УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Тема 1. Девиантное поведение несовершеннолетних и его социально-
Педагогическая профилактика
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика социальных отклонений и девиантного поведения.
2. Сравнительный анализ концепций девиантного поведения: биологический, социологический, психологический подходы.
3. Типология девиантного поведения. Основные формы девиантного поведения. Взаимосвязь форм и типов девиантного поведения.
4. Социально-психологические особенности подросткового возраста, социальное созревание. Возрастные ситуационно-личностные реакции, свойственные детям и подросткам. Типы акцентуации характера у подростков и их взаимосвязь с формами девиантного поведения.
5. Специфика организации профилактической работы с подростками.
6. Задачи, принципы, формы, методы социально-педагогической профилактики девиантного поведения.
Тема 2. Социально-педагогическая профилактика агрессивного
|
|
Поведения детей и подростков
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие агрессии и агрессивности. Агрессия как деструктивная форма развития конфликтов. Виды агрессивных действий.
2. Этиология агрессивности: теория влечений, фрустрационная теория, теория социального научения.
3. Конструктивная и неконструктивная формы агрессии. Социализация агрессивности. Ситуативные предпосылки агрессивности. Диагностика агрессивного поведения.
4. Основные направления и формы работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей и подростков. Социально-педагогическая работа с родителями агрессивного ребенка.
Практические задания:
1. Ознакомьтесь с методиками диагностики агрессивного поведения различной модальности: «Методика диагностики показателей и форм агрессии»Басса-Дарки,«Методика диагностики уровня агрессивности» А. Ассингера, проективными методиками психологической диагностики агрессивности: «Несуществующее животное», «Тест руки», «Дом - дерево – человек», «Кинетический рисунок семьи».
2. Разработайте программу социально-педагогической работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у подростков.
Тема 3. Противоправное поведение детей и подростков и его социально-
Педагогическая профилактика
Вопросы для обсуждения:
1. Правонарушения как форма антиобщественного поведения. Виды правонарушений.
2. Основные детерминанты противоправного поведения. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения у детей и подростков.
|
|
3. Мотивация противоправного поведения. Мотивация правонарушений у несовершеннолетних.
4. Социальные институты и их роль в осуществлении функций контроля за поведением людей. Отечественный и зарубежный опыт профилактики правонарушений.
5. Социально-педагогическая профилактическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.
Практические задания:
1. Проанализируйте деятельность социальных институтов, непосредственно выполняющих задачи по предотвращению правонарушений. Почему, на Ваш взгляд, эта деятельность является недостаточно эффективной?
2. На конкретных примерах покажите деятельность различных социальных институтов по борьбе с правонарушениями.
3. Разработайте программу социально-педагогической работы по профилактике правонарушений у подростков.
Тема 4. Социально-педагогическая профилактика школьной дезадаптации
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие школьной дезадаптации, основные показатели. Социально-средовые, психолого-педагогические, медико-биологические факторы развития школьной дезадаптации. Дезадаптивные формы нарушения поведения.
2. Основные направления профилактики дезадаптивного поведения учащихся в деятельности социального педагога.
3. Ранняя диагностика детей «группы риска».
4. Консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами.
5. Мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, работа с семьей.
Тема 5. Суицидальное поведение и его социально-педагогическая
Профилактика
Вопросы для обсуждения:
1. Типология суицидального поведения.
2. Мотивы суицидального поведения у подростков.
3. Распознавание суицидальной опасности: индикаторы суицидального риска. Характеристика факторов повышенного суицидального риска. Характеристика антисуицидальных факторов.
4. Социально-психологическая диагностика склонности к суицидальному поведению.
5. Формы и методы социально-педагогической профилактики суицидального поведения у детей и подростков.
Практические задания:
1. Подберите диагностический инструментарий для оценки факторов суицидального риска. Оцените степень суицидальной опасности в предложенных проблемных ситуациях.
2. Разработайте сценарий консультативной беседы с суицидентом. Для этого составьте список вопросов, которые, на ваш взгляд, необходимо выяснить, чтобы выстроить стратегию кризисной помощи.
3. Составьте практические рекомендации для консультантов, работающих с суицидентами.
Тема 6. Аддиктивное поведение несовершеннолетних и его социально-
Педагогическая профилактика
Вопросы для обсуждения:
1. Аддиктивное поведение, общая характеристика. Основные формы зависимого поведения.
2. Факторы формирования аддиктивного поведения.
3. Нарушения пищевого поведения. Нервная анорексия: стадии развития, диагностические критерии. Нервная булимия.
4. Компьютерная зависимость, интернет-зависимость в детской и подростковой среде.
5. Формы и методы социально-педагогической профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних.
Тема 7. Социально-педагогическая профилактика пьянства и
алкоголизма у детей и подростков
Вопросы для обсуждения:
1. Пьянство как социальное явление: основные мотивы.
2. Алкоголизм как медицинская категория: виды, последствия.
3. Детский и подростковый алкоголизм.
4. Диагностические границы пьянства и алкоголизма. Стадии развития алкогольной зависимости.
5. Формы и методы социально-педагогической работы по профилактике
пьянства и алкоголизма у детей и подростков.
Практические задания:
1. Проанализируйте опыт социальных служб (по месту своего жительства, работы, учебы) по борьбе с пьянством и алкоголизмом.
|
|
2. Разработайте программу социально-педагогической работы в школе по профилактике пьянства и алкоголизма в подростковой среде.