ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете
Протокол от 16.11.2016 г.№8 Приказ № 01-09-72-05 от 28.12.2016 года
Положение
Об инклюзивном (интегрированном) обучении детей с ограниченными
Возможностями здоровья
В МАОУ - НОШ№5
I. Общие положения
1.1. Положение об инклюзивном (интегрированном) обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ-НОШ № 5 (далее Положение) обеспечивает реализацию прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию в условиях Образовательного учреждения.
1.1. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Письмом Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей», ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнением), письмом Мин. образования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 «О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» Уставом МАУО –НОШ№5.
Под инклюзивным образованием в настоящем Положении понимается обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Интегрированное образование – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в учреждениях, осуществляющих реализацию общеобразовательных программ, в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками.
1.2. Цель интегрированного (инклюзивного) образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
1.3. Задачи интегрированного (инклюзивного) образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников в общеобразовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
- освоение обучающимися, воспитанниками общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении может быть организовано в форме инклюзивного (интегрированного) обучения независимо от вида ограничений здоровья.
1.5. Интегрированное (инклюзивное) обучение организуется:
1) посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения (инклюзивное обучение);
2) посредством функционирования специального класса для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении для детей, не имеющих таких ограничений или имеющих другие ограничения здоровья. Количество детей в данном классе не должно превышать 12 человек.
3) посредством организации индивидуального обучение на дому - «частичная инклюзия», дети с ограниченными возможностями здоровья / дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения иобучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов ипредметы которых рекомендует ВВК по включению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивное и (или) дистанционное образование по согласованию с родителями (законными
представителями). Также дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям ВВК.
1.6. Допускается сочетание интегрированной (инклюзивной) формы организации образовательного процесса с другими формами, при наличии указания на это в заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
II. Организация интегрированного (инклюзивного) обучения
2.1. Инклюзивная практика реализуется в общеобразовательном учреждении, на основании приказа директора образовательного учреждения.
2.2. При организации совместного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья, которым рекомендованы индивидуальные программы обучения и детей, не имеющих таких ограничений, могут создаваться классы интегрированного (инклюзивного) обучения.
2.3. Классы инклюзивного обучения предусматривают совместное обучение и воспитание учащихся, не нуждающихся в специальных (коррекционных) программах обучения и учащихся, испытывающих необходимость в обучении по специальным (коррекционным) программам по решению психолого-медико-педагогической комиссии.
2.4. Деятельность указанных классов строится в соответствии с принципами гуманизма и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.
2.5. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, зачисленных в классы инклюзивного обучения, учебный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом для общеобразовательных учреждений.
2.6. Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное учреждение на интегрированную (инклюзивную) форму обучения (специальные классы или совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками) осуществляется на основании рекомендаций ПМПК по определению дальнейшего образовательного маршрута и формы обучения, а также заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя общеобразовательного учреждения.
2.7. Переход на «частичную инклюзию» или «внеурочную инклюзию» возможен при заключении Врачебной ведомственной комиссии и согласии родителей (законных представителей).
2.8. Обязательным условием организации инклюзивной практики в классе является организация психолого-медико-педагогического консилиума для проведения диагностики детей с ОВЗ и составления рекомендаций по включению ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в образовательный процесс.
2.9. Наполняемость класса интегрированного обучения составляет не более 25 человек, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 3-4 человека, наполняемость класса коррекционного обучения - 12 человек.
2.10. При организации интегрированного (инклюзивного) обучения общеобразовательное учреждение обязано:
- разработать локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность по организации интегрированного (инклюзивного) обучения;
- обеспечить специальную помощь обучающимся, включенным в интегрированное (инклюзивное) обучение (обеспечить наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда и социального педагога по показаниям);
- обеспечить материальную базу, соответствующую интегрированному (инклюзивному) обучению;
- иметь документацию, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребенка, его коррекционную подготовку;
- осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- следовать рекомендациям, содержащимся в заключение ПМПК, выполнять требования специалистов сопровождения.