Темы докладов, сообщений

 

1. Научная революция: общая характеристика, формирование нового типа знания.

2. Познавательные способности человека: проблемы, пути решения в философии Нового времени.

3. Р. Декарт – основатель современного рационализма.

4. «Этика» Б. Спинозы. Учение о могуществе разума и человеческой свободе.

5. Просветительская трактовка человека.

6. Теории «общественного договора» у Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо.

7. Педагогические идеи эпохи Просвещения.

Ключевые понятия:

познавательные способности прогресс агностицизм «первичные и вторичные качества» «общественный договор» интуиция «мыслю, следовательно, существую» психофизическая проблема природа человека
«врожденные идеи» сенсуализм
идеалы «идолы»
индукция дедукция
метод методология
органон монада субстанция атрибут
эмпиризм рационализм

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

ДИАЛЕКТИКА МИРА И ЧЕЛОВЕКА
В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Целью проводимого занятия является формирование знаний: основных положений учений о человеке, его активной деятельности и свободе И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля; структуры и методов диалектического познания; условий формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни и культуры; роли в человеческом поведении нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе, владений навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание.

      Форма проведения – Занятие проводится в форме обсуждения основных проблем с выделением докладов и содокладов оппонентов. Решение ситуационных заданий.


План

 

1. Немецкая классическая философия как единое духовное образование.

2. Иммануил Кант: личность и характерные особенности творчества:

а) основные идеи “Критики чистого разума” (односторонность эмпиризма и рационализма, теория научного знания, аналитические и синтетические суждения, «вещь для нас» (феномен) и «вещь в себе» (ноумен), учение о рассудке и разуме; три кантовских вопроса о человеке: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я имею право надеяться?»);

б) кантовское учение о нравственности (“Критика практического разума”), его оценка.

3. Учение о человеке, его активной деятельности и свободе (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг):

а) Г.В.Ф. Гегель. Основы гегелевской системы диалектики, учение о философии духа;

б) диалектический метод в метафизике и философии культуры Ф.В.Й. Шеллинга.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха, его особенности.

5. Философия тревоги и тотального скептицизма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Ницше как философствующий эссеист.

 

Литература

 

1. Андреева И.С., Гулыга А.В. Шопенгауэр. – М., 2003.

2. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

3. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М., 1995.

4. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М., 1979.

5. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? Работы разных лет: В 2 т. Т. 1. – М., 1972.– С. 387 – 394.

6. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // там же Т.3. – С. 6 – 43, 218 – 250. 

7. Гулыга А. Гегель (серия ЖЗЛ). – М., 1970.

8. Гулыга А.В. Кант (серия ЖЗЛ). – М.,1977.

9. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.

10. Кант И. Критика чистого разума. Соч.: В 6 Т. – М., 1964. – Т.3. – С. 14 –18, 82 – 88, 92 – 99, 117 –124, 661 – 669.

11. Кант И. Критика практического разума// там же, Т 4. (1) С. 313 – 327.

12. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 2003.

13. Левит К. От Гегеля к Ницше. – СПб., 2002.

14. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – М., 1990.

15. Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. – СПб., 2000.

16. Фейербах Л. Сочинения в 2-х томах. – М., 1995.

17. Философия Гегеля и современность. – М., 1973.

18. Философия Канта и современность. – М., 1974.

19. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.– Соч. Т. 21.

20. Юнгер Ф.Г. Ницше. – М., 2001.

 

Тестовые задания

 

 
Под диалектикой понимается

1. методология преобразующей деятельности человека;

2. логика и методология созидательной творческой деятельности;

3. учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления;

4. совокупность принципов, категорий и законов.

Постулаты, которые выдвигает практический разум у И. Канта

1. душа бессмертна;

2. человек свободен;

3. Бог существует;

4. мир бесконечен;

5. возлюбите самого себя.

Особая роль философии, по мнению представителей немецкой классической философии, состоит в…

1. интеллектуальном созерцании мира;

2. выполнении особой миссии – критической оценки духовной жизни человека и общества;

3. представлении эпохи, постигнутой в мышлении;

4. выражении всеобъемлющего философского взгляда на мир, человека, на все бытие.

Образом духовной деятельности, по Фихте, является…

1. следование духовной традиции;

2. акт самосознания, в котором человек осознает самого себя;

3. акт осознания своих стремлений и желаний;

4. акт осознания того, что существует вокруг меня;

5. акт совершаемых действий и поступков в голове человека и в действительности.

Основными разделами гегелевской философской системы являются

1. философия жизни;

2. логика;

3. философия природы;

4. философия духа.

     

Темы докладов, сообщений

 

1. Немецкий романтизм и преодоление французского «просветительского романтизма».

2. Проблема свободы и необходимости в немецкой классической философии.

3. Человек как феноменальное существо в учении И. Канта («звездное небо надо мной и моральный закон во мне»).

4. И. Кант: знание, вера и нравственность.

5. Актуальность учения о человечности человека.

6. Философия как критическая совесть духовной культуры («Эпоха, постигнутая в мышлении» Гегель).

7. Диалектические воззрения Гегеля и их значение.

8. Г.В.Ф. Гегель: человек в истории.

9. Современное осмысление философии духа Гегеля.

10. Антропологизм Фейербаха, его особенности.

11. Учение Ницше о «сверхчеловеке» и его последователи в России.

12. Идеи немецкой классики в русской философии и культуре (Станкевич, Чаадаев, Грановский, Герцен, Тютчев).  

Ключевые понятия:

абсолютный дух рассудок и разум абсолютная идея “категорический императив” метафизика
агностицизм феномен
антиномия объективный дух
антропологизм отчуждение
апостериори противоречие
априори субъективный дух
диалектика явление
ноумен диалектика

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТНОЕ СУЩЕСТВО,

МИР КАК ОБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: