Особая этическая окраска этих составов очевидна, за этим следовал и особый вид наказания — колесование.1
Артикулу воинскому были известны два вида ненаказуемого убийства: убийство часовым человека, не ответившего на его двукратный оклик (артикул 44), и убийство осужденного в случае его сопротивления (артикул 205).
Следует отметить, что умышленное убийство отграничивалось °т правомерного причинения смерти в состоянии необходимой обороны (артикул 156 Артикула воинского).
Исаев И. А. История государства и права России. М., 1996. С. 168.
262 Глава fy
К преступлениям против жизни законодательством были отнесены также самоубийство и убийство на дуэли. При этом наказыва* лось не только самоубийство, но и покушение на него. Так, если солдат, руководствуясь «мучением», «досадой» или «стыдом», покушался на свою жизнь, то он подлежал изгнанию с бесчестьем из полка. Если же он совершал это преступление по иным мотивам, то подвергался смертной казни (артикул 164 Артикула воинского). По Морскому уставу самоубийство наказывалось еще строже. В соответствии со ст. 117 этого нормативного акта, «кто захочет сам себя убить и его в том застанут, того повесить на райне; а ежели кто сам себя уже убьет, тот и мертвой за ноги повешен быть имеет».1
Таким образом, если мотивы самоубийства Артикулом воинским принимались во внимание как обстоятельства, способные смягчить наказание, то по Морскому уставу они не имели никакого значения.
Что касается дуэли, то все участвовавшие в ней (равным образом дуэлянты и секунданты) подлежали смертной казни через повешение. Более того, закон предписывал наказывать даже убитых на дуэли: вешать их трупы за ноги (артикулы 139 и 140 Артикула воинского). Даже сам вызов на дуэль влек за собой лишение чести и конфискацию имущества.






