Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: спирты алифатического ряда. Метод ГЖХ в ХТИ

Занятие №22

Тема: «Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: спирты алифатического ряда. Метод ГЖХ в ХТИ»

Цель занятия: продолжитьзнакомиться с методикой изолирования токсических веществ методом дистилляции. Изучить токсические вещества: метанол, этанол, изоамиловый спирт, этиленгликоль.

Задачи:

· познакомиться с особенностями изолирования данной группы токсических веществ;

· изучить применение, свойства, метаболизм, токсическое действие, методы изолирования и определения токсических веществ данной группы;

· развитие умений решения ситуационных задач по токсикологической химии;

· рассмотреть применение метода ГЖХ при определении токсических веществ.

Компетенции:  ПК-39.

Взаимосвязь с другими дисциплинами: физиология и анатомия человека, фармацевтическая химия, фармацевтическая технология, фармакогнозия, органическая химия, аналитическая химия.

Средства обучения:  алгоритмы решения ситуационных задач, ситуационные задачи, необходимые реактивы для качественного определения токсикантов, видеофильмы об определении алкоголя в биологических жидкостях, об особенностях проведения ГЖХ.

Содержание занятия:  лабораторная работа «Методы качественного определения метанола, этанола, изоамилового спирта, этиленгликоля».

Воспитательное значение темы: на данном занятии студенты знакомятся с токсическими веществами метанолом, этанолом, изоамиловым спиртом, этиленгликолем, методами изолирования, исследования, токсическим действием на организм, что необходимо в практике провизора и судебно-химического эксперта.

Студент должен знать:

1. до изучения темы: методику изолирования токсических веществ методом дистилляции, физико-химические свойства и применение некоторых соединений данной группы.

2. после изучения темы: применение, свойства, метаболизм, токсическое действие, методы изолирования и определения метанола, этанола, изоамилового спирта, этиленгликоля. Использование методов ГЖХ в идентификации летучих веществ.

Студент должен уметь:

· писать схемы метаболизма каждого из токсических веществ рассматриваемой группы;

· правильно подбирать биологический объект для исследования, в зависимости от отравления;

· проводить изолирование токсикантов из биологического материала;

· проводить качественное и количественное определение токсических веществ и их метаболитов;

· определять по симптомам характер отравления;

· решать ситуационные задачи по алгоритму на данную группу токсических веществ.

Методика проведения занятия:

1.Хронометраж занятия:

продолжительность занятия 135 минут

вступительное слово 5 минут

вводный контроль 10 минут

беседа по теме занятия 25 минут

просмотр видеофильмов 25 минут

решение ситуационных задач 35 минут

практическая работа 40 минут

заключение 5 минут

2.Вступительное слово: рассказ о протекании практического занятия

3.Контроль исходного уровня знаний: самостоятельная работа

4.Беседа по теме занятия

Вопросы для собеседования

Метанол:

· применение;

· токсикологическое значение (симптомы отравления, смертельные дозы);

· пути поступления в организм, накопление, выделение;

· метаболизм;

· особенности проведения дистилляции;

· методы качественного определения:

ü реакция этерификации (получение метилсалицилата);

ü реакция окисления метанола до формальдегида и его обнаружением;

· методы количественного определения

Этанол:

· применение;

· токсикологическое значение (симптомы отравления, смертельные дозы);

· пути поступления в организм, накопление, выделение;

· метаболизм;

· особенности проведения дистилляции;

· методы качественного определения:

ü реакция образования йодоформа;

ü реакция образования ацетальдегида;

ü реакция получения этилацетата;

ü реакция получения этилбензоата;

· методы количественного определения;

· алкогольная интоксикация: токсикокинетика спиртов, объекты исследования и пробоподготовка при отравлении спиртами; правила отбора проб для исследования, типы опьянений, степени опьянений, методы определения алкоголя в выдыхаемом воздухе (проба Рапопорта, индикаторные трубки Мохова-Шинкаренко), определение этанола методом ГЖХ;

· Метод ГЖХ: достоинства метода, устройство газового хроматографа, назначение основных узлов и блоков, требования к твердым носителям и неподвижным жидким фазам, виды детекторов и принципы их работы, основные хроматографические характеристики (абсолютное время удерживания, расстояние удерживания, объем удерживания, площадь пика).

                                                 

Изоамиловый спирт:

· применение;

· токсикологическое значение (симптомы отравления, смертельные дозы);

· пути поступления в организм, накопление, выделение;

· метаболизм;

· особенности проведения дистилляции;

· методы качественного определения:

ü реакция этерификации с уксусной кислотой;

ü реакция образования изовалерианового альдегида;

ü реакция Комаровского (с салициловым альдегидом)

· методы количественного определения.

Этиленгликоль:

· применение;

· токсикологическое значение (симптомы отравления, смертельные дозы);

· пути поступления в организм, накопление, выделение;

· метаболизм;

· особенности проведения дистилляции;

· методы качественного определения:

ü реакция окисления калия перйодатом и последующим обнаружением формальдегида;

ü реакция окисления этиленгликоля азотной кислотой до щавелевой кислоты с последующим ее обнаружением;

ü реакция образования гликолята меди.

· методы количественного определения;

Практическая работа

лабораторная работа «Методы качественного определения метанола, этанола, изоамилового спирта, этиленгликоля».

Методику выполнения лабораторных работ см. методические рекомендации к практическим занятиям по токсикологической химии.

6. Заключение: подводится итог практической части занятия, студенты заполняют лабораторные журналы и сдают их на проверку.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Лекционный материал

2.Токсикологическая химия: учебник/ Т.Х.Вергейчик:под редакцией проф.Е.Н.Вергейчика. – М.:МЕДпресс-информ, 2009.

3. Токсикологическая химия. Учебное пособие А.И.Жебентяев, Н.А.Алексеев, ВГМУ, Витебск, 2003

Дополнительная литература

4.Токсикологическая химия М.Д.Швайкова «Медицина», Москва, 1975 г.

5.Токсикологическая химия Крамаренко В.Ф. Киев «Высшая школа» 1989г.

 «Медицина» 1975г.

6.«Токсикологическая химия» Крамаренко, Киев 1986г.

 

 


 


План занятия 22

Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: спирты алифатического ряда. Метод ГЖХ в ХТИ

1. Разобрать вопросы, которые были не понятны студентам.

2. Самостоятельная работа.

3. Решение ситуационных задач.

4. Опрос по ГЖХ.

5. Лабораторная работа №13.

6. Студенты смотрят учебный фильм про ГЖХ №7.

7. Студенты смотрят учебный фильм про определение алкоголя №9.

8. Студенты смотрят фотографии про спиртзавод и пивзавод.

9. Если остается время, фильм по алкоголю (можно дать студентам данный материал в электронном виде).

10. Раздать токсиканты по всем пройденным темам (студенты составляют условия задачи и решают на зачет/незачет).

11. Дать оформить лабораторную работу №14.

 

 


 

Тема: Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: спирты алифатического ряда. Метод ГЖХ в ХТИ


Вариант №1

1.Охарактеризуйте среднюю степень алкогольного опьянения.

2.Определение метанола качественной реакцией этерификации (получение метилсалицилата).

3.Опишите принцип работытермоионного детектора (ТИД). Какие типы хроматографических колонок вам известны?

 

 

Тема: Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: спирты алифатического ряда. Метод ГЖХ в ХТИ

Вариант №2

1.Какие типы опьянений вам известны? Охарактеризуйте состояние алкогольной эйфории.

2.Определение этанола реакцией образования йодоформа.

3.Опишите принцип работыфотоионизационного детектора (ФИД). Какие требования предъявляют к неподвижным жидким фазам?

 

 

Тема: Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: спирты алифатического ряда. Метод ГЖХ в ХТИ

Вариант №3

1.Охарактеризуйте легкую степень алкогольного опьянения.

2.Определение этанола качественной реакцией получения этилбензоата.

3.Опишите принцип работы детектора электронного захвата (ДЭЗ). Достоинства метода ГЖХ.

 

 


Тема: Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: спирты алифатического ряда. Метод ГЖХ в ХТИ


Вариант №4

1.Какие типы опьянений вам известны? Охарактеризуйте состояние психомоторной заторможенности.

2. Определение метанола качественной реакцией этерификации (получение метилсалицилата).

3.Опишите принцип работы пламенно-фотометрический детектора (ПФД). Основные хроматографические характеристики.

 

 

Тема: Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: спирты алифатического ряда. Метод ГЖХ в ХТИ

Вариант №5

1.Охарактеризуйте среднюю степень алкогольного опьянения.

2. Определение этанола реакцией образования йодоформа.

3.Опишите принцип работы детектора потеплопроводности. Алкилнитритный метод определения алкоголя.

 

 

Тема: Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: спирты алифатического ряда. Метод ГЖХ в ХТИ

 

Вариант №6

1.Охарактеризуйте тяжелую степень алкогольного опьянения.

2.Определение этанола качественной реакцией получения этилбензоата.

3.Опишите принцип работыпламенно- ионизационного детектора (ДИП). Какие требования предъявляют к твердым носителям?

 

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: