Форма общения | Показатели форм общения ребенка со взрослым | ||||
Место общения в системе жизнедеятельности ребенка | Содержание потребности в общении | Ведущий мотив общения | Основные средства общения | Значение формы общения в общем развитии психики | |
Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) (с 2 мес) | Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание и удовлетворение первичных потребностей ребенка | Потребность в доброжелательном внимании взрослых | Личностный (взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активной ласки и внимания, не связанный с действиями ребенка) | Экспрессивно-мимические операции | Общая активация психики ребенка формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием |
Ситуативно-деловая (предметно-действенная) (с 6 мес) | Общение развертывается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной деятельности и ее обслуживает | Потребность в доброжелательном внимании взрослого и сотрудничества с ним | Деловой (взрослый привлекает как партнер в игре, образец для подражания, экспериментирования, помощник, организатор, участник совместной предметной деятельности | Предметно-действенные операции | Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью, 1-й этап развития активной речи |
Внеситуативно-познавательная (3-4 года) | Общение развертывается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельность ребенкапо ознакомлению с физическим миром и ее обслуживает | Потребность в доброжелательной внимании, сотрудничестве и уважении | Познавательный (взрослый как эрудит, источникпознания о Внеситуативныхобъектах,партнер пообсуждению причини связей в физическом мире) | Речевые операции | Первичное проникновения во внечувственную суть явлений, развитие наглядного мышления |
внеситуативно-личностная (5-6 лет) | Общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов | Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию | Личностный (взрослый как целостная личность,обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными, нормамистрогий и добрый старший друг) | Речевые операции | Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; переход к дискурсивному мышлению; создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению |
|
|
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА С ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКАМИ