Восстановление народного хозяйства БССР после Великой Отечественной войны

Вторая мировая война принесла огромные бедствия всем участвовавшим в ней странам. Белорусский народ понес особенно большие человеческие и материальные потери. Погибло свыше 2,2 млн человек.

БССР утратила больше половины национального богатства. Оккупанты разрушили и сожгли 209 городов, в том числе и столицу республики – Минск. Потери городского хозяйства составили более 3 млрд руб. (в ценах 1941 г.).

В период оккупации было разрушено 9200 сельских поселений, множество фабрик и заводов, почти все электростанции. Сильно пострадало жилищно‑коммунальное, а также сельское хозяйство. Была уничтожена материальная база образования, науки, культуры. По общему состоянию экономики республика оказалась отброшенной до уровня 1928 г.

Сразу после освобождения республики главной задачей стало налаживание работы предприятий, продукция которых требовалась на фронте. Особое внимание уделялось развитию металлообрабатывающей промышленности и машиностроения. Велось ускоренное восстановление торфодобычи, энергетики.

Одним из главных направлений промышленного развития послевоенной Беларуси был ускоренный рост машиностроения и металлообработки. В Минске на базе автосборочного завода быстрыми темпами строился автомобильный завод. В 1946 г. началось строительство Минского тракторного завода. Автомобильный и тракторный заводы, а также мотовелозавод в Минске являлись крупнейшими новостройками в республике.

Летом 1947 г. возле железнодорожной станции Жодино Минской области приступили к строительству завода торфяного машиностроения, на базе был создан Белорусский автомобильный завод по производству большегрузных автомобилей (БелАЗ).

Экономика БССР возрождалась и развивалась как составная часть народнохозяйственного комплекса СССР. Строительство предприятий тяжелой индустрии обеспечивалось преимущественно за счет средств союзного бюджета. В создании крупнейших предприятий БССР принимала участие вся страна. Из союзных республик шли эшелоны с оборудованием, инструментами, машинами, строительными материалами, семенами и предметами домашнего обихода.

За годы войны сельское хозяйство Беларуси понесло громадные потери.Положение сельского хозяйство Беларуси было катастрофичным по сравнению с другими регионами страны. В связи с этим Совет Министров СССР принял постановление об оказании помощи БССР, согласно которому республика получила зерно, скот, сельскохозяйственную технику.

В 1947 г. была отменена карточная система – характерный символ военного времени.

В 1947 г. началась денежная реформа, позволившая стабилизировать финансовую систему. Произошло трехкратное снижение цен на разные группы товаров.

Билет № 23

Кризис крепостной системы. Экономические реформы 1830– 1850-х гг. Отмена крепостного права.

В 40‑х гг. XIX в. процесс разложения феодально‑крепостнической системы в Беларуси, как и во всей России, перерастает в кризис. Реформа в системе феодального землевладения началась с государственной деревни. В ходе реформы положение государственных крестьян было несколько уравнено, уменьшились размеры повинностей.

В целом люстрация государственного имущества и инвентарная реформа в помещичьей деревне не изменили положения крестьян, поскольку имели дворянскую направленность и не затрагивали основ крепостнической системы.

Несмотря на существенные сдвиги в развитии промышленности Беларуси в первой половине XIX в., ее размеры по сравнению с общероссийскими были незначительными, а темпы развития – медленными. Ощущалась острая нехватка рабочей силы, особенно специалистов, владевших техническими знаниями.

Рост городского населения и развитие промышленности стимулировали расширение внутреннего рынка. Постепенно увеличивалась иностранная торговля. Беларусь экспортировала зерно, лен, пеньку, коноплю, лес и лесоматериалы, водку, спирт, смолу, деготь, поташ и т. д. В 1830‑1840‑е гг. наблюдалось постепенное перемещение внешнеторговых связей Беларуси с Запада на Восток. Если в начале столетия на ярмарки в Беларусь приезжали в основном купцы из Варшавы, Данцига и других западных городов, то в 1840‑е гг. их вытеснили купцы из городов России.

На протяжении первой половины XIX в. были расширены уже существующие и построены новые грунтовые шоссейные дороги, соединявшие Москву и Петербург с западными и южными регионами империи, например Петербургско‑Киевская и Московско‑Рижская. Через три белорусские губернии – Могилевскую, Минскую, Гродненскую – прошло Московско‑Варшавское шоссе. Общая протяженность шоссейных дорог в 1860 г. в Беларуси достигла 1100 км.

Отмену крепостного права в Российской империи обусловили две главные причины: существование крепостничества сдерживало экономическое развитие государства; возрастание антикрепостнического движения, прежде всего среди крестьянства, угрожало мощным социальным взрывом. В правительственных кругах понимали, что реформу лучше провести «сверху», иначе можно дождаться отмены крепостничества «снизу».

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и утвердил все законодательные акты (их было 17), которые касались отмены крепостного права.

В Манифесте и общих положениях были законодательно закреплены все общие для крестьян личные и имущественные права, права общественного управления, государственные и земские повинности. Главным звеном в законодательных актах реформы были личные права крестьян.

Реформа 1861 г. дала значительный толчок развитию буржуазных отношений в России. За несколько десятилетий здесь произошли такие преобразования, на которые в некоторых странах Запада понадобились целые столетия. Вместе с тем реформа несла в себе много противоречий. В России осталось множество феодальных пережитков, что стало отличительной чертой и главной особенностью российского капитализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: