Основные подходы в работе с семьей
Семейно-ориентированный подход
Данный подход признан наиболее эффективным, так как в фокусе внимания специалистов оказывается не только ребенок, но и семья, ее окружение и среда. Этот подход обеспечивает работу с собственными ресурсами всех членов семьи и людей, ее окружающих. Семейно-ориентированный подход требует объединения усилий и совместной работы специалистов разного профиля для эффективного решения задач по реабилитации семьи.
Ценности семейно-ориентированного подхода:
· целостность семьи;
· права родителей условны;
· права детей абсолютны;
· презюмируемые родительские права (исходим и того, что родители стремятся действовать и действуют в наилучших интересах детей. Если в этой связи возникают какие-либо сомнения, они разрешаются в пользу родителей);
· право семьи на самоопределение;
· уважение уникальности каждой личности;
· уважение права членов семьи на то, чтобы жить в соответствии с ценностями, стандартами и понятиями, которые соответствуют их «корням», их культурному наследию.
Принципы практической реализации семейно-ориентированного подхода:
• Мы рассматриваем семью в качестве главного объекта социальной работы. При этом мы уважаем семью и делаем все от нас зависящее для того, чтобы укрепить и поддержать семью – идеальную среду, которая может в полном объеме удовлетворить потребности ребенка и соблюсти его наилучшие интересы.
• Мы стремимся к тому, чтобы работа по защите детей по мере возможности велась в рамках их собственных семей, сообществ и культур. Забота об укреплении и сохранении семей продиктована нашей убежденностью в том, что именно семья способна лучше всех решить задачу удовлетворения потребностей ребенка и защиты его интересов. Оказывая услуги, призванные расширить возможности родителей в плане ухода за детьми, органы защиты детей в конечном итоге защищают права родителей.
• Мы не утверждаем, что ребенок должен оставаться в семье при любых обстоятельствах! Если существует значительный риск того, что, даже получая всестороннюю помощь и поддержку со стороны органов защиты детей, семья окажется не в состоянии надлежащим образом защитить ребенка, подверженного риску плохого обращения, мы обязаны рассмотреть другие пути обеспечения безопасности ребенка. В таких случаях наша обязанность по защите ребенка требует, чтобы его права имели преимущественную силу по сравнению с правами семьи.
При этом мы исходим из того, что подобная ситуация носит временный характер, и нам удастся воссоединить семью и восстановить права родителей на опеку над ребенком. Иными словами, права родителей не должны ущемляться ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, когда это единственный способ защитить ребенка.
• Поскольку мы полностью отдаем себе отчет в том, что изъятие ребенка из семьи может нанести ему серьезную психологическую травму, мы стремимся разместить его в среду, которая как можно больше напоминает ему дом, создает минимум ограничений и максимально близка ему в культурном плане; как правило, ребенок размещается в семью, проживающую в его сообществе, расположенную как можно ближе к его собственному дому. Прежде чем разместить ребенка в семейном детском доме, мы стараемся разместить его у дальних родственников или соседей.
• Даже когда нам не удается избежать изъятия ребенка из семьи, мы по-прежнему рассматриваем всю семью в качестве главного получателя наших услуг. Члены семьи вовлекаются в совместную работу с целью разрешения проблем, приведших к плохому обращению с ребенком, разработки и реализации плана воссоединения. Тем самым мы не только повышаем вероятность успешного воссоединения, но и сохраняем отношения между ребенком и его семьей, поддерживая у ребенка осознание своей принадлежности к семье. Вовлечение родителей во все аспекты планирования социальной работы, периодическое посещение семьи, из которой изъят ребенок, на протяжении всего времени, пока он находится в учреждении или замещающей семье, а также интенсивное оказание социальных услуг позволяют в скором времени обеспечить воссоединение семьи и восстановление родителей в своих правах. Подобная работа с родителями позволяет защитить и сохранить их права.
• Если многократные интенсивные попытки укрепить семью и обеспечить ее воссоединение не приносят желаемых результатов, права ребенка вновь приобретают преимущественную силу, и главной целью социального работника становится подбор семьи, в которую ребенок будет размещен на постоянной основе, будь то путем усыновления, передачи прав опеки или попечительства либо с использованием других законодательно установленных механизмов. Таким образом, и в этом случае применяемый нами подход сохраняет свой «семейно-ориентированный» характер, поскольку в центре внимания остается семья, в которую на постоянной основе размещается ребенок, нуждающийся в уходе.
При этом основополагающим принципом всей системы ценностей, философского обоснования и нормативной базы работы по защите детей остается необходимость защиты интересов детей, что в некоторых случаях – а именно в случаях, когда органами защиты детей исчерпаны все другие возможности – может приводить к изъятию ребенка из семьи и ограничению родительских прав. Нельзя забывать о том, что если, несмотря на все усилия защита ребенка невозможна без ограничения родительских прав, у нас есть все юридические и этические права на то, чтобы поставить интересы ребенка на первое место.
Межведомственный(междисциплинарный) подход
Данный подход понимается как совместная работа специалистов, представляющих различные сферы и области знания, составляющих единую команду с распределением ролей и функций каждого участника работы.
Данный подход направлен на преодоление барьеров и границ между отдельными дисциплинами и ведомствами, увеличение возможных связей, построение сотрудничества, которое позволяет формировать единый взгляд на семью и ребенка, их сильные стороны и проблемы, планировать реабилитационную деятельность.
Комплексный подход
Данный подход базируется на всестороннем рассмотрении случая нарушения прав ребенка и семейного неблагополучия с учетом индивидуальных особенностей, истории семьи, факторов риска и ресурсов семьи и привлечении к совместной работе с семьей и ребенком всех необходимых специалистов и оказании семье необходимого комплекса реабилитационных услуг.