Порядок осуществления безналичных расчетов

Внутренние расчеты производятся: с работниками предприятия при выплате заработной платы, дивидендов акционерам и учредителям; при выдаче подотчетных сумм работникам и др.

Внешние расчеты возникают: при взаимоотношениях по закупке сырья и материалов, товаров; при реализации товаров и готовой продукции; при выполнении работ и оказании услуг; при осуществлении налоговых платежей и взносов во внебюджетные фонды; при получении и возврате кредитов и займов и др.

Внутренние расчеты осуществляются наличными денежными средствами непосредственно из кассы предприятия на основании расчетно-платежной ведомости при выплате заработной платы и расходного кассового ордера при выдаче подотчетных сумм, либо путем перечисления на лицевые счета работников при использовании пластиковых карт.

Более подробно остановимся на осуществлении безналичных расчетов.

Внешние расчеты можно разделить на две группы:

1. Коммерческие расчеты – это операции, связанные с движением товара, продукции, работ, услуг: расчеты с поставщиками и подрядчиками; покупателями и заказчиками.

2. Некоммерческие расчеты – это операции, необусловленные движением продукции, товаров, оказанием услуг и выполнением работ, а связанные лишь с движением денежных средств: расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами; учредителями и акционерами; доверителями и поверенными; кредитными организациями.

Коммерческие расчеты могут осуществляться либо наличными денежными средствами, либо в виде безналичных платежей. Наличные расчеты производятся ограниченными суммами, устанавливаемыми Центральным банком РФ. Безналичные расчеты производятся через банковские и кредитные операции. Применение безналичных расчетов позволяет снизить расходы на денежное обращение, сократить потребность в наличных денежных средствах и обеспечить их более надежную сохранность. Посредником безналичных расчетов является коммерческий банк.

Формы безналичных расчетов определены ст. 862 Гражданского кодекса РФ и Положением Центрального банка РФ.

Коммерческие расчеты осуществляются следующими видами платежей:– платежными поручениями;– платежными требованиями-поручениями;– аккредитивами;– расчетными чеками;– векселями;– зачетом взаимных требований.

По некоммерческим расчетам платежи осуществляются только с помощью платежных поручений.

Подробнее рассмотрим коммерческие расчеты.

Платежное поручение – это расчетный документ, в котором владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку перевести определенную сумму денежных средств на счет получателя.

Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов.

Платежное требование-поручение – расчетный документ, выписываемый поставщиком, содержащий требование к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Аккредитив – это условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива.

Расчетный чек – это письменное поручение владельца счета обслуживающему ему банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств.

Вексель – письменное денежное обязательство, которое оформлено по специально установленной форме, дающее право векселедержателю на получение от должника по векселю определенной в нем суммы.

Зачет взаимных требований – установленная форма безналичных взаиморасчетов предприятий, при которой взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платеж в установленном порядке. Цель зачета – сокращение взаимной задолженности, ускорение расчетов и достижение экономии в платежных средствах.

Формы расчетов между плательщиком и получателем денежных средств определяются договором. Выбор той или иной формы расчета определяется характером хозяйственных связей между сторонами, их финансовым положением и местонахождением, особенностью поставляемых товаров и услуг, способом транспортировки и условиями приемки. Отделения банков не вмешиваются в договорные отношения плательщика и получателя денежных средств. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем денежных средств, кроме возникших по вине отделений банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия отделения банка.

Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной формой расчетов между поставщиком и покупателем. Чаще всего ими оформляются предварительная оплата товаров и услуг. В таком случае составляется платежное поручение на сумму аванса, а после выполнения условий договора перечисляется оставшаяся сумма платежа. Допустимая сумма предварительной оплаты не должна превышать 50 % суммы договора, в этом случае сохраняется равенство взаимоотношений между поставщиком и покупателем. При требовании поставщика внести 100 % суммы в виде аванса нарушаются права покупателя, который отвлекает из своего оборота денежные средства и фактически кредитует поставщика. Такая форма расчетов может иметь место лишь при условии предоставления покупателю значительных скидок.

Безналичные расчеты осуществляются в следующем порядке:

– Отделение банка берет на себя обязательство хранить денежные средства юридического лица, зачислять на его расчетный счет поступающие платежи, выполнять распоряжения юридического лица о перечислении денежных средств, осуществлять платежи, обналичивать денежные средства;

– Списание денежных средств с расчетного счета юридического лица производится на основании документально оформленного распоряжения владельца счета (за исключением случаев, когда списание денежных средств осуществляется по решению суда).

– При наличии денежных средств на расчетном счете юридического лица, достаточных для оплаты предъявленных счетов, списание денежных средств в оплату осуществляется в соответствии с распоряжениями юридического лица в порядке календарной очередности.

– При недостаточности денежных средств на расчетном счете юридического лица для удовлетворения предъявленных ему к оплате счетов списание сумм в оплату осуществляется в очередности, установленной российским законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: