Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте (за. М.И. Лисиной)

Форма общения

Показатели форм общения ребенка со взрослым

  Место общения в системе жизнедеятельности ребенка Содержание потребности в общении Ведущий мотив общения Основные средства общения Значение формы общения в общем развитии психики
Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная)  (с 2 мес) Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание и удовлетворение первичных потребностей ребенка Потребность в доброжелательном внимании взрослых Личностный (взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активной ласки и внимания, не связанный с действиями ребенка) Экспрессивно-мимические операции Общая активация психики ребенка формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием
Ситуативно-деловая (предметно-действенная) (с 6 мес)   Общение развертывается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной деятельности и ее обслуживает   Потребность в доброжелательном внимании взрослого и сотрудничества с ним   Деловой (взрослый привлекает как партнер в игре, образец для подражания, экспериментирования, помощник, организатор, участник совместной предметной деятельности     Предметно-действенные операции     Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью, 1-й этап развития активной речи  
Внеситуативно-познавательная (3-4 года) Общение развертывается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельность ребенкапо ознакомлению  с физическим миром и ее обслуживает Потребность в доброжелательной внимании, сотрудничестве и уважении Познавательный (взрослый как эрудит, источникпознания о Внеситуативныхобъектах,партнер пообсуждению причини связей в физическом мире) Речевые операции Первичное проникновения во внечувственную суть явлений, развитие наглядного мышления
внеситуативно-личностная (5-6 лет) Общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком  социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию Личностный (взрослый как целостная  личность,обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными, нормамистрогий и добрый старший друг) Речевые операции Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; переход к дискурсивному мышлению; создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению

 

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА С ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКАМИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: