О прохождении производственной (педагогической) практики

ОТЧЕТ

44.04.01 – Педагогическое образование

Профиль: Русский язык и литература

 

                                                        Выполнила: магистрант 1 курса очной ф/о

Березнева Д.Е.

Руководитель практики:

С.А.Петрова

 

Санкт-Петербург

 2018 г.

 

Лекция и практическое занятие по дисциплине «Введение в языкознание» по теме: «Законы языкового развития. Понятие языкового родства».

 

Рабочей программой дисциплины предусмотрено следующее распределение часов:

п/п

 

Номера и название

разделов и тем

Всего (часов)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции Практические занятия
6 Тема 6. Законы языкового развития. Понятие языкового родства. 8 1 6 4

 

Для самостоятельного изучения студентам предлагается следующий теоретический материал:  «Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Семьи языков, представленные на территории России. Язык и письмо. Типы письма. Лингвистическая карта мира. Семьи алфавитов» при подготовке к практическим занятиям.

Предусмотрено 3 практических занятия.

1. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Семьи языков, представленные на территории России.

2. Язык и письмо. Типы письма.

3. Лингвистическая карта мира. Семьи алфавитов.

 

 


ЛЕКЦИЯ

Тема 6: ЗАКОНЫ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ. ПОНЯТИЕ ЯЗЫКОВОГО РОДСТВА

План

1. Влияние человека и общества на развитие языка. Развитие как свойство языка и как предмет лингвистики.

2. Внешние законы развития языка. Внутренние законы языкового развития.

3. Три признака языкового родства. Индоевропейская семья языков.

Цель – ознакомить студентов с основными законами развития языка, выработать научное понимание языкового родства.

Литература:

1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа,2001.- 288 с.

2. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 596 с.

3. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. – М.: Академия, 2004. – 368 с.

4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987. – 286 с.

 

5. Касевич Введение в языкознание. – М.: Академия, 2012. – 240 с.

6. Голикова, Т.А. Введение в языкознание: учебное пособие. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 369 с. [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441280

 7. Ремчукова Е.Н. – Режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=1630&mod=disc&disc_id=14087&disc_razdel=98607&p=-1

 

 


1. Влияние человека и общества на развитие языка. Развитие как свойство языка и как предмет лингвистики.

Будучи социальным явлением как средство общения, язык возникает и развивается в обществе, соответственно развитие языка связано с развитием общества. Т.И. Вендина считает,что влияние общества на язык является опосредованным (например, в индо-европейском праязыке не существовало прилагательного «материнский», а было только прилагательное «отцовский». Это означало, что владеть собственностью мог только отец). 

Одним из видов такого влияния является социальная дифференциация языка связанная с неоднородностью общества. Например, после Октябрьской революции класс пролетариата противопоставил себя буржуазии, создавая и используя слова-сокращения, даже называя этими словами новорожденных детей (КИМа – коммунистический интернационал молодежи). С развитием общества отмечается также стилевое изменение языка, появляются официально-деловой, научный, публицистический стили.

Различают нерегулируемое и целенаправленное влияние общества на языковое развитие. Второе проявляется в активном вмешательстве государства или общественных деятелей, осуществляющих языковую политику (создание славянского алфавита, разработка орфографических правил). Примером первого может служить последствия атеистической коммунистической идеологии результатом которой стала трансформация формулы благодарности «Спаси Бог» в «Спасибо». 

Особенно велика роль влияния общественных факторов на развитие языка в период интенсивных преобразований (революции в России и Франции, реформы Петра I). Влияние личности Петра I на развитие языка мы рассмотрим на практическом занятии. В целом хочется отметить, что европеизация общества в эпоху Петра I привела к политтехнологизации языка. Это свидетельствует о том, что общественные изменения приводят к реформированию языка. Язык, в свою очередь, влияет на развитие общественных отношений, он является основным условием консолидации нации и одновременно результатом ее возникновения. Установив взаимозависимость языка и социума следует отметить также наличие внутренних закономерностей самостоятельного развития языка, по уже устоявшимся языковым правилам (например, позиционное варьирование звуков – поведение шумных согласных в позиции конца слова ил на стыке морфем в русском языке). Таким образом, развитие является основным свойством языка.

