Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Социология культуры»
(экзамен в 7 семестре)
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
ОПК-4: Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач.
Этап формирования компетенции - Формирование способности к анализу основных положений и методов гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач.
Знает: основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении задач в социокультурной сфере
Умеет: характеризовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, определять основные пути решения задач в социокультурной сфере
Владеет: основными положениями и методами гуманитарных и социально-экономических наук,основными путями решения задач в социокультурной сфере
Показатели и критерии оценивания компетенций на этапе их формирования, описание шкалы оценивания и типовых заданий
ОПК-4
Показатель оценивания -Формирование способности к анализу основных положений и методов гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач.
Шкала оценивания – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценивания:
Отметка «Отлично» выставляется студенту в том случае, если он знает основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении задач в социокультурной сфере; умеет характеризовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, определять основные пути решения задач в социокультурной сфере; владеет основными положениями и методами гуманитарных и социально-экономических наук,основными путями решения задач в социокультурной сфере.
Отметка «Хорошо» выставляется студенту в том случае, если он знает не все основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении задач в социокультурной сфере; умеет характеризовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, определять основные пути решения задач в социокультурной сфере, но допускает ошибки; владеет в целом основными положениями и методами гуманитарных и социально-экономических наук,основными путями решения задач в социокультурной сфере.
Отметка «Удовлетворительно» выставляется студенту в том случае, если он в целом знает основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении задач в социокультурной сфере; умеет характеризовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, определять основные пути решения задач в социокультурной сфере с большим количеством ошибок; владеет не всеми основными положениями и методами гуманитарных и социально-экономических наук,основными путями решения задач в социокультурной сфере.
Отметка «Неудовлетворительно» выставляется студенту в том случае, если он не знает основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении задач в социокультурной сфере; не умеет характеризовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, определять основные пути решения задач в социокультурной сфере; не владеет не всеми основными положениями и методами гуманитарных и социально-экономических наук,основными путями решения задач в социокультурной сфере.
Контрольное задание(я) для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этап формирования компетенции
ОПК-4
1. Вопросы к экзамену:
Взгляд на культуру П. Сорокина.
Глобализация как социокультурный процесс.
Интеллигенция, ее роль в культуре.
Культура и рынок, влияние коммерциализации на культуру.
Культура и субкультуры, контркультуры.
Культура исторических общностей.
Культура как система, структура и функции культуры.
Культура современного западного общества в зеркале социологии.
Культурная интерпретация современной российской трансформации.
Культурная политика государства в современном мире.
Личность как продукт и
Марксистская социология культуры.
Массовая культура: природа и сущность.
Методология и методы социокультурного исследования.
Многообразие типологий культуры.
Модернизация как социокультурный проект.
Молодежные субкультуры в современных условиях.
Наука как социокультурный институт.
Общество как социокультурная система.
Особенности культурной политики в современной России.
Отечественная социология культуры.
Понятие и типология субъектов культуры.
Понятия «доминирующая культура», «субкультура», «контркультура».
Предмет и методы социологии культуры.
Природа и виды социокультурного творчества.
Проблемы социокультурной идентичности.
Разновидности социокультурных процессов.
Религия в контексте культуры.
Связь социологии культуры с другими науками о культуре.
Символический интеракционизм и феноменологическая социология о культуре.
Социальное регулирование культурных процессов.
Социальные аспекты «массовой культуры».
Социальные аспекты культуры в трактовке структуралистов и постмодернистов.
Социальные типологии культуры.
Социодинамика культуры А. Моля.
Социокультурная функция образования.
Социокультурные институты: типы и формы.
Социокультурный процесс: понятие и виды.
Социологическая концепция культуры О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма.
Структурно-функциональный анализ культуры.
Структуры личности: базовые (модальные) и маргинальные. Причины и сущность девиации.
Управление культурой и культурная политика.
Формирование социологического подхода к исследованию искусства.
Формы культуры: народная, элитарная, массовая.
Функции культуры в социализации.
Эволюционизм и теория культурной модернизации.
Элементы и уровни культуры.
Элита: понятие виды и социокультурные функции.
Этноцентризм и культурный релятивизм.
Язык как элемент культуры.
2. Подготовить и представить в виде презентации (10-15 слайдов) результаты социологических исследований за последние 5 лет по темам (на выбор):
«Культурные рамки нации и проблема межнационального общения»
«Культурные противоречия и мировые конфликты ХХI века»






