Введение в курс «История»
(Антоненко Наталья Викторовна)
1. История как наука. Предмет и задачи истории. Принципы и методы исторического исследования.
2. Методология истории. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.
3. Становление исторического знания. Основные этапы развития отечественной исторической науки.
· Исторический источник – основа исторического знания. Предмет истории – деятельность и действия людей, вся совокупность общественных отношений.
Основные задачи предмета истории:
1. Познавательная и интеллектуально развивающая
2. Воспитательное воздействие
3. Просветительская задача.
Исторический источник – документ, составленный в определенное время и отражающий его реалии.
Их можно классифицировать по нескольким группам:
1. Археологические находки
2. Предметы материальной культуры
3. Документы аудио – видео фонда
4. Письменные источники
5. Произведения искусства
Принципы и методы исторического исследования
1. Принцип объективности – рассматривает историю с точки зрения объективных закономерностей, определяющих процессы общественно политического развития.
|
|
2. Принцип историзма – требует рассматривать каждое положение или вывод которые делается на основание того, или иного документа, в связи с другими положениями, а также конкретным опытом истории.
3. Принцип социального подхода – рассматривает на фоне развития исторического процесса различные проявления социальных взаимоотношений в экономике, политике, общественной жизни.
Методы исторического исследования
1. Общенаучные методы
2. Специально исторические методы
Общенаучные методы
· Логические методы (позволяет установить причинно-следственные связи, располагать события в логическом порядке)
· Метод классификации (позволяет группировать факты по определенным принципам и критериям, для выявления закономерностей исторического процесса)
· Метод анализа и синтеза (дает возможность раскладывать на составные части изучаемый процесс с их последующим соединением в единое целое)
Специально исторические методы
· Хронологический метод (излагает события в той последовательности, в которой они происходили и позволяет расположить эти события в шкале времени)
· Сравнительно исторический метод (выделяет исторические этапы и события в одной или нескольких странах и сравнивает их по разным параметрам)
· Типологический метод (цель – провести систематизацию и упорядочение исторических явлений и событий по присущим им общим признакам)
· Метод исторического моделирования (с помощью создания теоретической модели дает возможность объяснить важнейшие процессы которые происходят в обществе)
|
|
· Метод ретроспективный (путем последовательного проникновения в прошлое, он дает возможность выяснить причины изучаемого явления или события)
Методология истории. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории
Два подхода к изучению истории:
1. Цивилизационный
2. Формационный
Цивилизационный подход – основоположник Макс Вебер. Представитель теории цивилизаций Арнольд Тойнби. Русский представитель Николай Данилевский.
Цивилизация – от лат. городской, гражданский, государственный. Первоначально термином обозначали исторический период, который наступил после эпохи варварства и дикости. В широком плане «высокий уровень развития общественной культуры».
Преимущества цивилизационного подхода:
1. Универсальность (его принципы применимы к истории любой страны)
2. Учитывая специфику стран и регионов, предполагает представление об истории как многовариантном многолинейном процессе
3. Отводит определяющую роль в историческом процессе человеческому, духовно нравственному и интеллектуальному фактору.
Формационный подход – базируется на материалистическом объяснении истории. Его основоположником был немецкий мыслитель 19 века К. Маркс.
Согласно марксистской концепции всемирно исторический процесс предполагался как процесс последовательной смены общественно-экономической формации.
Общественно-экономическая формация – определенный эта общ. Развития, отличавшейся между собой способом производства материальных благ и соответствующий ему социально классовой структуры.
Процесс общественного развития Формации
1. Первобытнообщинный этап
2. Рабовладельческий
3. Феодальный
4. Капиталистический
5. Социалистическая + коммунистическая
Недостатки формационного подхода:
· Он предполагает однолинейный характер исторического развития
· Исторический процесс рассматривается под углом зрения становления и смены способа производства материальных благ, самом человеку как субъекту истории отводится второстепенная роль.
Становление исторического знания. Основные этапы развития отечественной исторической науки
В древнем мире история определялась как художедственно-прагматический рассказ о достопамятных событиях и лицах. Античные историки Геродот, Фукидит относили историю к области искусства. В 18 веке история начала формироваться история как наука. В средние века утвердился взгляд на историю как на образец общественно-политического опыта и нравственную школу жизни. Вплоть до 18 века история была тесно связана с философией. Окончательно историческая наука сформировалась только в начале 19 века. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.
Ø Формирование научной концепции русской истории
В 11 веке в Киевской Руси появились первые летописи. Лицевой летописный свод (16 век), Никоновская летопись etc.
В 16 веке появляются крупные летописные своды:
ü Хронограф – образец всемирной истории (1512 г)
ü Степенная книга – освещающая деятельность митрополитов, русских князей, начиная с Рюрика (до 16 века):
ü Воскресенская летопись
В 1674 году в Киеве появляется первый учебник русской истории «Синопсис» Инокентия Гизеля.
o Байер, Миллер и Шлёцер – формирование концепции русской истории.Были приглашены в РАН. Основали «нормандскую концепцию». Но Ломоносов (Автор древней русской истории) возмутился. Отметил что до приходов норманов, уже в Киеве существовала государственность.
o Татищев Василий (полу историк, составил 5-томную русскую историю
|
|
до смутного времени, были использованы летописи, которые погибли во время пожара Москвы во время Наполеона).
o Екатерина 2 – автор учебника «Записки касательно русской истории.
o Щербатин Михаил – автор «Истории российской с древнейших времен». Интересовался историей культуры, написал «о повреждении нравов в России».
Карамзин Николай Михайлович – автор «История государства российского» в 12 томах.
o Соловьев Сергей Михайлович – автор «Истории России с древнейших времен».
o Ключевский Василий – автор «Курса русской истории».
o Каверин Константин – автор «Взгляд на юридический быт Древней России» и «Краткий взгляд на Русскую Историю».