Развитие языка тесно связано с исторической и общественной ситуацией. Социальная природа языка изучается социолингвистикой, которая выделяет 2 фактора, влияющих на его функционирование и изменение.

Первый – дифференциация – территориальное расселение или социальное расслоение народа, приводящее к возникновению диалектов.

Второй – интеграция – противоположный процесс, приводящий к объединению родственных языков.

Именно социальные факторы дифференциации и интеграции приводят к различным изменениям в языке. Смешение или разделение языков, обусловленных политическими или экономическими причинами, приводит к развитию и изменению функций и структуры языка.

 

2. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ЗАКОНЫ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ

Внешние законы языкового развития рассматривают изменение функций и структуры языка в связи с изменениями в общественном строе, демографических процессах, экономике.

Выделяют следующие внешние законы развития языка.

1. Закон зависимости развития языка от исторического развития общества.

2. Закон взаимозависимости языкового развития от географических условий существования языка.

3. Закон неравномерного развития различных элементов языка. Лексика как подвижная структурная единица языка тесно связанная с общественной жизнью наиболее подвержена изменениям. Например, развитие финансовой сферы в наши дни привело к возникновению новых слов – криптовалюта, биткойн.

4. Закон эволюционного изменения языка - через количественные изменения к качественным (от племенного диалекта к языку народности, а затем формирование национальной письменности).

 

Внутренние законы языкового развития отражают закономерности изменения структурных единиц и категорий языка, обусловленных его природой. Они стимулируют процесс саморазвития. Ремчукова Е.Н. выделяет следующие внутренние законы развития языка:

1. Закон аналогии заключается в подражании в произношении формы языкового выражения (коммунн изм, пофиг изм) и в синтаксических связях (например, в глагольном управлении – поражаться чему, а не чем; по аналогии удивляться чему?).

2.Закон экономии – отражает стремление к экономичности речевой деятельности например, исчезновение окончания – ов (апельсин, а не апельсин ов), возникновение новых сокращенных слов в разговорной речи – «мобильник».

3. Закон системности рассматривает язык как совокупность взаимосвязанных элементов (звук, слог, слово, предложение). Этот закон обуславливает саморегуляцию языка (Например, ослабление падежных функций приводит к усилению роли предлогов в выражении падежных значений).

4. Закон традиции – стремление языка к сохранению приобретенного в ходе эволюции. Его осуществлению способствует фиксация норм языка в лингвистических словарях. (Например, фиксация ударения в слове «звонят»). Между третьим и четвертым законом возникает противоречие, с одной стороны закон традиций тормозит развитие языка, а с другой стороны закон системности способствует нарушению устойчивости и появлению изменений в языке.

Несмотря на то, что эти законы противостоят друг другу, они создают динамическое равновесие, которое и обуславливает развитие языка.

 

3. ТРИ ПРИЗНАКА ЯЗЫКОВОГО РОДСТВА. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ

    Языковое родство – общее свойство двух или нескольких языков, заключающееся в том, что их структурные элементы соответствуют характеру звуковых преобразований восходящих к общему источнику - праязыку. А.А. Реформатский считает, что основными признаками языкового родства являются:

1. Наличие общих по происхождению корней. В этих корнях, как правило, звуковые различия подчиняются закону регулярных фонетических соответствий.

2. Регулярные фонетические соответствия – это проявление в одних и тех же фонетических условиях различных, но общих по происхождению звуков в родственных языках (соль – сіль).

3. Общность происхождения окончаний и других аффиксов.

Эти признаки позволили сгруппировать языки по их происхождению, что получило название генеалогической классификации языков. Объединяя языки на основе родственных связей, выделяют следующие группы – семья, ветвь, подгруппа.

Семья - это большая группа родственных языков, у которой общий язык – основатель (праязык). Выделяют индоевропейские, семитские, тюркские и прочие семьи языков. Группировки внутри семьи называют ветвями родственных языков. Генеалогическая классификация была разработана на основе сравнительно-исторической методики. В.И. Кодухов отмечает, что значительный вклад в генеалогию языков внесли немецкий филолог Ф.Боппу, лингвисты А.Х. Востоков, А. Шлейхер, Ф. Диц.

Индоевропейская семья языков – самая распространенная. Ими пользуются в Европе, Азии (например в Индии) и Америке, а также в Австралии и Африке.  К индоевропейской группе языков относят славянские, романские, иранские и др. языки.

А. Шлейхер составил схему распада индоевропейского языка.

 

Среди индоевопейских языков существуют живые и мертвые языки. Мертвыми письменными языками являются: санскрит, древнеперсидский, пали, пехлеви, древнегреческий, латинский.

Вывод. Развитие является основным свойством языка. Основной причиной развития языка является его изменчивость, стремление находить новые формы мыслевыражения. Развитие языка тесно связано с исторической и общественной ситуацией.

 

Запишите задание на практическое занятие.

Подготовьте доклады-презентации по следующим темам:

1. Реформирование русского языка в эпоху ПетраI

2. Влияние средств массовой информации на современный русский язык

3. Индоевропейская семья языков

4. Славянские языки

5. Семьи языков, представленные на территории России

Расскажите о происхождении слова «интеллигенция».

Литература:

1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 2001.- 288 с.

2. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 596 с.

3. Немченко В.Н. Введение в языкознание. – М.: Юрайт, 2015. – 333 с.

4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987. – 286 с.

5.  Cусов И. П. История языкознания. – Режим доступа:  homepages. tversu.ru/~ susov/Indoeuropean.htm

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: ЗАКОНЫ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ. ПОНЯТИЕ ЯЗЫКОВОГО РОДСТВА

План

 

1. Реформирование русского языка в эпоху ПетраI

2. Влияние средств массовой информации на современный русский язык

3. Индоевропейская семья языков

4. Славянские языки

5. Семьи языков, представленные на территории России

Литература:

1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 2001.- 288 с.

2. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 596 с.

3. Немченко В.Н. Введение в языкознание. – М.: Юрайт, 2015. – 333 с.

4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987. – 286 с.

5. Cусов И. П. История языкознания. – Режим доступа:  homepages. tversu.ru/~ susov/Indoeuropean.htm

6. Введение в языкознание: практикум: / сост. Е. Л. Березович, Н. В. Кабинина, О. В. Мищенко; науч. ред. М. Э. Рут. – Екатеринбург: Урал. университет, 2014. – 100 с.

7. Ремчукова Е.Н. – Режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=1630&mod=disc&disc_id=14087&disc_razdel=98607&p=-1

 

После презентаций студентам предлагается ответить на вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В конце занятия набранные баллы трансформируются в оценку. Чем больше набранных баллов, тем выше оценка.

1. Реформирование русского языка в эпоху ПетраI

Вопросы.

1. Какие лексические заимствования происходили в период правления  ПетраI?

Ответ. Кавалерия, порт, акт, тариф, алгебра, глобус, раппорт и др.

2. Как изменился алфавит в эпоху ПетраI?

Исчезли твердые ер. Происходит распад системы церковно-славянского языка.

3. Что вы можете рассказать об изменении стиля русского языка в этот период?

Заимствование официально-деловых и профессионально-технических элементов языка привело к изменению традиционного письменно-книжного языка. Появляется научный стиль.

Вопрос. Расскажите о происхождении слова «интеллигенция».

Ответ.

Слово интеллигент произошло от латинского intel-lego-lexi и означает воспринимать, понимать, мыслить, разбираться в чем-либо. В словарях понятие интеллигенции определяется как часть людей, профессионально занятых умственным трудом.

В России в это слово вкладывался особый смысл: интеллигент – это личность высокой умственной и этической культуры, а не просто работник умственного труда. Считается, что интеллигенция — это чисто русский моральный феномен. К интеллигенции в этом понимании относят людей разных профессий, принадлежащих к разным политическим партиям, но имеющих общую духовно-нравственную основу. Именно
с этим смыслом слово «интеллигенция» вернулось обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).
В Западной Европе и Америке похожую социальную группу называли «интеллектуалами».


2. Влияние средств массовой информации на современный русский язык

Современные СМИ определяют сегодня как культурную, так и языковую традицию в обществе. Язык средств массовой информации критикуют в стандартизации культуры, в жестком нарушении нормы и небрежности. Вместе с тем СМИ активно участвуют в образовании новых слов. Намеренное введение иностилевых элементов в тексты СМИ претендует на элемент языковой политики.

 

3. Индоевропейская семья языков

По результатам данного доклада составьте таблицу:

Семья языков Группа Языки
     

 

Для закрепления материала выполните в данной таблице следующее упражнение.

Распределите по группам следующие индоевропейские языки: словенский, бенгали, литовский, бретонский, белорусский, македонский, португальский, молдавский, кашубский, афганский, осетинский, английский, испанский, ирландский, албанский, хеттский, санскрит, ретороманский, сербохорватский, румынский, провансальский, африкаанс, латышский, идиш, хеттский, шотландский, готский, цыганский, таджикский, осетинский, исландский, греческий, чешский, македонский, армянский, французский, немецкий.

 

4. Славянские языки

По результатам данного доклада ответьте на вопросы.

1. Какие слова являются общими для всех славянских языков?

Ответ: мать, день, ночь, земля, вода, один, два, три, десять, жить, пить и др.

2. Назовите 3 группы славянских языков

Ответ.

1- восточнославянские;

2- западнославянские;

3- южнославянские.

3. Какие языки входят в западнославянскую группу?

Ответ.

Польский, чешский, словацкий, серболужицкий

4. Какие языки входят в южнославянскую группу?

Ответ.

Болгарский, македонский, сербохорватский, словенский.

 

5. Семьи языков, представленные на территории России

 

По результатам данного доклада составьте таблицу:

Семья языков Группа Языки
     

 

Обе таблицы после заполнения сдаются преподавателю для оценивания. В конце занятия выставляются оценки.

 

 

Лекция и практическое занятие по дисциплине:

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ И 17 ВЕКА

Рабочей программой дисциплины предусмотрено следующее распределение часов:

 

 

 

Номера и название

разделов и тем

Всего (часов)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции Практические занятия
2 Тема 2. Литература Киевской Руси 28 4 8 12

 

По данной теме предусмотрено 2 лекционных и 4 практических занятия.

 На первое практическое занятие выносится тема «Повесть временных лет как литературный памятник»

 

Лекция № 1 на тему: «Литература Киевской Руси»

План

    1. Возникновение древнерусской литературы

    2. Летописание как оригинальный жанр

    3. Торжественное и учительное красноречие

Цель: изучить возникновение древнерусской литературы, познакомиться с особенностями летописи и проповеди как жанров литературы  Киевской Руси.

Литература:

1. Пиккио Р. Древнерусская литература. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 352 с.

2. Демин В.С. Поэтика древнерусской литературы (11-13 вв). – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – 408 с.

3. История древнерусской литературы Ч.1 Литература Киевской Руси / Сост. Бобрицкая Л.Я.. – Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2008. – 54 с.

4. Атаджнян И.А. Учебное пособие по русской литературе. - Ереван: Лингва, 2003. – 271 с.

5. Кусков В.В. История древнерусской литературы. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: soicety/polbu/kuskov_lithihistori/ch04 _i.htm

 

    1. Возникновение древнерусской литературы

Древнерусская литература возникла в 11 веке как результат распространения письменности. Ее возникновению способствовало наличие развитого устного народного творчества и наличие государства.

    Крещение Руси в 988 году и принятие христианства оказало огромное влияние на развитие древнерусской литературы. Так как вместе с религией Русь приняла и культуру Византии, в том числе и письменную. С греческого языка переводились в первую очередь Священные книги – Ветхий и Новый Завет, а также учения отцов церкви, жития святых. Переводная литература открывала русскому народу сокровищницу христианской морали и нравственности, передавала исторические сведения.

В развитии литературы большую роль сыграли монастыри, которые стали центрами перевода и переписывания книг. При монастырях открывались архивы, библиотеки.   Следствием христианского отношения к труду книжника, как посредника при передаче Божественной мудрости – Софии, являлась анонимность авторов литературных произведений.

    Таким образом, древнерусская литература возникла одновременно с принятием христианства. Достаточно развитый фольклор стал основой для принятия новых культурных ценностей.

    2. Летописание как оригинальный жанр

    Летопись – документ государственного значения.

Летопись «Повесть временных лет» была создана монахом Нестором в 1111-1113 г. Оригинал ее не сохранился. Существует лишь редакция «ПВЛ», написанная Сильвестром в 1116 году, известная в составе Лаврентьевской летописи 1377 г.

Жанр летописи возник не сразу. Беря готовые образцы исторических записей (Сказание о первых русских христианах) летописец изменял их, придавая характерные особенности, отличающие русские летописи от европейских:

- расположение исторических сведений не по периодам правления князей, а по годам от сотворения мира;

- наличие прямой речи и диалога, чего нет в летописях других стран.

Её основные черты – документальность, лаконизм, отсутствие эмоциональной окраски и авторского комментария.

В этом произведении рассказывается обо всем – героизме и предательстве, славных свершениях и печальных событиях. Летописец не заказной писатель, а христианин, который пишет для Бога и потомков, которые, читая историю, могли бы многому научиться. Сравнивая князей-братьев Бориса и Глеба с Авелем, погибшим от рук брата Каина, автор косвенно показывает свое отношение к их гибели.

Название книги эсхатологично. «Временные лета», то есть древние лета подразумевают последние времена, когда закончится существование мира. Эта летопись попытка осмыслить историю с точки зрения вечности, где самое главное историческое лицо – Бог.

 

    3. Торжественное и учительное красноречие

 Распространение в Киевской Руси христианства сопровождалось развитием проповеднической литературы, разъяснявшей догматические и нравственные положения новой веры, которое носило название «Слово».

Торжественное красноречие было доступно не каждому: оно требовало содержательности, профессионализма, владение культурой языка.

Торжественное красноречие никогда не ставило себе узкопрактических задач – наставления или дискурса по какому-либо вопросу. Оно затрагивало глобальные общественные проблемы. В произведениях данного типа композиция, стилистика – предмет кропотливой работы.     

«Слово» писалось по православной традиции и отличалось от западно-католической тем, что являлось произведением сердца, а не сухой логики – основы риторики. Интеллект – еще не залог красноречия.

    «Слово о законе и благодати» написано в период правления Я. Мудрого, период культурного рассвета Руси. Его автор – священник Илларион, главный советник Я. Мудрого, лидер интеллектуально-духовного кружка, соавтор «Русской правды», первый русский меценат.

    Состоит из трех частей:

1. Сопоставление Закона и Благодати (ветхого и Нового Завета)

2. Аргументация, что Благодать – это время Нового Завета

3. Проповедь о судьбе Руси и ее вхождение в историю Благодати через крещение, благодаря воздействию Святого духа на князя Владимира.

Особенностью «Слова» является совмещение универсального и конкретного плана – религиозных образов с обращением к конкретным людям.

Главная тема произведения – историософская, о духовной преемственности, связи истории Руси со Священной историей.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: