Каковы основные предпосылки и условия формирования рынка?

2) В чем суть принципа «невидимой руки» А.Смита?

3) Каковы условия функционирования совершенного рынка?

4) Почему ресторанный бизнес относят к отраслям с монополистической конкуренцией?

5) Как соотносятся между собой следующие понятия: нелегальный рынок, теневой рынок, чёрный рынок, серый рынок?

6) Почему необходимо государственное вмешательство в функционирование рыночной экономики?

7) Имеет ли «уязвимые места» китайская модель рыночной экономики?

 

 

Тесты

1.Предпосылками формирования рынка является:

а) общественное разделение труда;

б) экономическая обособленность производителей как частных собственников;

в) регулярность обмена;

г) всё выше перечисленное.

2.Одним из условий функционирования совершенного рынка является:

а) наличие предпочтений личного характера;

б) однородность товаров;

в) присутствие на рынке только крупных фирм;

г) ничего из выше перечисленного.

3. К инфраструктуре рынка относятся:

а) аукционы;

б) биржи труда;

в) всё выше перечисленное;

г) нет верного ответа.

4.Рынок терпит фиаско на макроуровне в случае:

а) инфляции;

б) асимметричного распределения информации;

в) существования внешних эффектов;

г) нет верного ответа.

5.Из ниже следующих характеристик к рыночной экономике не относится:

а) конкуренция;

б) частная собственность;

в) свобода предпринимательского выбора;

г) централизованное планирование.

 

Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие (1 час)

 

Вопросы

1. Рыночный спрос. Зависимость величины спроса от цены. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

2. Рыночное предложение. Зависимость величины предложения от цены. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

3. Рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.

Ключевые понятия и термины 

 

Спрос, величина спроса, шкала спроса, закон спроса, кривая спроса, функция спроса, неценовые факторы спроса, изменения в спросе, изменение величины спроса, индивидуальный спрос, рыночный (отраслевой) спрос, предложение, величина предложения, шкала предложения, функция предложения, кривая предложения, закон предложения, неценовые факторы предложения, изменения в предложении, изменение величины предложения, индивидуальное предложение, рыночное (отраслевое) предложения, отраслевое рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем производства, статическое равновесие, динамическое равновесие, стабильное (устойчивое) равновесие, нестабильное (неустойчивое) равновесие, дефицит товара, избыток товара.

Литература 11 ] 13] 18] 19] 26]

Темы рефератов и докладов

1. «Парадоксы» закона спроса.

2. Паутинообразная модель рыночного равновесия.

Дополнительная литература

1. Авдеев, В. Определение рыночной цены / В. Авдеев
// Аудит и налогообложение. - 2011.

2. Аничин, В. Факторы спроса на продовольственном рынке / В. Аничин, А. Середин // Экономист. - 2011. - № 4. - С. 92-96.

3. Гребнев, Л. С. "Крест Маршалла": альтернативное обоснование и смежные вопросы / Л. Гребнев // Вопросы экономики. - 2013. - № 2. - С. 108-120.

4. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: курс лекций и практические занятия: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / Г. М. Гукасьян. - 3-е изд. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2010. - 507 с.

5. Кочетов, Н. Налоговая нагрузка и эластичность спроса в оптимизации прибыли / Николай Кочетов // Наука и инновации. - 2010. - N 5. - С. 41-44.

6. Пиногорский, Д. Применение гендерного подхода для стимулирования спроса в сфере услуг / Д. Пиногорский
// РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - N 2, Ч. 1. - С. 59-62.

7. Смирнова, М. Спрос рождает предложение, но и предложение определяет спрос / М. Смирнова // Отель. - 2012. - № 4. - С. 42-48.

8. Сорокин, А. Н. Влияние эластичности спроса по цене на ценовую политику компании / А. Н. Сорокин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - N 5. - С. 18-24.

9. Шушкевич, С. В. Король рынка - его величество спрос / С. В. Шушкевич // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2008. - № 3. - С. 216-231.

 

 



Вопросы для обсуждения

   

1. Чем доказывается нисходящий характер кривой спроса?

2. Как изменится спрос на кофеварки при повышении цены на кофе?

3. Что произойдет с кривой спроса на кофе при повышении цены на чай?

4. В чем сущность рыночного равновесия? Как определить, находится ли рассматриваемый рынок в состоянии равновесия?

5. Чем определяется верхний и нижний пределы рыночной цены?

6. Есть ли исключения из закона спроса? Приведите примеры.

7. Если ржаной хлеб будет товаром низшей категории, средние доходы в стране возрастут, что произойдет со спросом на ржаной хлеб? С ценой на ржаной хлеб?

8. Как возникает товарный дефицит? Кому выгоден дефицит продукции?

9. Приведите примеры комплементарных товаров и товаров-субститутов.

 

Тесты

1. Платежеспособная потребность - это:                     

а) желание;

б) полезность;                           

в) объем покупок;

г) спрос. 

2. Объем товара находящийся на рынке или способный быть доставленным туда - это:

а) спрос;

б) объем продаж;

в) предложение;

г) рынок.

3. Закон спроса состоит в том, что если цена товара падает, то объем покупок:

а) растет;

б) падает;

в) не изменяется;

г) бесконечен.

4. Рыночный спрос не испытывает влияния:

а) доходов потребителей;                             

б) цен на взаимосвязанные товары;

в) цен на ресурсы;

г) численности покупателей.

5. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

а) вниз и влево;

б) по вращению часовой стрелки;

в) вверх и вправо;

г) против вращения часовой стрелки.

6. Изменение какого фактора не вызовет сдвига кривой спроса:

а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) дохода населения;

в) цены товара;                                  

г) численности и возраста потребителей.

7. Сдвиг кривой спроса вправо означает, что производители предлагают меньшее количество товара при каждом уровне цен:

а) да;                                     б) нет

8. Совершенствование технологии сдвигает:           

а) кривую спроса вверх и вправо;

б) кривую спроса вниз и влево;

в) кривую предложения вниз и вправо;

г) кривую предложения вверх и влево.

9. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

а) цена равна издержкам плюс прибыль;

б) спрос равен предложению;

в) уровень технологии меняется постоянно;

г) затраты равны выпуску.

 

 

10. Если рыночная цена выше равновесной, то:

а) появляются избытки товаров;

б) падает цена ресурсов;

в) формируется рынок покупателя;

г) возникает дефицит товаров.

11. При установлении государством фиксированной цены товара на уровне более низком, чем рыночная цена:

а) спрос на товар упадет;

б) предложение товара возрастет;

в) может сформироваться теневой рынок данного товара;

г) на рынке возникнет излишек товара.

12. Если одновременно снизится спрос на товар и возрастет предложение товара, то цена товара упадет:

а) да;

б) нет.

Задачи

1. В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированного горошка.

Цена (тыс. рублей) Объем спроса, (млн. банок в год) Объем предложения, (млн. банок в год)
8 70 10
16 60 30
4 50 50
32 40 70
40 30 90

а) Изобразите кривую спроса и кривую предложения по данной таблице.

б) Если рыночная цена на банку горошка равна 8-ми ден. ед., что характерно для данного рынка —излишек или дефицит? Каков их объем?                    

в) Если равновесная цена на банку горошка составит 32 ден. ед., что характерно для данного рынка — излишки или дефицит? Каков их объем?

г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?

д) Рост потребительских расходов повысил потребление консервированного горошка на 15 млн. банок при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства?

2. Зависимость величины рыночного спроса на хлеб от его цены выражена формулой: Qd =80 – 20р, функция предложения имеет вид: Qs = =40р– 40, где Q – количество хлеба, Р – цена хлеба. Определите равновесную рыночную цену и объем продаж хлеба.

3. Спрос и предложение на обеды в школьной столовой описываются уравнениями:

Qd = 2400 – 100 р, Qs = 1000 + 250р, где Q – количество обедов в день, Р – цена обеда (в долл.).

а) Вычислите равновесную цену и количество проданных обедов по такой цене.

б) Заботясь о школьниках, администрация установила цену 3 долл. за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.

4. Спрос и предложение на товар описываются уравнениями: Qd = 200-5р, Qs = 100 + 15р, где

Q – количество товара,

Р – цена товара (в руб.)

а) Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара.

б) Государство установило на данный товар фиксированную цену в 4 ден. ед. за единицу товара. Охарактеризуйте последствия такого решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: