого типа на дополнение. Систематические ошибки учащихся при выполнении задания и будут правдоподобными дистракторами.

Созданный тест можно показать своим коллегам или сильным ученикам, которые выступят в качестве экспертов и помогут выявить неудачные задания (фактические ошибки возможны, но у квалифицированных преподавателей такие ошибки встречаются редко, а вот двусмысленные формулировки, неточно поставленные задачи, неправильно выстроенное задание — частые ошибки). Далее стоит провести пробное тестирование, которое проводится не с целью оценки уровня знания, а с целью выявления недостатков теста и тестовых заданий. Разработчик должен помнить, что трудность заданий должна соответствовать уровню подготовки испытуемых. Поэтому если все испытуемые выполнили все задания теста, то это говорит не о хорошей подготовке учащихся, а том, что тест для них слишком легкий. В хорошем тесте есть задания различной трудности (базовые, повышенной сложности, сложные). После апробации теста вносятся необходимые коррективы.

Более полную информацию о технологии педагогических измерений можно почерпнуть в специальной литературе.

 

Список литературы.

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. — М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. — 191 с.

2. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. — М.: Изд-во МГУП, 2000.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). — М.: Интеллект-центр, 2002. — 296 с.

5. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. — М.: Исслед. Центр, 2001. — 409 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: