double arrow

Руководство и лидерство

Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений — формальных и неформальных. Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т. д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.

Лидер и руководитель проходят разные пути выдвижения. Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе навязывается. Так как это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен «сверху». Образно говоря, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же — вектором противоположного направления.

Основные отличия руководства и лидерства можно выразить следующим образом:

— лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель — официальных отношений группы как некоей социальной организации;

— лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство — элемент макросреды;

— лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным, по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе;

— руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

— процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения;

— сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя — более широкая социальная система.

Методы психологического воздействия на персонал.

Социально – психологические методы воздействия на работников представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а так же на социальные процессы, протекающие в них.

Данные методы воздействия основаны на использовании моральных стимулов к труду. К таковым относятся:

· Личный пример;

· Авторитет;

· Профессиональное соревнование.

Основным средством психологического воздействия на коллектив выступает убеждение. В процессе убеждения проявляется всё мастерство менеджера, поскольку ему необходимо учитывать природу человеческого поведения и взаимоотношений, внутренний мир работника и т. д.

В качестве основных форм психолого-социального воздействия используются:

· Планирование социального развития трудовых коллективов;

· Убеждение;

· Профессиональное соревнование в мастерстве;

· Критика и самокритика;

· Производственные совещания.

Менеджер может воздействовать на работника и в неформальной обстановке. Примером такого воздействия можно считать корпоративные вечеринки, на которых менеджер должен не отдыхать, а так работать, чтобы каждый сотрудник остался доволен вечером, при этом особо ценные из них были выделены деликатном образом, чтобы не раздражать остальных, но создать эффект достойной оценки вложенного труда. Это необходимо для стимулирования деятельности остальных.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: