Определите особенности современной системы начального образования детей в России

Занятие 1-2

Тема: ФГОС НОО как совокупность требований для реализации ООП НОО

  1. Раскройте понятия "ФГОС НОО", "Основная образовательная программа ".

 

           Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание начального общего образования и направлена на: формирование общей культуры; личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное, социальное и интеллектуальное; создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность; развитие творческих способностей; саморазвитие; самосовершенствование; самостоятельность; сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений – 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

 

Определите особенности современной системы начального образования детей в России.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину РФ право на получения образования. Система российского образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

В современном интернациональном мире, чтобы быть успешным, приходится подстраиваться под международные тенденции, что закономерно приводит разного рода переменам, в том числе и в сфере образования. Подобные перемены зачастую являются причиной возникновения ряда крупных и мелких проблем. Закон «Об образовании» — попытка решить ряд назревших проблем в современной системе образования. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования.

Основная цель образования сегодня – создание условий для развития природных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Перед государством стоит задача не только приблизить уровень и систему образования к международным стандартам, но и сделать так, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

1. Совершенствование системы образования, являясь одним из принципов государственной политики, входит в число наиболее актуальных задач для современного общества.

2. С учетом всех путей возможного реформирования системы образования в Российской Федерации, в его границах сохраняются основополагающие гарантии, декларируемые Конституцией РФ.

3. В условиях демократизации общества образование приобретает все более гуманистический характер. На передний план выходит задача формирования социально активной, гармонично развитой личности.

4. Изменение требований к системе образования в целом предполагает профессиональное совершенствование педагогических кадров, раскрытие их личностного и творческого потенциала.

5. Одним из основных принципов функционирования системы образования сегодня является его интернационализация в сочетании с сохранением культурной самобытности.

6. В числе главных целей реформирования системы отечественного образования ведущее место занимает достижение его реальной доступности для всех граждан РФ, соблюдение в данной социальной сфере принципа равноправия.

7. Главным результатом изменений в системе образования РФ должно стать достижение современного качества образования, соответствующего социально-экономическим запросам общества.

 

3. На основе содержания ФГОС НОО заполните схему:

                                                            ФГОС НОО

Общие положения
Требования к структуре ООП НОО
Требования к условиям реализации ООП НОО
Требования к результатам освоения ООП НОО


1)Что такое ФГОС НОО? 2)Каковы особенности ФГОС начального общего образования? 3)Структура стандартов включает три группы требований. 4)Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? 5)Что является отличительной особенностью нового Стандарта? 6)Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? 7)Что изучается с использованием ИКТ? 8)Что такое информационно-образовательная среда? 9)Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности? 1)личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, учебно-познавательная мотивация к познанию и обучению, ценностно-смысловые ориентации и установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социально значимые личностные качества, понимание основ российской гражданской идентичности, активное участие в деятельности; 2)метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные термины и понятия, а также УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность), составляющие основу умения учиться; 3)предметным,включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области по получению нового знания, его преобразованию и применению. ООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;  систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. Содержательный раздел определяет общее содержание НОО и включает следующие программы: программу формирования УУД у обучающихся; рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности; программу воспитания обучающихся; программу коррекционной работы. Организационный раздел включает: учебный план НОО; план внеурочной деятельности НОО; календарный учебный график; систему условий реализации ООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

4. Определите цель создания и основное назначение ООП НОО.

5. Перечислите основные задачи проектирования ООП НОО.

6. С какой целью разрабатывается ООП НОО в конкретной образовательной организации.

7. Перечислите основные требования ФГОС НОО к структуре ООП НОО и ее объему.

8. Перечислите основные требования ФГОС НОО к условиям реализации и результатам освоения ООП НОО.

 

Практическое задание:

Подготовьте презентацию одной из примерных образовательных программ НОО, представив в ней концептуальные основы программы, цели и задачи, предлагаемые для реализации в педагогическом процессе образовательного учреждения, структуру, программы, своеобразные особенности, которые характеризуют именно выбранную вами программу.

Определите аудиторию для презентации - воспитатели дошкольных учреждений, родители дошкольников, научные работники, учителя начальной школы, родители первоклассников - и ее форму (выступление на родительском собрании, круглый стол, педагогическая реклама и др.).

 

Литература:

1. ФГОС НОО (проект).

2. Педагогика: учебное пособие для вузов / Вульфов Б.З., Ермоленко Л.В., Ермоленко М.Н. и др.; под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва: Высшее образование, 2007. - 430 с. + Краткий словарь педагогических терминов. - (Основы наук). - Библиогр.в конце глав. - ISBN 5-9692-0091-

3. Воробьева С.В.Основы управления образовательными системами: учебное пособие для вузов. - Москва: ИЦ "Академия", 2008. - 208 с. + Приложение. - (Высшее профессиональное образование: Педагогические специальности). - Библиогр.: с.203 - 206. - ISBN 978-5-7695-3998-5.                             

4. Орлова Т.В. Управление образовательными системами: учебное пособие для вузов / Орлова Т.В. - Москва: Академия, 2006. - 364 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 359 - 361. - ISBN 5-7695-2478-2.                                 

5. Шамова Т.И.Управление образовательными системами: учебное пособие для вузов / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - 3-е изд. - Москва: ИЦ "Академия", 2006. - 384 с. + Приложения. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.в конце глав. - ISBN 5-7695-3173-8.         

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: