Девятая концепция. Этнологический подход

Этнология заявила о себе как о научной дисциплине, когда стала публиковать базы данных. Сегодня материалы по беременности, родам и первым дням после рождения стали легко доступными.

Во всех культурах люди так или иначе вмешиваются в физиологические процессы периода, ближайшего к родам. Благодаря этнологическому подходу стало возможным изучить основные характеристики различных культур с точки зрения того, как рождаются младенцы.

В большинстве культурных сообществ первому контакту матери и ребенка в первый час после рождения создаются помехи. Самый широко распространенный и злокозненный способ - это распространение поверий. Например, убеждение, что молозиво - это что-то "нечистое" или вредное для ребенка, что его нужно сцеживать и выливать. Такое поверье подразумевает, что сразу после рождения ребенок не должен находиться на руках у матери. Отсюда следует ритуальная процедура немедленного пересечения пуповины. Первому контакту между матерью и ребенком можно мешать и посредством многих других ритуалов: купание, натирание, тугое пеленание, бинтование стоп, окуривание младенца дымом, прокалывание ушей у маленьких девочек, открывание дверей в холодных странах и т.д.

Много томов можно написать о том, как разные культурные сообщества бросают вызов материнскому инстинкту защиты во время первого, чрезвычайно важного периода после рождения. Однако из тех данных, которые есть у нас в распоряжении, мы можем сделать один простой вывод: чем выше у общества потребность в агрессии и способности уничтожать жизнь, тем навязчивее ритуалы и поверья, связанные с ближайшим к родам периодом.

Если так широко распространено создание помех первому контакту матери и ребенка, если в защиту этого обычая пропагандируется заблуждение, что молозиво - это что-то "дурное", - значит, такое поведение давало преимущества в процессе эволюции.

Приняв во внимание все аспекты, доказывающие важность первого часа после родов, и изучив "перинатальные" ритуалы и поверья, мы сегодня можем заявить, что наше культурное окружение в большой степени формируется во время первого часа после рождения детей. Теперь можно рассмотреть этот первый час в контексте нашего современного общества.

Десятый аспект: подход современного клинического акушерства

Все вышеизложенное необходимо было рассмотреть, прежде чем изучать первый час после рождения в контексте нашего современного общества. В нашем обществе контроль культурной среды в области деторождения - это по большей части медицинский контроль.

Из медицинской литературы и учебников становится ясно, что для врачей-акушеров вопрос стоит следующим образом: "как вести так называемый третий период родов?" Медицинские журналы периодически публикуют результаты проспективных рандомизированных контролируемых исследований, где сравниваются различные способы "ведения" третьего периода. Единственная их цель - оценить степень риска возникновения послеродового кровотечения. Эти исследования проводятся в условиях крупных акушерско-гинекологических отделений. Все протоколы исследований используют негативное определение "выжидательной тактики" (которая подразумевает отказ от использования средств, стимулирующих сокращения матки и отказ от накладывания зажима на пуповину). Факторы, которые могли бы положительным образом способствовать естественному выбросу окситоцина, в эти протоколы не включаются. Результатом таких исследований стала повсеместно распространенная практика введения окситоциноподобных препаратов всем матерям непосредственно в момент рождения ребенка. Эти препараты блокируют естественное выделение гормона организмом матери; но что еще важнее - они не оказывают воздействия на материнское поведение женщины. Последствия этих широко применяемых акушерских процедур следует рассматривать в контексте цивилизации.

Одиннадцатый аспект: подход традиционного акушерства

До сих пор существуют акушерки, которые придерживаются практики исконного, традиционного родовспоможения. Это означает, что они - не попадают в плен строгих указаний и протоколов. Они могут играть роль хранителей физиологических процессов. Главная забота таких акушерок сразу же после рождения ребенка - обеспечить условия для того, чтобы организм матери мог в больших количествах выделить окситоцин, потому что это необходимо для благополучного отделения плаценты и потому что это - гормон любви.

Эти акушерки в первую очередь заботятся о том, чтобы в помещении было достаточно тепло. Во время третьего периода родов женщины никогда не жалуются на то, что им слишком жарко. И если роженица дрожит, значит, в комнате недостаточно тепло. Если роды происходят дома, единственное важное устройство, которое надо приготовить - переносной обогреватель, который можно включить в любом месте и в любое время, и который можно использовать для прогревания одеял и полотенец. Вторая задача акушерки - позаботиться о том, чтобы маму никак не беспокоили в то время, когда она смотрит ребенку в глаза и переживает свои первые прикосновения к малышу. Способов побеспокоить мать и ребенка в этот период - бесчисленное множество. Между тем, любого такого беспокойства нетрудно избежать. Мать может отвлечься, если почувствует, что за ней наблюдают, если ей указывают, что делать и как, если кто-то рядом разговаривает, если акушер решает пересечь пуповину до рождения плаценты, если звонит телефон или вдруг включается свет и т.д. После родов в физиологических условиях в это время мать все еще находится в особом состоянии сознания, как будто пребывая "на другой планете". Ее неокортекс в большей или меньшей степени "спит". И самый разумный девиз для этого периода - "не разбудите мать!".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: