Притчи, Глава 23 стих 31-33

31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше,

32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;

33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,

С другой стороны, мы видим одобряющие и благословляющие вино высказывания:

Бытие, глава 27 стих 28 Ветхий завет

28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

Может ли Священное писание одновременно и рекомендовать, и осуждать употребление алкоголя?

В русском народе есть один священный продукт – это хлеб. Этим словом мы называем и колосья в поле, и собранные зерна, и муку, и готовый испечённый продукт. Для нас, действительно, очень много связано с хлебом, и в русском языке огромное количество терминов связано с ним. И у еврейского народа тоже есть одно родовое слово, которое означает все, что связано с виноградом: и виноградную лозу, и свежевыжатый сок из винограда, и опьяняющий напиток. Это слово обозначает всё.

Таким же священным продуктом, как хлеб для славянских народов, для древних иудеев был виноград. Сам виноград и продукты, получаемые из него, были жизненно важными для людей того времени, живших на засушливой Арамейской земле. И в еврейском языке есть слово «яин», объединяющее множество терминов, отражающих виноделие, виноградный сок в разных его состояниях.

Если посмотреть на природу Палестинской земли, то мы видим, что нет никаких других подобных продуктов, которые бы из этой засушливой земли могли вытягивать замечательно воду, давать очень питательные плоды, которые очень легки в переработке.

В русском языке нет такого количества обозначений, связанных с возделыванием винограда, и все эти термины при переводе Священных текстов были названы одним словом – «вино», тогда как в еврейском тексте за словом вино может стоять тринадцать разных понятий.

Хема - сок в процессе брожения.

Шакар - крепкий алкоголь.

Сове - свежий виноградный сок.

Мезег - виноградный сок.

Несек - сок в момент отжима.

Йайин - кипящий виноградный сок.

Шемер - очищенный от осадка сок.

Хамар - вино.

Дема - употребление вина.

Тийрош -ароматное вино.

Асийс - алкогольное вино.

Ашийша - изюмовая лепешка.

Хемер - испортившееся вино.

Если мы возьмем Пятикнижие Моисеево (Тора), то слово «вино» в «Торе» встречается 250 раз. Слово «вода» – 220 раз, слово «хлеб» – 200 раз. И можно сделать такой вывод, что хлеб и воду реже принимали, чем вино. И как же, если в Библии постоянно говорится о вине, так это, наверное, очень сильно полезно пить было, это вещество. Дело в том, что в еврейском языке было 13 еврейских слов, которые мы перевели словом «вино». Из этих 13 еврейских слов только три имели отношение к алкоголю. А десять означали разные формы сохранения виноградного сока.

О том, что в Библии нет противоречий в упоминаниях о вине, дает, в первую очередь, авторитетный ответ священномученик Владимир Богоявленский, который в начале 20-го века занимал главные кафедры Русской Православной Церкви: Московскую, Петербургскую и Киевскую. В своем докладе, сделанном в 1912 году, он объясняет, что под понятием «вино» в Библии подразумевается, как перебродивший, так и обычный виноградный сок. И когда Писания говорят одобряющие слова о вине, речь идет о неперебродившем виноградном соке. А там, где мы видим проклятия и запреты на употребление вина, речь идет о перебродившем виноградном соке, т.е. об алкогольном вине.

Если мы перенесем выше сказанное на Библию, то кажущиеся противоречия мгновенно устраняются. Например,в книге пророка Иеремия, глава 48 стих 33

33 Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями;

Очевидно, что в точилах, в виноградном прессе, не могло быть алкогольное вино. Там мог находиться только сок, который только что был выжат из винограда.

Разделение терминов приводит к тому, как говорит священномученик Владимир, что мы не находим ни одного случая, где бы благословлялось опьяняющее вино.

Поэтому, если мы действительно правильно оценим Библию, то Библия – это книга о трезвости. И книга о том, что даже однократный прием вина приводит к очень большим последствиям. Например, как было у Лота, как было у Ноя, и как было у многих библейских персонажей, которые один раз попробовали, и потом всю жизнь вымаливали свои грехи у Господа Бога.

В понимании большинства людей слово «вино» означает перебродивший виноградный сок, т.е. алкогольное изделие. Но если мы посмотрим на историю данного слова, то увидим, что греческое «ойнос», еврейское «яин», латинское «винум», английское «винеу», означающие вино, исторически указывали как на алкоголь, так и на обычный виноградный сок. Например, Англо-британский словарь, опубликованный в 1708 году, дает такое определение вину: «Вино – напиток, сделанный из виноградного сока или других фруктов; напиток, другими словами, сок, муст, виноградное сусло, сладкое вино, недавно выжатое из винограда».

В свою очередь, новый английский словарь, опубликованный в 1748 году, определяет «вино» следующим образом: 1) Сок виноградный. 2) Напиток, выжатый из других фруктов помимо винограда. 3) Паровое вино, волнующее разум.

Древнегреческий философ Проклус в своей аннотации на книгу «Труды и дни Гесиода» называет свежевыжатый сок винограда вином: «Гроздья были, прежде всего, повернуты к солнцу на протяжении десяти дней, затем – в тени на десять дней, и, наконец, они топтали их, выжимая вино». Эти примеры показывают, что до нашего времени слово «вино» обозначало как перебродивший виноградный сок, так и обычный, свежий.

Традиционно принято считать, что винопитие, изготовление вина – было характерной чертой культуры древней Греции и древнего Рима. Все уверенны, что древние греки только и делали, что пили вино и даже, якобы, детей этим вином поили. То есть, для нас с вами вино – это напиток алкогольный, в котором есть определенный градус, достаточно высокий. Тогда как для греков вином, в первую очередь, был виноградный сок, даже в том случае, если этот сок не подвергался дополнительной переработке. Распространенное заблуждение, что в древнем мире пили только алкогольное вино, базируется на том, что в те времена, якобы, было невозможно сохранить виноградный сок иным способом, кроме как его сбраживанием.

То есть, по большому счету, они называли вином сок из винограда, как только что выдавленный, так и сок, который хранился в течение какого-то времени. Ну, а что касается римской истории или, во всяком случае, эпохи Эллинизма, мы знаем достоверно, что они уже открыли к этому моменту способ длительного хранения виноградного сока путем кипячения.

На самом деле, проблемы, с которыми сталкивались в древности при сохранении перебродившего сока, алкогольного вина, были достаточно велики: оно окислялось, появлялась плесень, плохой запах. В то же время, сохранение виноградного сока без брожения было относительно простым процессом: сок выпаривали на огне до состояния сиропа.

Знаменитый агроном, специалист по сельскому хозяйству, античный ученый Колумелла еще в первом веке н.э. писал о том, что необходимо прокипятить виноградный сок. И вот такое полученное вино будет храниться достаточно долго.

Древнеримский автор Луций Колумелла, 70 год до н.э., в своем трактате «О земледелии» объясняет: «Чтобы обеспечить сохранение сока, люди помещают муст в свинцовые сосуды и путем кипячения уменьшают его на четверть, другие – на треть».

Генри Хомес, американский исследователь в Константинополе, в своей статье о вине приводит такой пример: «Простой виноградный сок без добавления каких-либо нейтрализующих средств против окисления, кипяченый от четырех до пяти часов, уменьшался на одну четвертую своего объема. После кипячения его вливают в глиняные емкости, плотно закрывают кожей, чтобы не было доступа воздуха. Обычно, не имея никакого опьяняющего свойства, его свободно употребляют как мусульмане, так и христиане. Некоторые кувшины, которые я лично держал в руках, уже сохранялись в течение двух лет, не испытывая никакого изменения».

Другим способом сохранения виноградного сока было его сбраживание. Но у людей того времени стояла задача именно сохранить полезный продукт, а не создать опьяняющее изделие. Этиловый спирт, образующийся в соке при брожении, был лишь консервирующим элементом. Для уменьшения концентрации алкоголя в вине, чтобы избавить его от опьяняющего свойства, вино обязательно разбавляли. Во время раскопок находили не только сосуды для вина, но и сосуды для смешивания вина. Существовали специальные места, где происходил этот процесс смешивания вина с водой. У древних авторов мы находим ссылки на обычай разбавления перебродивших вин. Согласно мнению Гомера и Праммиана, вина требовали 20 частей воды на одну часть вина. Гиппократ считал 20 частей воды на одну часть вина надлежащим напитком.

Вот как об употреблении вина говорил древнегреческий писатель Плутарх, живший в первом-втором веках н.э. В трактате «Сравнительные жизнеописания», главе «О Димитрии и Антонии» он пишет: «В давние времена спартанцы по праздникам напаивали илотов, то есть рабов, несмешанным вином. И потом приводили их на пиры, чтобы показать молодым, что такое опьянение». Но следом он добавляет: «Исправлять одних людей ценой развращения других, на наш взгляд, и бесчеловечно, и вредно для государства».

В этой замечательной цитате Плутарха, где мы видим, что вино употреблялось только в разбавленном виде, и в такой степени, что молодые спартанцы не видели никогда пьяных взрослых.

В современной церковной среде существует ряд заблуждений, основанных на неправильном понимании священного писания, с помощью которых люди пытаются оправдать употребление алкоголя.

Чаще всего приводятся такие примеры:

Псалтирь глава 103 псаломДавида из «Ветхого Завета», стих 15, где сказано, что вино веселит сердце человека;

— первое чудо в Кане Галилейской, описанное в Евангелие от Иоаннаглава 2, стих 1-11, когда Господь Иисус Христос воду превратил в вино;

— совет апостола Павла апостолу Тимофею употреблять немного вина, упоминаемый в 1-ом послании к Тимофею глава 5, стих 23.

Действительно, что же стоит за этой фразой, в 103 псалме, когда Господь, устами своего пророка Давида, говорит: «Вино веселит сердце человека». На самом деле в этом 103 псалме описывается замечательное творение Божие. Псалмопевец Давид обходит взглядом все окружающее и говорит: «Как прекрасно Господь сотворил мир. И в том числе упоминается те самые три священных продукта: вот хлеб, который укрепляет сердце человека, вот елей, которым можно умастить лицо. И вот вино, которое веселит сердце человека. Еще раз, почему веселит? Да потому, что сердце человека благодарит Бога за этот замечательный благодатный продукт, которым питается еврейский народ.

Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом глава 103, стих 14,15:

Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

Очевидно, что в этом тексте Псалмопевец Давид, выражая благодарность Господу, описывает природу вокруг себя, и словом вино называет виноградную лозу. Было бы неправильно трактовать этот стих, предполагая, что сердце пророка Давида наполняется весельем от опьянения.

И еще, чтобы закончить тему, что веселит в вине сердце человека. Точно не алкоголь. Могу привести еще один пример. В Книге Судей, глава 9, стих 13,Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, говорится о том, чтосок веселит сердце человека. Виноградный сок веселит сердце человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: