Теория и методология социально-экономических исследований

 

Учебное пособие

 

 

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

2016

 

 

ББК У433.я7+с504.я7+У.в6.я7

Д369

 

 

Одобрено учебно-методической комиссией Института спорта,

 туризма и сервиса

 

Рецензенты:

Т.В. Максимова, В.Н. Немцев

 

  Ф864 Дерябин, А.В. Теория и методология социально-экономических исследований / А.В.Дерябин, А.В.Дерябина, И.А. Фрейнкина. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. — 131 с.
    В учебном пособии представлена теория и методология исследований социально-экономических процессов в приложении к процессам, проходящим в области туристской индустрии. Представленные материалы ориентированы на то, чтобы дать специалистам, работающим в области туристской индустрии представление о методах и принципах организации социально-экономических исследований. Пособие предназначено для магистрантов направления «Туризм», изучающих дисциплину «Теория и методология социально-экономических исследований в туристической индустрии». Настоящее пособие также предназначено для студентов и аспирантов по направлению «Туризм» в качестве методологической основы проведения социально-экономических исследований.   ББК У433.я7+с504.я7+У.в6.я7    
  © Издательский центр ЮУрГУ, 2016

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 6

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Понятие социально-экономических процессов. 9

1.2. Виды и типы социально-экономических процессов. 11

1.3. Свойства и особенности социально-экономических процессов. 14

1.4. Управление социально-экономическими процессами. 16

Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ.. 17

2.1. Формирование и развитие методологии исследования               социально-экономических процессов. 17

2.2. Социально-экономические процессы как объект социальных. 24

исследований. 24

2.3. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований. 26

социально-экономических процессов. 26

2.4. Методология системного анализа. 28

2.4.1. Системный подход в исследовании социально-экономических процессов 28

2.4.2. Логические основы системного анализа. 29

2.4.3. Формирование целей, пути и ресурсы проведения исследований 31

2.4.4. Компоненты системного анализа. 32

2.5. Метод структуризации проблемы построения дерева целей. 34

2.6. Фактологическое обеспечение исследований. 35

социально-экономических процессов. 35

Глава 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

3.1. Понятие социологических исследований. 37

3.2. Классификация социологических исследований. 40

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО      СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ                                 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.. 48

4.1. Место и роль программы в социологическом исследовании. 48

4.2. Постановка проблемы.. 50

4.3. Постановка цели и задач исследования. 52

4.4 Определение объекта и предмета исследования. 52

4.5. Логический анализ основных понятий. 53

4.6. Выдвижение гипотез. 54

4.7. Организационный план исследования. 56

4.8. Этапы прикладного социологического исследования. 57

Глава 5. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

5.1. Использование шкал для измерения социальных процессов. 57

5.2. Виды шкал. 59

5.3. Требования к подбору шкал. 61

Глава 6. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

6.1. Основные понятия выборочного метода. 62

6.2.1. Вероятностные методы.. 67

6.2.2. Невероятностные методы.. 69

6.2.3. Многоступенчатая выборка. 71

6.3. Оптимальная модель выборочной совокупности. 72

Глава 7. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ         О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ.. 75

7.1. Наблюдение. 75

7.1.1. Экспериментальный метод сбора первичной информации. 77

7.2. Метод опроса. 78

7.2.1. Анкетный опрос. 79

7.2.2. Интервьюирование. 80

7.2.3. Фокус-групповое исследование. 85

7.3 Анализ документов. 87

Глава 8. ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ       О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

8.1. Обработка социологических данных. 88

8.2. Графическое представление данных. 92

8.3. Анализ результатов исследования. 93

8.4 Подготовка отчета. 96

Глава 9. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ                 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

9.1. Область применения экспертных методов. 98

9.2. Классификация экспертных методов. 100

9.3. Метод Дельфи. 103

Глава 10. АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ              СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

10.1. Понятие аналитического метода. 104

10.1.1. Причинный анализ. 105

10.1.2. Корреляционный анализ. 106

10.1.3. Факторный анализ. 106

10.1.4. Логический анализ. 107

10.2. Алгоритмы моделирования                                                        социально-экономических процессов. 109

10.3. Методы оценки альтернатив. 110

10.4 Выработка решений. 112

Глава 11. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ И ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

11.1. Понятие эвристических методов. 112

11.2. Виды игровых методов. 114

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ.. 118

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 123

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 131

 


ВВЕДЕНИЕ

Социальные явления, лежащие в основе любой деятельности людей, а особенно в области оказания услуг, достаточно сложны для научного осмысления и фиксации результатов, по сравнению с естественными науками. В то же время потребность в исследовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской методологии, являющейся основой широкого круга общественных дисциплин.

Социально-экономические процессы являются чрезвычайно сложными, динамичными, и поэтому именно в отношении к ним социальное знание мобилизует все свои способности, чтобы обеспечить их понимание, объяснение и возможность управления ими. Эти функции социального знания выступают ключевыми признаками научного подхода в исследовании социально-экономических процессов, используя результаты этих исследований в практических целях.

Глубина, обоснованность и достоверность выводов и рекомендаций, вытекающих из результатов, полученных в процессе социально-экономических исследований, существенно зависят от того, насколько полно и правильно были применены те или иные методики для изучения отдельных практических задач, стоящих перед специалистами туризма и социально-культурного сервиса. При этом объем и содержание собираемой информации полностью зависят от целей проводимых социально-экономических исследований, которая, в свою очередь, определяется характером управленческих решений, необходимых для координации и совершенствования деятельности в области туризма и социально-культурного сервиса.

В настоящей работе рассматриваются теоретические и методологические аспекты социально-экономических исследований на основе обобщения материалов учебников, учебных пособий, учебно-практических пособий, курсов лекций и справочников.

В настоящей работе предпринята попытка исследования узловых вопросов теории и методологии социально-экономических исследований в приложении к процессам, проходящим в области туризма и социально-культурного сервиса, при этом авторы не претендуют на исчерпывающее освещение всего содержания теории и методологии социально-экономических исследований. Общим признаком для всех объектов социально-экономических исследований в настоящей работе является то, что представленные материалы ориентированы на то, чтобы дать специалистам, работающим в сфере туристской индустрии представление о методах и принципах организации социально-экономических исследований. Полученные знания помогут подготовить необходимый объем и уровень информации о протекающих социально-экономических процессах, предназначенный для принятия эффективных управленческих решений.

В первой главе учебного пособия дается характеристика социально-экономическим процессам,  и рассматриваются вопросы, связанные с понятием, видами, свойствами и особенностями социально-экономических процессов.

Во второй главе учебного пособия рассматриваются вопросы методологии социально-экономических исследований с выделением предмета, метода и объектов, целей и задач исследования. Достаточно подробно рассмотрены вопросы системного подхода в исследовании социально-экономических процессов, в том числе логические основы и компоненты системного анализа.

В третьей главе учебного пособия уделяется внимание понятию и классификации социологических исследований. Дается подробное описание многообразным видам социологических исследований.

В четвертой главе учебного пособия особое внимание уделяется организации социально-экономических исследований. Подробно рассматривается составление программы прикладного социологического исследования социально-экономических процессов, включая постановку проблемы, выбор целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования.

В пятой главе учебного пособия подробно рассмотрено социологическое измерение характеристик социально-экономических процессов. Особое внимание уделяется вопросам использования шкал для измерения социальных процессов.

В шестой главе учебного пособия главное внимание сосредоточено на применении выборочного метода в социологическом исследовании социально-экономических процессов. Рассмотрены различные типы выборок. Приведена оптимальная модель выборочной совокупности.

В седьмой главе учебного пособия дается подробная характеристика разнообразных методов сбора социологической информации о социально-экономических процессах. Достаточно места отводится рассмотрению методам опроса, в том числе анкетному опросу и интервьюированию.

В восьмой главе учебного пособия приведены практические рекомендации по обработке и анализу социологических данных о социально-экономических процессах. Достаточное внимание уделено вопросам обработки и графическому представлению социологических данных; анализу результатов исследования и подготовке научного отчета.

В девятой главе учебного пособия рассмотрены экспертные методы исследования социально-экономических процессов, в том числе обозначена их область применения и представлена классификация экспертных методов. Дана подробная характеристика методу Дельфи.

В десятой и одиннадцатой главах учебного пособия дается подробная характеристика разнообразных аналитических, эвристических и игровых методов изучения социально-экономических процессов. Рассмотрены области применения различных видов анализа, в том числе причинного, корреляционного, факторного и логического анализа. Приведены виды игровых методов. Дана их характеристика и представлена область их применения.

Материал глав работы изложен настолько подробно, насколько это необходимо для детального ознакомления существующими возможностями практического применения методологии исследования социально-экономических процессов. Библиографический список раскрывает возможности дальнейшего совершенствования навыков и методики исследований.

 


Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Понятие социально-экономических процессов

Социально-экономические процессы— это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование этой группы процессов обуславливается комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Известный западный социолог Л. Гумплович (1838−1909) указывал на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых человек добивается удовлетворения своих потребностей. Первое из них — труд, второе — грабеж или эксплуатация труда других. Первое — экономическое средство, второе — политическое. Несмотря на то, что в истории человечества наличие социальной структуры не всегда предполагало существования структуры политической, а именно — государства, внутренняя связь между сопровождающими формирование этих структур процессами не вызывает сомнений.

Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.

В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов — роста и упадка. Достигая максимума, тенденция роста производства сменяется его снижением.

Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

В результате человеческой деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на: естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов.

Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством и/или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии. Кроме того, они опосредуются процессами регулирования (планового, рыночного, смешанного). В результате формируются социально-экономические процессы, определяемые как совокупность процессов создания и функционирования социально-экономической системы, характеризующих динамику изменения ее параметров на том или ином уровне хозяйствования.

В общем виде процесс это последовательность действий, осуществляемых во времени или пространстве, обеспечивающая достижение поставленных целей. Системный подход для любой системы выделяет два вида процессов: функционирования и развития.

Процесс функционирования — процесс выполнения функций системы, обеспечивающий достижение ее цели.

Процесс развития — улучшение процесса функционирования за счет приращения структуры, либо улучшения ее параметров. Основным для системы является процесс функционирования, состоящий в обмене ресурсами и обеспечивающий достижение цели системы.

Различают следующие системы: административно-территориальные, социальные, эколого-экономические. При рассмотрении экономики региона ключевым является слово «административно-территориальные», то есть мезосистемы в иерархии экономических систем (макросистемы — системы на уровне государства, мезосистемы — территория субъектов, микросистемы — предприятия и учреждения).

Территориальные системы, значит системы, располагающиеся на определенной территории. Объектами территориального компонента являются – земельные участки, речь идет о твердой поверхности земли, на которой располагаются природные ресурсы. Совокупность этих природных ресурсов представляет экологический компонент системы.

Социальный компонент — это население и объекты муниципальной деятельности, которое оно (население) образует: домашние хозяйства — совокупность семьи и имущества. Экономические системы, значит включающие имущественный комплекс хозяйственного назначения (систему жизнеобеспечения населения).

Объекты экономической составляющей — предприятия (выпускают продукцию), учреждения (оказывают услуги), организации (выполняют работы). Системный подход предполагает, что вся внешняя среда и выделенная в ней рассматриваемая система — есть бесконечная иерархия сложных систем, вложенных друг в друга. Внешняя среда помимо ресурсного взаимодействия оказывает управляющее воздействие.

Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Интенсивность процесса задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым. Основными элементами социально-экономического процесса выступают: участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества.

К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересы затрагивают происходящее в обществе изменения. По числу участников процесса можно судить о его характере, масштабах и уровне охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений.

Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Роль инициатора процесса может быть многократно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса устанавливает правила игры для всех его участников, задавая желаемый вектор направленности процессу.

1.2. Виды и типы социально-экономических процессов

Социально-экономические процессы классифицируются по типам и видам в зависимости от критерия, лежащего в основе классификации:

− по степени управляемости — стихийные и управляемые;

− по направленности распространения — внешне- и внутриэкономические, в рамках которых могут развиваться процессы международной интеграции, кооперации, сотрудничества и т. д.;

− по масштабу влияния на жизнедеятельность социума — макроэкономические, региональные, локальные, микроэкономические;

− по структуре функционального проявления — производственные, трудовые, организационные, технологические, информационные процессы.

С точки зрения устойчивости взаимосвязей экономических и других социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных социально-экономических процессах. Первый характеризуется устойчивостью социально-экономической системы и поведения граждан, отработанными механизмами принятия экономических решений. Второй обычно возникает в период кризиса как проявление необходимости изменения социально-экономической ситуации.

    Кроме этого можно выделить следующие виды социально-экономических процессов:

1. Контролируемые и неконтролируемые процессы. Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в зависимости от потребностей лиц, социальных групп, являющихся активными его участниками. Таким образом, можно выделить контролируемые и неконтролируемые процессы.

Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в их основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Контролируемость социально-экономических процессов выступает в таких формах, как влияние, усиление роли отдельных элементов, моделирование ситуаций и пр. Основными инструментами контроля могут быть: создание институтов, структурирующих определенную модель управления обществом или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различными участниками процесса.

Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия социальных субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их вектор. Утрата контроля над протекающими в обществе процессами характеризуется неопределенностью в локализации их инициаторов, вызванной взаимодействием большого числа участников.

2. Сложные и простые процессы. С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует подразделять на простые и сложные. Простыми следует именовать такие процессы, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю и научному сообществу схему, позволяющую дать оценку такому процессу, предсказать его исход.

Сложными же можно назвать такие изменения в обществе, для объяснения и оценки которых недостаточно располагаемых наблюдателем и научным сообществом методологических средств. Фактически сложными являются такие процессы, которые состоят из совокупности простых, целостное восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов к анализу и объяснению этих процессов. Разумеется, что жестких границ между сложными и простыми процессами нет: они определяются, главным образом, местом и квалификацией наблюдателя, целью исследования, а также масштабом стоящих перед научным сообществом проблем.

3. Обратимые и необратимые процессы. Важнейшей характеристикой социально-экономических процессов является обратимость. Свойство обратимости определяет динамику циклическихпроцессов.

Свойство необратимости подчеркивается при объяснении социально-экономических процессов прогрессистскими теориями (Г. Гегель, К. Маркс), разделяющими точку зренияо том, что ничего повторяющегося в становлении общества нет;каждый виток его развития уникален сам по себе и не может бытьобъяснен с помощью универсальных формул. Необратимость процессазадается кумулятивным накоплением включаемых в него свойстви признаков, определяющих качественную неоднородность процессаво времени.

4. Инерционные и направленные процессы. Свойство социально-экономических процессов подпадать под воздействие внешних или внутренних факторов обусловливает их деление на инерционные и направленные процессы. Динамика инерционных процессов определяется непосредственно набором определенных свойств, присущих процессу, обусловленным исходными параметрами этого процесса, в то время как направленный процесс вызывается активным вмешательством в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования. Инерционность процесса поддерживается пассивным поведением большинства его участников, неспособных или незаинтересованных в изменении его вектора.

5. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные процессы. Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительностью на кратко-, средне- и долгосрочные. Вряд ли целесообразно закреплять за каждой из выделенных разновидностей количественное значение. Конкретный диапазон значений продолжительности процесса, соответствующий каждой разновидности, может быть задан характером процесса, а также целями наблюдения.

Краткосрочный процесс имеет продолжительность, определяемую целью или регламентирующим документом, отводящую процессу узкие рамки ограниченной временем задачи. Как правило, краткосрочным процессам отводятся сроки до одного года, поскольку значительная часть плановых документов (годовых планов, бюджетов, программ) рассчитана именно на данный период.

Среднесрочный процесс охватывает социально-экономические изменения в обозримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально. Продолжительность среднесрочного процесса варьирует от 1 до 5 лет, в зависимости от целей инициаторов процесса и состава его участников. Этот срок превышает порог основных регламентирующих документов, задающих сроки краткосрочных целей.

Долгосрочные процессы не предполагают изначально заданного результата и формируются на многосоставной, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются, главным образом, в форме сценариев. Особое значение соотношение между долгосрочными и краткосрочными процессами имеет в макроэкономике.

Краткосрочные временные отрезки обусловливают такое состояние на рынке товаров и услуг, которое предполагает жесткость цен. Предположение о жесткости цен на различные виды материальных благ вызвано тем, что в краткосрочном периоде практика частого пересмотра цен производителями не является целесообразной. В долгосрочном периоде для поддержания равновесия между спросом и предложением на различных рынках цены должны постоянно меняться.

1.3. Свойства и особенности социально-экономических процессов

    К свойствам социально-экономических процессов относят: 1) многомерность; 2) динамизм; 3) неравномерность; 4) многовекторность.

1. Многомерность. Социальные и экономические процессы являются чрезвычайно сложными, что существеннозатрудняет их понимание и объяснение. Постижение природысоциальных процессов возможно через использование междисциплинарныхподходов, позволяющих отобразить многослойныйхарактер общественной жизни. К примеру, осознаваемая наблюдателемтенденция экономического роста вбирает в себя темпы роста доходову различных категорий населения, динамику и структуру расходов,изменения в производительности труда в промышленном секторе,изменение ключевых макроэкономических показателей, процессы политическойдифференциации общества и пр. Каждый из составляющихэту тенденцию процессов может по вектору и не совпадать с направленностьюпроцесса в целом, но составлять с ним относительноустойчивую связь.

2. Динамизм. Динамизм является атрибутивной характеристикой процесса, получающейособый смысл при отображении социально- экономических изменений.Процесс в простейших механических и органических системах основанпреимущественно на кумулятивном механизме, отличающимсяпоследовательным и постепенным накоплением формирующихся поддействием внешней среды свойств.

В социально-экономических процессах кумулятивность изменений зачастую не подтверждается,что обусловлено действием множества факторов, препятствующихтенденции последовательного накопления свойств в ходеэволюционного развития социальной системы. Каждый этап в ее развитииобразует особую среду, изменяющую динамические характеристикиобъекта, способные изменить даже исходные свойства такого объекта.

3. Неравномерность. Динамические свойства социальных систем непосредственно влияют на формирование свойства неравномерности процессов. Социально-экономические процессы зачастую сопровождаются резкими всплесками активности его участников и радикальной сменой направленности. Особенно ярко это свойство процессов передают происходящие в обществе революции или крупные экономические преобразования, способные либо ускорить, либо затормозить развитие общества.

4. Многовекторность (поливариантность). Социально-экономические процессы по своей сути являются поливариантными,разнонаправленными изменениями. Это связано с наличием широкогокруга возможностей, открывающихся в ходе формирующегося социальногопроцесса. Направленность социально-экономического процесса не можетбыть предопределенной: на реальный выбор вектора влияет множествофакторов, в том числе и совершенно случайных.

Поливариантность социально-экономических процессов вполне вписывается в общенаучнуюпарадигму бифуркационных процессов, описанную в трудахИ. Пригожина и выражающую свойство систем действовать в режимеравновероятных альтернатив.

Выделяются следующие типы экономических и социальных изменений:

− функционирование;

− развитие;

− упадок.

Выделяются следующие особенности экономических и социальных процессов:

1) их ненормативный характер, то есть происходят не только планируемые изменения в соответствии с целее рациональной деятельностью органов власти, но и стихийные изменения, которые осуществляются самой жизнью во всей её сложности и многообразии.

2) каждый тип экономических и социальных изменений обладает своей, присущей только ему, ритмикой и цикличностью стадий. Так, избирательный процесс характеризуется повторением стадий в рамках действующего законодательства и циклов страны.

3) любой экономический и социальный процесс включает в своё содержание определённые технологии и процедуры действий. Применение этих технологий даёт прогнозируемый эффект при решении тех или иных однородных задач, возникающих перед субъектами экономических и социальных изменений в ходе их осуществления.

1.4. Управление социально-экономическими процессами

Управление определяется как процесс воздействия на социально-экономические процессы для достижения поставленных целей. Управляемым можно назвать процесс, сущность и содержание которого понятны субъектам, направляющим его в соответствии со своими интересами. Неуправляемым называется в целом неосознанный процесс, совершающийся спонтанно.

В общем виде данный управленческий процесс состоит из следующих этапов:

1.Сбор информации, отражающей состояние системы управления в целом.

2. Всесторонний анализ информации.

3. Обоснование и принятие целей.

4. Организация контроля.

Система управления социально-экономическими процессами включает: механизм управления, функции управления, структуру управления, объекты управления, кадры управления, процесс управления. Система управления — это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных в законах и принципах управления, целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления. Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, и т. д. Функции управления:

− анализ и оценка этих процессов;

− прогнозирование тенденций развития;

− стратегическое программирование;

− организация процесса регулирования;

− реализация проектных и нормативных решений.

Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели.

Управление социально-экономическими процессами может осуществляться по ряду направлений.

Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или необходимостью проведения достаточно масштабных экономических преобразований.

Второе направление — управление общеэкономическими процессами в целом.

Третье направление управления носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Особенности управляемых социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации.

Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1. Формирование и развитие методологии исследования                    социально-экономических процессов

Научные представления об обществе, социальных группах и процессах в историческом плане формировались двумя путями: индуктивным и дедуктивным. Индуктивный способ научных представлений об обществе основан на обобщении единичных социальных фактов с последующей выработкой закономерностей, позволяющих прогнозировать проявление этих фактов в схожих условиях.

Первое и основное правило социологического исследования состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как предметы. Главным доводом, способствующим распространению индуктивного подхода в объяснении социальных процессов, было как раз стремление рассматривать социальные события в качестве предметов. Способ предполагает выявление аналогий между различными социальными событиями с точки зрения обнаружения общности между ними.

Логическая схема индуктивного обобщения содержит переход от группы частных суждений к формулировке общего закона, фиксирующего устойчивую, повторяющуюся связь между событиями. Как пишет самый яркий представитель этого направления в социологии Г. Спенсер: «Коль скоро общество становится особым индивидуальным бытием в силу постоянства отношений между его составными частями, то у нас сейчас же является вопрос — не представляют ли эти постоянные отношения между его частями каких-нибудь сходств с постоянными отношениями между частями, замечаемыми нами в каких-либо других бытиях. Единственное мыслимое сходство между обществом и чем-либо другим может заключаться в параллелизме, принципа, управляющего расположением составных частей».

На основе принципа параллелизма имеется возможность объяснить социальные факты путем выявления сходства между фактами, локализованными в различных точках пространства и времени. Индуктивизм принято рассматривать как одну из разновидностей позитивистского подхода к анализу и объяснению социальных процессов.

Позитивистский подход представлен фиксацией устойчивых зависимостей между параметрами протекающих в обществе процессов. К примеру, исследуя статистику разводов, позитивистски мыслящий социолог склонен фиксировать статистически сильную связь между длительностью брака и фактом его официального разрыва, придавая соответствующей зависимости статус эмпирической закономерности. В результате выявленная зависимость становится одним из средств определения факторов, влияющих на прочность браков и причины их разрушений. Г. Спенсер считал индуктивный метод единственно возможным методом социального объяснения.

Главным образом на позитивные методы объяснения социальных процессов опирался эволюционизм. Характерной чертой позитивистской социологии была идея о том, что социальные факты (обычай, традиция) могут быть поняты, если мы проследим их историю, эволюцию. Именно исторический план позволяет использовать факты в их предельной объективности. Эволюционный подход базируется на абсолютизации источников внутреннего роста в развитии исследуемых процессов.

Попытка внеисторического осмысления социального факта, вырванного из цепочки пронизывающих его временных связей, сопровождаемая перенесением сложившихся в данном научном сообществе стереотипов, обречена на неудачу. Располагая фиксируемые факты в определенном хронологически выстроенном порядке, эволюционизм придает им связность и внутренний исторический смысл, позволяющий упорядочить множество на первый взгляд несвязных событий и сделать их понятными внешнему наблюдателю.

Логика эволюционизма подсказывала, что для того, чтобы объяснить социальный факт, слабо понимаемый воспринимающими его людьми, необходимо проследить его историю. В ходе такого прослеживания можно выявить тайные механизмы и пружины, вызвавшие этот факт к жизни и сделавшие его значимым для конкретного общества. Типизация алгоритма общественного развития давала возможность фиксировать в развитии любого общественного формирования определенные стадии, обусловливающие степень общественной солидарности.

Общественный рост содержит два дополняющих друг друга эффекта, являющиеся предметом самостоятельного рассмотрения с позиций индуктивизма. Речь идет о процессах интеграции и дифференциации. И если процесс интеграции проявляется в усилении целостности, внутренней сплоченности социальных элементов, то процесс дифференциации — в тенденции расширения и развития существующей элементной базы исследуемого объекта. Однако дифференциация, одной из разновидностей которой выступает общественное разделение труда, — лишь первичная форма стабилизации общества.

Полная стабилизация может быть достигнута при формировании привычки соблюдать действующий порядок, превращать нормы этого порядка в ориентиры текущего поведения, в поведенческий стереотип. Очевидно, что различная степень адаптируемости различных норм, выражающаяся в отношении к этим нормам различных групп населения, ставит проблему моральной обусловленности выбора варианта социального поведения.

Однако может ли моральная целесообразность служить критерием рационального выбора? Вопрос в такой редакции позволял сохранить характерные для традиционной науки критерии для получения достоверных результатов в исследовании социальных процессов, где фактор человеческой свободы и моральной вседозволенности не давал возможности обеспечить присущую большинству наук строгость и четкость исследовательских заключений.

В ходе использования индуктивного подхода к социальным явлениям явно обострилась проблема связи индивида с единицами социальной структуры, упорядочивающей поведение человека, делающей его узнаваемым и предсказуемым. Социальные процессы и явления изменяются не только в зависимости от природы составляющих элементов, но и от способа их соединения.

Способ соединения людей в социальную общность не только позволяет исследователю определить механизм их детерминации в обществе, но и служит атрибутом культурной самобытности. Таким образом, можно выделить несколько способов подобного соединения, выделенных крупными европейскими социологами:

1. Моральный (Л. Гумплович). Люди, населяющие определенную территорию, в ходе своей текущей деятельности вырабатывают некоторые нормы, объясняющие некий параллелизм в оценке схожих событий. Содержание этих норм привязано к ценностным стереотипам, сформировавшимся в обществе, его традициям и нормам.

2. Психологический (Ч. Кули). Укоренение моральных норм в механизме привычек и бессознательного выбора обусловливают проявление психологического фактора в режиме соединения поведения индивида и социальной структуры. Человек поступает так потому, что он не может поступить иначе, поскольку такой вариант поведения заложен в его психологии, внутренней мотивации. Схожесть вариантов поведения, задаваемая на психологическом уровне, открывает широкие возможности для целенаправленного воздействия власти или крупных общественных объединений на настроение индивидов, манипулирование общественным сознанием и т. д.

3. Юридический (У. Самнер). Закрепление предписаний общественного поведения в законодательной форме — юридических норм и законов — открывает возможности в использовании юридического контроля в социальных общностях. Юридические средства интеграции индивида в действующий социальный порядок начинают действовать при развитой практике отношений на рынке, когда каждая сделка должна регулироваться соответствующей статьей закона, что заставляет участников унифицировать свое поведение в соответствующей среде.

