1. Научная революция: общая характеристика, формирование нового типа знания.
2. Познавательные способности человека: проблемы, пути решения в философии Нового времени.
3. Р. Декарт – основатель современного рационализма.
4. «Этика» Б. Спинозы. Учение о могуществе разума и человеческой свободе.
5. Просветительская трактовка человека.
6. Теории «общественного договора» у Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо.
7. Педагогические идеи эпохи Просвещения.
Ключевые понятия:
познавательные способности прогресс агностицизм «первичные и вторичные качества» «общественный договор» интуиция | «мыслю, следовательно, существую» психофизическая проблема природа человека |
«врожденные идеи» | сенсуализм |
идеалы | «идолы» |
индукция | дедукция |
метод | методология |
органон монада | субстанция атрибут |
эмпиризм | рационализм |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
ДИАЛЕКТИКА МИРА И ЧЕЛОВЕКА
В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Целью проводимого занятия является формирование знаний: основных положений учений о человеке, его активной деятельности и свободе И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля; структуры и методов диалектического познания; условий формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни и культуры; роли в человеческом поведении нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе, владений навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание.
|
|
Форма проведения – Занятие проводится в форме обсуждения основных проблем с выделением докладов и содокладов оппонентов. Решение ситуационных заданий.
План
1. Немецкая классическая философия как единое духовное образование.
2. Иммануил Кант: личность и характерные особенности творчества:
а) основные идеи “Критики чистого разума” (односторонность эмпиризма и рационализма, теория научного знания, аналитические и синтетические суждения, «вещь для нас» (феномен) и «вещь в себе» (ноумен), учение о рассудке и разуме; три кантовских вопроса о человеке: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я имею право надеяться?»);
б) кантовское учение о нравственности (“Критика практического разума”), его оценка.
3. Учение о человеке, его активной деятельности и свободе (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг):
а) Г.В.Ф. Гегель. Основы гегелевской системы диалектики, учение о философии духа;
б) диалектический метод в метафизике и философии культуры Ф.В.Й. Шеллинга.
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха, его особенности.
5. Философия тревоги и тотального скептицизма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Ницше как философствующий эссеист.
|
|
Литература
1. Андреева И.С., Гулыга А.В. Шопенгауэр. – М., 2003.
2. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
3. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М., 1995.
4. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М., 1979.
5. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? Работы разных лет: В 2 т. Т. 1. – М., 1972.– С. 387 – 394.
6. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // там же Т.3. – С. 6 – 43, 218 – 250.
7. Гулыга А. Гегель (серия ЖЗЛ). – М., 1970.
8. Гулыга А.В. Кант (серия ЖЗЛ). – М.,1977.
9. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
10. Кант И. Критика чистого разума. Соч.: В 6 Т. – М., 1964. – Т.3. – С. 14 –18, 82 – 88, 92 – 99, 117 –124, 661 – 669.
11. Кант И. Критика практического разума// там же, Т 4. (1) С. 313 – 327.
12. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 2003.
13. Левит К. От Гегеля к Ницше. – СПб., 2002.
14. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – М., 1990.
15. Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. – СПб., 2000.
16. Фейербах Л. Сочинения в 2-х томах. – М., 1995.
17. Философия Гегеля и современность. – М., 1973.
18. Философия Канта и современность. – М., 1974.
19. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.– Соч. Т. 21.
20. Юнгер Ф.Г. Ницше. – М., 2001.
Тестовые задания
| ||
Под диалектикой понимается | 1. методология преобразующей деятельности человека; 2. логика и методология созидательной творческой деятельности; 3. учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления; 4. совокупность принципов, категорий и законов. | |
Постулаты, которые выдвигает практический разум у И. Канта | 1. душа бессмертна; 2. человек свободен; 3. Бог существует; 4. мир бесконечен; 5. возлюбите самого себя. | |
Особая роль философии, по мнению представителей немецкой классической философии, состоит в… | 1. интеллектуальном созерцании мира; 2. выполнении особой миссии – критической оценки духовной жизни человека и общества; 3. представлении эпохи, постигнутой в мышлении; 4. выражении всеобъемлющего философского взгляда на мир, человека, на все бытие. | |
Образом духовной деятельности, по Фихте, является… | 1. следование духовной традиции; 2. акт самосознания, в котором человек осознает самого себя; 3. акт осознания своих стремлений и желаний; 4. акт осознания того, что существует вокруг меня; 5. акт совершаемых действий и поступков в голове человека и в действительности. | |
Основными разделами гегелевской философской системы являются | 1. философия жизни; 2. логика; 3. философия природы; 4. философия духа. | |
Темы докладов, сообщений
1. Немецкий романтизм и преодоление французского «просветительского романтизма».
2. Проблема свободы и необходимости в немецкой классической философии.
3. Человек как феноменальное существо в учении И. Канта («звездное небо надо мной и моральный закон во мне»).
4. И. Кант: знание, вера и нравственность.
5. Актуальность учения о человечности человека.
6. Философия как критическая совесть духовной культуры («Эпоха, постигнутая в мышлении» Гегель).
7. Диалектические воззрения Гегеля и их значение.
8. Г.В.Ф. Гегель: человек в истории.
9. Современное осмысление философии духа Гегеля.
10. Антропологизм Фейербаха, его особенности.
11. Учение Ницше о «сверхчеловеке» и его последователи в России.
12. Идеи немецкой классики в русской философии и культуре (Станкевич, Чаадаев, Грановский, Герцен, Тютчев).
Ключевые понятия:
абсолютный дух рассудок и разум абсолютная идея | “категорический императив” метафизика |
агностицизм | феномен |
антиномия | объективный дух |
антропологизм | отчуждение |
апостериори | противоречие |
априори | субъективный дух |
диалектика | явление |
ноумен | диалектика |
|
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТНОЕ СУЩЕСТВО,
МИР КАК ОБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