Синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо. Примеры различных видом автоматизма. Диагностическое значение

Среди всех бредовых синдромов наибольшей нозологической специфичностью отличается синдром психического автоматиз­ма Кандинского—Клерамбо. Его компонентами являются псев­догаллюцинации, психический автоматизм и бред воздействия.

Автоматизмом называют отчуждение боль­ным его собственных психических актов, чувство, что некоторые процессы в его психике происходят автоматически, поми­мо воли. Клерамбо описал 3 вида автоматизма:

идеаторный (ассоциативный, мыслительный) автоматизм, примерами которого являются чувство вкладывания и отнятия мыслей, постороннего вмешательства в их течение, обрывы (шперрунг) и наплывы мыслей (ментизм); впечатление, что мысли больного становятся известны окружающим (симптом открытости); беззвучное повторение мыслей больного («эхо мысли»), насильственная внутренняя речь. Вербальные псев­догаллюцинации как ощущение передачи мыслей на расстоя­ние — тоже проявление идеаторного автоматизма;

сенсорный (сенестопатический, чувственный) автома­тизм состояние, при котором многие неприятные ощуще­ния в теле, иногда вычурные, трудноописуемые (сенестопатии), а иногда вполне естественные (тепло, холод, боль, жжение, половое возбуждение, позывы на мочеиспускание), кажутся «сделанными», специально вызванными. Вкусовые и обонятель­ные псевдогаллюцинации, таким образом, являются варианта­ми сенсорного автоматизма;

моторный (кинестетический, двигательный) автоматизм иллюзия, будто некоторые движения больного совершаются помимо его воли, вызваны воздействием со стороны. Инте­ресно, что некоторые неврологические симптомы вследствие приема психотропных средств (лекарственный паркинсонизм) людьми с данным видом автоматизма рассматриваются иногда не как побочный эффект терапии, а как признак воздействия. Больные могут утверждать, что возникающая на их лице ми­мика (улыбка или слезы) неестественна, насильственно вы­звана. Насильственная речь (речедвигательные псевдогаллюци­нации) тоже относится к двигательным автоматизмам.

Явления психического автоматизма обычно укрепляют чело­века в мысли, что он больше не принадлежит себе, служит лишь «игрушкой в руках преследователей» (чувство овладения), что вся его психическая и физическая жизнь контролируется и управляется с помощью сложных технических устройств или гипноза (бред воздействия). Иногда возникает подозрение, что воздействие преследователей может поразить внутренние орга­ны, вызвать тяжелое заболевание (рак) или даже внезапную смерть.

В научной литературе неоднократно обсуждалась нозологи­ческая специфичность синдрома Кандинского—Клерамбо. Опи­сывались случаи появления отдельных автоматизмов при инток­сикационных и соматогенных заболеваниях, что не позволяет рассматривать данный синдром как патогномоничный для ши­зофрении. В клинической же практике появление этого син­дрома в большинстве случаев связано именно с шизофрени­ей, для которой особенно характерны идеаторные автоматиз­мы, рассматриваемые в Международной классификации забо­леваний МКБ-10 как один из важнейших признаков данного заболевания.

 

 

Понятие интеллекта, его основные составляющие. Способы выявления расстройств интеллекта, типичные задания, используемые в клинической практике. Диагностическое значение различных нарушений интеллекта. Триада Вальтер-Бюэля.

Интеллект – совокупный умственный потенциал человека, комплекс его способностей и путей их реализации для наиболее полной адаптации к жизни.

Предпосылки интеллекта - психологические процессы, позволяющие осуществлять получение, накопление информации и анализ приобретенного опыта(память, речь, способность воспринимать окружающее, возможность длительное время удерживать внимание и сохранять работоспособность ума).

Интеллект в собственном смысле – это развивающаяся параллельно с формированием ЦНС способность находить существенные для максимальной адаптации связи между предметами и явлениями, умение понимать и предвидеть действительность.

Способы выявления расстройств интеллекта:

-Определение уровня интеллета(IQ)

-Задания на оценку багажа знаний

-Генетические исследования(роль наследственности в формирования умственных способностей)

-Выявление конкретно-ситуационного мышления и снижения способности к абстрагированию.

· Задания на сравнение предметов «Чем отличается тролейбус от трамвая?»

· Задание на объяснение смысла картинок и образных выражений (пословиц и поговорок)

· Перечислить месяцы года, дни недели в обратном порядке.

· Оценить простейшие отношения родственников «Кем приходится мне сын моего родного отца?»

-Оценить абстрактное мышление: 2+2=?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: