Становление исторического знания. Основные этапы развития отечественной исторической науки

Введение в курс «История»

(Антоненко Наталья Викторовна)

1. История как наука. Предмет и задачи истории. Принципы и методы исторического исследования.

2. Методология истории. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

3. Становление исторического знания. Основные этапы развития отечественной исторической науки.

 

 

· Исторический источник – основа исторического знания. Предмет истории – деятельность и действия людей, вся совокупность общественных отношений.

 

Основные задачи предмета истории:

1. Познавательная и интеллектуально развивающая

2. Воспитательное воздействие

3. Просветительская задача.

Исторический источник – документ, составленный в определенное время и отражающий его реалии.

Их можно классифицировать по нескольким группам:

1. Археологические находки

2. Предметы материальной культуры

3. Документы аудио – видео фонда

4. Письменные источники

5. Произведения искусства

Принципы и методы исторического исследования

1. Принцип объективности – рассматривает историю с точки зрения объективных закономерностей, определяющих процессы общественно политического развития.

2. Принцип историзма – требует рассматривать каждое положение или вывод которые делается на основание того, или иного документа, в связи с другими положениями, а также конкретным опытом истории.

3. Принцип социального подхода – рассматривает на фоне развития исторического процесса различные проявления социальных взаимоотношений в экономике, политике, общественной жизни.

 

Методы исторического исследования

 

1. Общенаучные методы

2. Специально исторические методы

 

 

Общенаучные методы

· Логические методы (позволяет установить причинно-следственные связи, располагать события в логическом порядке)

· Метод классификации (позволяет группировать факты по определенным принципам и критериям, для выявления закономерностей исторического процесса)

· Метод анализа и синтеза (дает возможность раскладывать на составные части изучаемый процесс с их последующим соединением в единое целое)

 

 

Специально исторические методы

· Хронологический метод (излагает события в той последовательности, в которой они происходили и позволяет расположить эти события в шкале времени)

· Сравнительно исторический метод (выделяет исторические этапы и события в одной или нескольких странах и сравнивает их по разным параметрам)

· Типологический метод (цель – провести систематизацию и упорядочение исторических явлений и событий по присущим им общим признакам)

· Метод исторического моделирования (с помощью создания теоретической модели дает возможность объяснить важнейшие процессы которые происходят в обществе)

· Метод ретроспективный (путем последовательного проникновения в прошлое, он дает возможность выяснить причины изучаемого явления или события)

 

Методология истории. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории

Два подхода к изучению истории:

 

1. Цивилизационный

2. Формационный

 

Цивилизационный подход – основоположник Макс Вебер. Представитель теории цивилизаций Арнольд Тойнби. Русский представитель Николай Данилевский.

 

Цивилизация – от лат. городской, гражданский, государственный. Первоначально термином обозначали исторический период, который наступил после эпохи варварства и дикости. В широком плане «высокий уровень развития общественной культуры».

 

Преимущества цивилизационного подхода:

1. Универсальность (его принципы применимы к истории любой страны)

2. Учитывая специфику стран и регионов, предполагает представление об истории как многовариантном многолинейном процессе

3. Отводит определяющую роль в историческом процессе человеческому, духовно нравственному и интеллектуальному фактору.

 

Формационный подход – базируется на материалистическом объяснении истории. Его основоположником был немецкий мыслитель 19 века К. Маркс.

 

Согласно марксистской концепции всемирно исторический процесс предполагался как процесс последовательной смены общественно-экономической формации.

 

Общественно-экономическая формация – определенный эта общ. Развития, отличавшейся между собой способом производства материальных благ и соответствующий ему социально классовой структуры.

Процесс общественного развития Формации

1. Первобытнообщинный этап

2. Рабовладельческий

3. Феодальный

4. Капиталистический

5. Социалистическая + коммунистическая

 

Недостатки формационного подхода:

· Он предполагает однолинейный характер исторического развития

· Исторический процесс рассматривается под углом зрения становления и смены способа производства материальных благ, самом человеку как субъекту истории отводится второстепенная роль.

Становление исторического знания. Основные этапы развития отечественной исторической науки

В древнем мире история определялась как художедственно-прагматический рассказ о достопамятных событиях и лицах. Античные историки Геродот, Фукидит относили историю к области искусства. В 18 веке история начала формироваться история как наука. В средние века утвердился взгляд на историю как на образец общественно-политического опыта и нравственную школу жизни. Вплоть до 18 века история была тесно связана с философией. Окончательно историческая наука сформировалась только в начале 19 века. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.

 

Ø Формирование научной концепции русской истории

В 11 веке в Киевской Руси появились первые летописи. Лицевой летописный свод (16 век), Никоновская летопись etc.

 

В 16 веке появляются крупные летописные своды:

 

ü Хронограф – образец всемирной истории (1512 г)

ü Степенная книга – освещающая деятельность митрополитов, русских князей, начиная с Рюрика (до 16 века):

ü Воскресенская летопись

 

В 1674 году в Киеве появляется первый учебник русской истории «Синопсис» Инокентия Гизеля.

 

o Байер, Миллер и Шлёцер – формирование концепции русской истории.Были приглашены в РАН. Основали «нормандскую концепцию». Но Ломоносов (Автор древней русской истории) возмутился. Отметил что до приходов норманов, уже в Киеве существовала государственность.

o Татищев Василий (полу историк, составил 5-томную русскую историю

до смутного времени, были использованы летописи, которые погибли во время пожара Москвы во время Наполеона).

o Екатерина 2 – автор учебника «Записки касательно русской истории.

o Щербатин Михаил – автор «Истории российской с древнейших времен». Интересовался историей культуры, написал «о повреждении нравов в России».

    Карамзин Николай Михайлович – автор «История государства российского» в 12 томах.

o Соловьев Сергей Михайлович – автор «Истории России с древнейших времен».

o Ключевский Василий – автор «Курса русской истории».

o Каверин Константин – автор «Взгляд на юридический быт Древней России» и «Краткий взгляд на Русскую Историю».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: