Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Социология духовной жизни»
(экзамен в 6 семестре)
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
ОК-6: Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Этап формирования компетенции -Формирование навыков работы в коллективе с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
Знает особенности работы в коллективе, социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия в контексте духовной жизни общества.
Умеет: учитывать особенности работы в коллективе, социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия в контексте духовной жизни общества.
Владеет: навыками работы в коллективе,учета социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий народов в контексте духовной жизни общества.
ПК-1: Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий.
Этап формирования компетенции - Формирование умения формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии.
Знает: особенности формулирования целей научных исследований иособенности постановки конкретных задач научных исследований в социологии духовной жизни.
Умеет: формулировать цели научных исследований, ставить конкретные задачи научных исследований в социологии духовной жизни.
Владеет: навыками формулирования целей научных исследований, постановки конкретных задач научных исследований в социологии духовной жизни.
Показатели и критерии оценивания компетенций на этапе их формирования, описание шкалы оценивания и типовых заданий
ОК-6
Показатель оценивания -Формирование навыков работы в коллективе с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
Шкала оценивания – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценивания:
Отметка «Отлично» выставляется студенту в том случае, если он знает особенности работы в коллективе, социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; умеет учитывать особенности работы в коллективе, социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; владеет навыками работы в коллективе и учета социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в контексте духовной жизни общества.
Отметка «Хорошо» выставляется студенту в том случае, если он знает не все особенности работы в коллективе, социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; умеет учитывать особенности работы в коллективе, социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, но допускает ошибки; владеет в целом навыками работы в коллективе и учета социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в контексте духовной жизни общества.
Отметка «Удовлетворительно» выставляется студенту в том случае, если он в целом знает особенности работы в коллективе, социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; умеет учитывать особенности работы в коллективе, социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия с большим количеством ошибок; владеет не всеми навыками работы в коллективе и учета социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в контексте духовной жизни общества.
Отметка «Неудовлетворительно» выставляется студенту в том случае, если он не знает особенности работы в коллективе, социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; не умеет учитывать особенности работы в коллективе, социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; не владеет навыками работы в коллективе и учета социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в контексте духовной жизни общества.
ПК-1
Показатель оценивания -Формирование умения формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии.
Шкала оценивания – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценивания:
Отметка «Отлично» выставляется студенту в том случае, если он знает особенности формулирования целей научных исследований, особенности постановки конкретных задач научных исследований; умеет формулировать цели научных исследований, ставить конкретные задачи научных исследований; владеет навыками формулирования целей научных исследований и постановки конкретных задач научных исследований в социологии духовной жизни.
Отметка «Хорошо» выставляется студенту в том случае, если он знает не все особенности формулирования целей научных исследований, особенности постановки конкретных задач научных исследований; умеет формулировать цели научных исследований, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии, но допускает ошибки; владеет не всеми навыками формулирования целей научных исследований и постановки конкретных задач научных исследований в социологии духовной жизни.
Отметка «Удовлетворительно» выставляется студенту в том случае, если он в целом знает особенности формулирования целей научных исследований, особенности постановки конкретных задач научных исследований; умеет формулировать цели научных исследований, ставить конкретные задачи научных исследований с большим количеством ошибок; владеет не всеми навыками формулирования целей научных исследований в различных областях социологии и постановки конкретных задач научных исследований в социологии духовной жизни.
Отметка «Неудовлетворительно» выставляется студенту в том случае, если он не знает особенности формулирования целей научных исследований, особенности постановки конкретных задач научных исследований; не умеет формулировать цели научных исследований, ставить конкретные задачи научных исследований; не владеет навыками формулирования целей научных исследований и постановки конкретных задач научных исследований в социологии духовной жизни.
Контрольное задание(я) для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этап формирования компетенции
ОК-6
1. Подготовиться к коллективному тренингу по теме «Социальные и культурные различия в контексте проблем духовной жизни современного общества» по следующим вопросам:
1. Природа ментальности, ее место в структуре сознания
2. Ценностно-нормативный подход в изучении духовной жизни
3. Сакральные истоки культуры
4. Западная и восточная цивилизации: единство и специфика
5. Современные духовные искания российской интеллигенции
6. Научное и художественное творчество: социологические подходы в исследовании
7. Коллективизм и индивидуализм в ценностно-нормативной ориентации личности
8. Семья как социальный институт и малая группа: ее роль в духовной жизни личности
9. Система образования как важнейший компонент духовной жизни
10. Дегуманизация искусства как проблема духовной жизни современного общества.
11. Сакральные истоки культуры
12. Конформизм и его роль в усилении интегрированности группы
13. Кризис социализации современной российской молодежи
14. Проблема духовного становления в восточных системах и боевых искусствах
15. Глобальная духовная реформация, ее основные измерения
ПК-1
1. Вопросы к экзамену:
1. Дегуманизация искусства как проблема духовной жизни современного российского общества
2. Духовная жизнь: система показателей и индикаторов.
3. Задачи и функции социологии духовной жизни.
4. Интеллектуальная собственность: понятие, механизмы защиты.
5. Интеллигенция, анализ ее функциональности и дисфункциональности.
6. Интернет и его влияние на современный стиль воспроизводства духовной жизни.
7. Искусство как предмет социологического исследования
8. Картина мира человека: структура и показатели.
9. Категория «менталитет» в социологическом измерении.
10. Концепция духовной жизни Э.Дюркгейма.
11. Критерии социологической оценки духовной жизни общества.
12. Культура и субкультура – единство и противоречия.
13. Массовое сознание и массовая культура – единство и различие.
14. Мировоззрение: социальные и экзистенциальные функции.
15. Наука как социокультурный феномен.
16. Научное и художественное творчество: социологические подходы в исследовании.
17. Научное сообщество и научные коммуникации.
18. Образование как фактор социальной дифференциации в современном обществе.
19. Объект и предмет социологии духовной жизни.
20. Основные проблемы современной российской науки.
21. Основные этапы развития социологии духовной жизни.
22. Особенности мифологического сознания.
23. Понятие «духовная жизнь» и ее компоненты.
24. Проблема сопоставимости цивилизаций в социологии духовной жизни как проблема сопоставимости ценностей.
25. Профессиональные интенции современного студенчества.
26. Религиозная ситуация в современной России.
27. Религия как основа духовной жизни доиндустриального общества.
28. Роль СМИ в духовной жизни информационного общества.
29. Роль социологии духовной жизни в постиндустриальном обществе.
30. Российская «соборность» - историческая эволюция представлений.
31. Светское и религиозное понимание духовности.
32. Семья как социальный институт и малая группа: ее роль в духовной жизни личности.
33. Соотношение понятий «менталитет» и «духовная жизнь общества».
34. Социологические аспекты изучения искусства.
35. Социологические аспекты образования как феномена культуры и социального института.
36. Социологические методы исследования духовной жизни.
37. Социологический подход к исследованию образования.
38. Специфика молодежных субкультур в современной России.
39. Специфика российского менталитета.
40. Способы воздействия СМИ на массовое сознание.
41. Сравнительный анализ ценностных ориентаций верующих различных конфессий (на примере России).
42. Субкультура российской молодежи: понятие, основные показатели.
43. Трансформация моральных представлений современных россиян.
44. Функции идеологии в духовной жизни группы.
45. Этапы моральной социализации личности.
46. Этос научного сообщества (схема Р. Мертона).