4. Экономический (Э. Дюркгейм). Предполагает типизацию социальных действий через сложившуюся в обществе систему общественного разделения труда. Вступление социальных субъектов в режим свободного обмена произведенной продукции способствует закреплению этих субъектов в той экономической роли, в которой субъекты выступают на рынке ради получения материального дохода. Социальный анализ сложившегося общественного разделения труда позволяет говорить о сложившихся тенденциях в динамике занятости и характере поведения различных профессиональных и отраслевых групп. Производящий характер условий, в которых осуществляется социальное действие, заставляет поставить вопрос о том, что вынуждает людей поступать так, как того требуют соответствующие условия.

Одним из наиболее ярких свидетельств применения дедуктивного подхода к объяснению социальных процессов стала разработанная М. Вебером теория «социального действия». С точки зрения мотивационной обусловленности социальные действия, в соответствии с классификацией М. Вебера, можно разделить на четыре вида:

− целерациональное действие;

− ценностно-рациональное;

− аффективное;

− традиционное.

Целерациональное действие представляет собой сознательное использование условий и средств для достижения поставленной цели.

В основе ценностно-рационального действия лежит вера в самодовлеющие ценности и нормы, характерные для той или иной социальной группы.

Аффективное действие вызывается эмоциональным состоянием индивида, его чувствами и ощущениями.

Длительные привычки и обычаи вызывают традиционное действие.

Особенностью классификации социальных действий, по М. Веберу, является усиление по мере перехода от целерационального к традиционному роли общественных институтов, ослабляющих влияние индивидуальной рациональности в поведении человека.

С проникновением дедуктивных методов в социальные науки влияние позитивизма начинает постепенно ослабевать. Происходит уточнение сущности социального факта, который наделяется свойствами обусловливающей его возникновение системы. Так начинает оформляться методология функционализма.

Выработка системы теоретических средств, с помощью которых та или иная организация людей, находящаяся на определенной стадии своего технологического или культурного развития, занимающая определенный участок географического пространства, получала бы необходимую видимость своего целостного выражения в адекватных терминах научного исследования, заставляла социальную науку изыскивать дополнительные средства описания соответствующих явлений и процессов.

Восприятие общества как совокупности людей, занятых определенной формой деятельности по удовлетворению насущных жизненных нужд, наталкивалось на значительные трудности теоретического порядка в попытке понимания общества как целостного образования, не утрачивая при этом специфического многообразия каждого конкретного общества в отдельности.

Введенное Э. Дюркгеймом понятие функции, позволило связать конкретные проявления социальной жизни с некими общими смысловыми формами общественного бытия, способствующими целостности и самобытности крупных общественных формирований. Обращение к понятию «функция» при объяснении общества диктовалось необходимостью диалектического осмысления самого общества, существующего как бы в двух ипостасях: как макроструктуры — в русле предельно абстрактных схем выражения, и как микроструктуры — в совокупности неповторимых черт каждой отдельной общественной единицы.

Функциональный анализ в обществознании был в этом отношении тождественен структурному анализу, поскольку фиксировал соответствие между разнопорядковыми структурами общественных явлений и процессов в аспекте их изоморфизма и внутреннего подобия. Поэтому более точным обозначением в применении функционального метода к анализу общественных явлений является термин структурно-функционального подхода, сочетающего поиск структурных уровней общественной жизни и функций отдельных ее проявлений.

Связь между уровнями могла быть зафиксирована лишь при допущении определенной структурализации осуществляющихся на этих уровнях процессов. А это требовало уже особого рода условностей при анализе исторических событий, представляющихся в своей уникальности и неповторимости.

Выявить функцию того или иного общественного института — значит определить его роль во взаимоотношении с другими институтами в рамках определенной общественной структуры. Функционализм является влиятельнейшим методологическим направлением в современной социологии, сформировавшимся под непосредственным влиянием наследия ведущих западных социологов — Э. Дюркгейма (1858−1917) и Т. Парсонса (1902−1978). Функционализм исходил из установки, что всякий обычай, традиция, институт должны выполнять какую-либо жизненную функцию, призванную обеспечить общественную стабильность на базе общих интересов членов сообщества.

Достоинства системно-кибернетического подхода, предложенного В. Бюлем, заключаются в том, что он позволил преодолеть противопоставление механицизма и органицизма, характерное для ранних этапов развития общей теории систем. Кибернетика третьего порядка, в основу которой положена совокупность нелинейных, флуктуирующих систем, призвана заменить кибернетику первого порядка, базирующуюся на действии отрицательной обратной связи в механических системах, и кибернетику второго порядка, где действуют простейшие формы органического морфогенеза, определяющие биоэволюционные процессы.

Никакая социальная система, согласно теории Бюля, не следует одному единственному типу динамики. Все социальные системы-культуры — отличаются высокой степенью динамической комплексности, что чрезвычайно усложняет возможность концептуализации социокультурных изменений.

Наиболее адекватной концепцией, фиксирующей связь социокультурных и экономических процессов, является теория длинных волн Н. Кондратьева, в соответствии с которой в промежутке примерно 50 лет в обществе происходит смена «базисной технологии» в связи с появлением новых способов получения энергии и сырья. Новая технология, разработанная учеными и производственниками, реализуется в обществе тогда, когда для этого создаются соответствующие социально-экономические, политические и культурные условия.

Вместе с тем, всякий способ существования общественных институтов в развитом индустриальном обществе строится на линейных зависимостях. Господство функционализма в социологии как раз и отображает линейность в качестве основного условия стабильности общества. Характер поведения каждого института оценивается с точки зрения того, насколько адекватной выглядит реакция этого института на общественные ожидания. Предсказуемость поведения социального института является свидетельством господства линейных зависимостей в социальной системе.

Нелинейность как свойство социальных изменений стала основой для развития одного из наиболее перспективных направлений в развитии методологии социальных наук — институционализма. Ставший носителем новейшей парадигмы в становлении экономической науки — институционализм — привлек к себе внимание тем, что попытался синтезировать концепции экономического и социального человека. Заслуживает внимание тот факт, что почти два последних десятилетия Нобелевские лауреаты в области экономики в различной степени являются сторонниками именно этого направления.

Название направления является производным от понятия «институт», вобравшим функцию регулятора процессов в социальной системе. Институты представляют собой форму существования и концентрации социального опыта в сфере использования ресурсов, обеспечивающую структуризацию социальных общностей, регламентацию поведения социальных групп, индивидов в экономических, политических и социальных средах.

Перечень основных социальных институтов составляют: религия; брак и семья; экономическая система; система права; политическая структура общества; банки;  образование; здравоохранение; культура и т. д.

Институты представляют собой среду, в которой осуществляется текущая деятельность социальных субъектов. Среда определяет объективный уровень поведения субъектов социального действия, предопределяя возможные его варианты. Наряду с институтами среду составляют социальная структура и ресурсы.

Институциональный подход в раскрытии сути предприятия, государства состоит в том, что возникновение этих хозяйственных единиц содействует снижению трансакционных издержек на рынке, связанных с отсутствием доверительных отношений между участниками заключаемых сделок на рынке.

Расширение предприятия может осуществляться до тех пор, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции внутри предприятия не сравняются с издержками на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию ее через другое предприятие. Государство же должно выступать верховным арбитром, гарантирующим соблюдение равных прав заключающих сделку хозяйственных сторон, беря при этом значительную часть трансакционных издержек на себя.

Важнейшим методологическим средством институционализма стала теория игр, с помощью которой при анализе взаимодействий индивидов и структур снимаются противоречия концепции «экономического человека», выраженные в допущениях «полной рациональности», рыночного равновесия, Парето-оптимальности и др.

Подводя итоги, следует констатировать, что эволюционизм, функционализм и институционализм образовали три различных подхода к объяснению социальных процессов, различающихся по способу обусловленности составляющих эти процессы социальных фактов. Эволюционизм исходил из хронологической, исторической предпосылки их проявления, тогда как методологии функционализма, напротив, присущ дедуктивный характер выражения сущности социальных событий, получающих свою идентичность в зависимости от положения и интересов наблюдателя. Методологическое значение институционализма заключается в подчеркивании детерминирующего влияния социальных регуляторов и норм, структурирующих систему социальных взаимодействий.

2.2. Социально-экономические процессы как объект социальных

исследований

На современном этапе состояние социальных наук в значительной степени отображается как уже сложившимся уровнем общественной практики, так и в совокупности особенностей ее теоретического и практического осмысления. В силу этого обстоятельства и вследствие кумулятивного роста, в содержании самой науки блок социальных и экономических наук стал приобретать целый ряд черт, которые поставили его в один ряд с наиболее развитыми на сегодня научными системами.

Исключительное своеобразие предмету социально-экономических исследований придает стремление рационального мышления выявить в динамике социальных систем некие устойчивые зависимости, изучение которых позволяет исследуемой общности обрести наивысшую в данных условиях устойчивость и способность к росту. Такой исход может быть достигнут благодаря реализации одного из направлений развития современной социальной науки:

− разработка основ методологии социальной инженерии, проявляющейся в системе инновационных мероприятий по перестройке и регулированию общественных отношений в социальных общностях;

− мониторинг социального поведения, диагностика состояния социальных систем;

− разработка понятийного аппарата, необходимого для понимания и объяснения социальных явлений и процессов в рамках общей теории;

− разработка модели управления, основанной на системе общественных ожиданий и учете иерархии потребностей управляемой общности.

В настоящее время при существующем уровне развития науки методология социально-экономического исследования предполагает, прежде всего, междисциплинарную связь соответствующих методов.

Экономические теории включают следующие элементы:

− экономические категории — понятия, обозначающие наиболее существенные свойства экономической реальности (стоимость, предельная полезность); предметы исследования (экономический человек, предприятие, капитал и др.); их состояния (экономическое равновесие, кризис);

− факты, гипотезы, идеи исследования;

− исходные посылки (аксиомы, постулаты), принципы;

− теоретические модели прогнозирования, предвидения;

− методы доказательства теоретических выводов или проверки гипотез;

− факты, подтверждающие положения экономической теории.

Чтобы точно установить сущность многократно повторяющихся социальных фактов, экономист должен использовать социологические данные.

Социологические и психологические методы отражают закономерности развития общественной жизни, проявляющиеся в деятельности личности, социальных групп, разного рода социальных институтов и общества в целом, обнаруживая тем самым универсальный характер. В этом заключается одно из проявлений междисциплинарного взаимодействия экономической науки, философии с другими гуманитарными и общественными науками — психологией, историей, этикой, политологией, культурологией, демографией, этнографией и др.

Теория предельной полезности, или маржинализма — самый очевидный и плодотворный результат сотрудничества экономической науки и психологии. Современные экономисты не могут рассуждать, не используя такие понятия, как «поведенческая реакция», «рациональные ожидания», «ажиотажный спрос», «денежные иллюзии».

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Статистические приемы и средства исследования позволяют выявить преимущественно количественную сторону производственных и рыночных процессов, хозяйственной жизни, их переход в новое качество.

Полагаясь на научные данные демографии, экономисты исследуют вероятную степень изменений в структуре производства, уровня и качества жизни домохозяйств. Сведения о дифференциации населения применимы также для всего комплекса социально-экономических процессов.

Особую роль в исследовании социально-экономических процессов играет метод социальной диалектики, универсально отражающий явления общественной жизни в системе основных понятий и категорий диалектики. Основные принципы социальной диалектики заключаются в том, чтобы рассматривать социально-экономические процессы:

− в системе связей: внутренних, внешних, прямых и обратных;

− в постоянном развитии, в переходе от одних состояний к другим;

− в историческом контексте;

− определяя противоречия в одних случаях как источник развития, в других — как критерий регресса;

− в причинно-следственной закономерной обусловленности развития (принцип социального детерминизма);

− в функциональной специфике развития не с математической точностью, а, скорее, как тенденции, чаще имеющей вероятностный характер.

Наиболее значительная роль диалектики заключается в гармонизации общественных и личных интересов субъектов социально-экономических процессов.

2.3. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований

 социально-экономических процессов

Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того каким образом, по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или иного конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.

Выбор методов исследования и их комбинаторное использование определяются системным представлением о всей совокупности общенаучных методов исследования.

Первым шагом в понимании системы общенаучных методов исследования является классификация методов, позволяющая упорядочить представление об их составе, связях и особенностях. Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований.

Эмпирические методы построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций. В эмпирических методах существуют две группы — методы наблюдений и методы эксперимента. Первая группа характеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации; вторая предполагает искусственное создание ситуаций, для изучения особенностей поведения системы.

Методы наблюдений могут быть разделены на методы прямого и косвенного наблюдения. Прямое наблюдение — это наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций; косвенное наблюдение — это наблюдение, основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях и дифференциации временного режима наблюдений (выбор специальных отрезков времени).

Мыслительно-логические методы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.

Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере, могут возникнуть продуктивные идеи.

В группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй — структурное, сетевое и матричное моделирование.

Рассмотренные классы интуитивных и формализованных методов схожи по своему составу с экспертными и фактографическими методами. Фактографические методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.

В класс экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика — наука, изучающая продуктивно творческое мышление). Это аналитический метод, суть которого заключается в построении и последующем усечении «дерева поиска» экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, получаемых путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частично не поддается формализации.

Конкретно-предметные методы. Под методологией исследования будем понимать взаимосвязанную совокупность используемых в конкретном исследовании методологических подходов, раскрывающих их принципов, форм и методов исследования, а также основных теоретических положений, в которых на основе этих принципов устанавливаются основные категории и фиксируются определенного вида свойства, отношения и зависимости в изучаемом объекте.

Важное прагматическое значение для исследования имеет классификация методов по источнику информации, поскольку любое исследование основано на использовании некоторой информации и именно имеющаяся информация сужает спектр процедур, а, следовательно, и методов их исследования, которые возможно применить в данной ситуации. Содержание (составляющие) методологии может быть рассмотрено на трех уровнях отображения действительности:

Хотя результаты конкретного исследования обычно отображают действительность на конкретно-предметном уровне, в зависимости от формулировки исследуемой научной проблемы и глубины ее проработки, исследователь вынужден явно или неявно, осознанно или нет, постоянно или время от времени обращаться к более фундаментальным методологическим составляющим: общенаучным, а в наиболее затруднительных для научного исследования ситуациях — и к философско-мировоззренческим.

Существование универсальных принципов и методов научного исследования, характерное для классического методологизма, оспаривается контекстуальным методологизмом, ставящим их в зависимость от контекста исследования, допускающим возможность их применения лишь в определенных ситуациях. Антиметодологизм вообще отрицает правомерность использования методологических соображений при оценке результатов исследований: философско-мировоззренческом; общенаучном; конкретно-предметном.

Можно выделить следующие источники информации о характеристиках (свойствах, отношениях и т. п.) объекта исследования, которые могут быть использованы исследователем при применении того или иного метода:

1) сам объект исследования (социальная система) в своем взаимодействии с внешней средой;

2) другие социальные системы, схожие с объектом исследования;

3) эксперты — специалисты, обладающие полученными в результате своей предшествующей деятельности знаниями об объекте исследования, к которым можно обратиться для получения информации о нем;

4) накопленные во внешней среде и доступные для исследователя знания об объекте исследования, представленные в виде документов (книг, статей, рукописей) чаще всего научного или специального характера;

5) формальные модели исследуемых объектов.

2.4. Методология системного анализа

2.4.1. Системный подход в исследовании социально-экономических процессов

В настоящее время системный подход все шире применяется в управлении и исследовании социально-экономических процессов, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

Система − греческое слово, буквально означает целое, составленное из частей; упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство. В широком смысле системный подход — это не набор каких-либо руководств или рекомендаций для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Сущность системного подхода заключается в исследовании и управлении социально-экономическими и политическими процессами.

В развернутом виде она сформулирована Афанасьевым В.Г., определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве раскрывают сущность системного подхода:

− системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;

− системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;

− системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;

− системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;

− системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

− системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

Если предметом системного исследования является объект, представляющий собой систему, то системные характеристики такого объекта выражаются в результатах исследования.

Системный анализ — это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы.

Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.

Системный анализ характеризуется главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук. Целью системного анализа является полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с получаемым эффектом.

2.4.2. Логические основы системного анализа

Логика это наука о законах, формах и приемах правильного построения мышления, направленного на познание объективного мира. Основные задачи логики — выявление условий достижения истинных знаний, и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: