Общая характеристика процедуры наблюдения

Правовой регламент процедуры наблюдения установлен главой IV Закона о несостоятельности (банкротстве) с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении  Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 (ред. от 14.03.2014) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Данная процедура осуществляется в целях:

1) сохранности имущества должника,

2) проведения анализа его финансового состояния,

3) составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. 

По Закону о банкротстве 2002 г. процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой и является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве.

Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой - сохранить его имущество.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением тех случаев, когда дело возбуждается на основании заявления должника, т.е. когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления долж-

ника к производству. 

Законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила. Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации (ст. 225 Закона о банкротстве), или к отсутствующему должнику (ст. 228 Закона о банкротстве).

Кроме того, законом установлены некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников. В частности, согласно п. 1 ст. 178 Закона о банкротстве в ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. не более чем через семь месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в суд. Таким образом, продолжительность наблюдения – семь месяцев. Закон не допускает увеличения срока наблюдения.

Введение процедуры наблюдения влечет возникновение определенных правовых последствий, указанных в ст. 63 Закона о банкротстве:

1) требования кредиторов, кроме текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Закона о банкротстве порядка предъявления требований к должнику. С момента принятия судом заявления о признании должника банкротом, кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке.

Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 23.04.2013 г. по делу № А65-22880/2012[54] отмечается, что суд удовлетворил заявление о признании недействительными сделок по перечислению гражданам денежных средств в счет погашения задолженности по договорам займов, о применении последствий недействительности данных сделок, согласившись с нижестоящими судами, указавшими, что положения абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве прямо устанавливают возможность предъявления требований к должнику после введении процедуры наблюдения исключительно в рамках дела о банкротстве. По смыслу указанной нормы сделки, направленные на исполнение или прекращение иным образом (в том числе путем предоставления отступного и тому подобное) денежных обязательств и требований об уплате обязательных платежей, исполнение которых с введением наблюдения не допускается, являются оспоримыми и могут быть признаны недействительными.

В связи с этим все исковые заявления о взыскании с должника долга, кроме текущих платежей и неразрывно связанных с личностью кредитора обязательств должника-гражданина, поданные в день введения наблюдения или позднее во время любой процедуры банкротства, подлежат оставлению без рассмотрения. Однако рассмотрение таких исковых заявлений и принятие по ним решения по существу само по себе не препятствует в дальнейшем включению соответствующего требования в реестр.

2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Не подлежат приостановлению производства по делам о признании сделок недействительными и другим делам, при рассмотрении которых к должнику

не заявляются требования, связанные со взысканием с него денег.

По этой причине, если исковое заявление о взыскании с должника долга по денежным обязательствам или обязательным платежам, за исключением текущих платежей, было подано до даты введения наблюдения, то в ходе процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления право выбора принадлежит истцу: либо по его ходатайству суд, рассматривающий его иск, приостанавливает производство по делу на основании ст. 143 АПК РФ, либо в отсутствие такого ходатайства этот суд продолжает рассмотрение дела в общем порядке; при этом в силу запрета на осуществление по подобным требованиям исполнительного производства в процедурах наблюдения исполнительный лист в ходе упомянутых процедур по такому делу не выдается. Суд не вправе приостановить по названному основанию производство по делу по своей инициативе или по ходатайству ответчика.

3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в т.ч. снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства. Однако закон устанавливает исключение из общего правила: не приостанавливается исполнение исполнительных документов по делам о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда и о возмещении морального вреда. 

4) запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая). Поскольку участники юридического лица не признаются законом его кредиторами, следовательно, удовлетворение их требований производится только после полного удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества должника по завершении конкурсного производства;

5) запрещается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная ст. 134 Закона о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов. В отношении обязательств, возникающих из финансовых договоров указанный запрет применяется только в части прекращения нетто-обязательств должника. Интересно, что в Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 г. по делу № А68-1057/12[55] отмечается, что должник и кредиторы, в т.ч. налоговые органы, не вправе в случае возбуждения процесса о банкротстве производить зачет сумм налогов. Порядок предъявления требований налоговых органов по обязательным платежам налогоплательщиков, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, и порядок удовлетворения таких требований регулируются исключительно специальными нормами законодательства о банкротстве.

6) не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

7) не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника. 

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

8) срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном Законом о банкротстве. Это означает, что требования кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых по их условиям не наступил, вносятся реестр требований кредиторов. При этом если на сумму основного требования до наступления срока его исполнения не начисляются проценты по условиям обязательства, то размер такого требования уменьшается на сумму процентов, исчисляемых за период с даты введения наблюдения до даты наступления согласованного срока исполнения обязательства исходя из учетной ставки банковского процента на дату введения наблюдения.

Правила определения размера требования могут не применяться судом в случае незначительности периода между введением наблюдения и сроком исполнения обязательства (в частности, если он составляет менее 1 месяца).

9) не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить управляющему и направить в суд перечень имущества должника, в т.ч. имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за 3 года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

10) руководитель должника в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников), к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных вопросов.

Должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц. В этом случае гос регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

Для решения поставленных задач временный управляющий наделяется рядом правомочий. Так, он имеет право: получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок или о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением правил, предусмотренных законом; обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и др.

Введение наблюдения не означает автоматического отстранения руководителя или иных органов управления должника. Они продолжают осуществлять свои полномочия, но с ограничениями, установленными Законом.

Эти ограничения можно разделить на две группы.

1. Закон перечисляет сделки, которые могут совершаться только с письменного согласия временного управляющего, например связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий и др. Перечисленные меры направлены на сохранность имущества должника.

2. Законом установлены вопросы, решение по которым не вправе принимать органы управления должника. Это решения о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц, выходе из состава учредителей и пр.

Если руководитель должника нарушает требования Закона о банкростве, арбитражный суд по ходатайству временного управляющего отстраняет руководителя от должности. Тогда исполнение обязанностей руководителя возлагается на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника – унитарного предприятия, в случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника - на одного из заместителей руководителя должника, в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника.

Необходимость проведения анализа финансового положения должника объясняется тем, что к моменту введения наблюдения еще не достаточно ясно, какова стоимость принадлежащего должнику имущества, является ли должник фактически банкротом, могут ли быть покрыты судебные расходы, расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, может ли быть восстановлена платежеспособность.

Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. № 367[56].

В обязанности временного управляющего входят выявление кредиторов должника, ведение реестра требований кредиторов, уведомление кредиторов о введении наблюдения.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании соответствующего определения арбитражного суда в порядке, установленном ст. 71 Закона о банкротстве.

Важнейшей обязанностью временного управляющего являются созыв и проведение первого собрания кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения.

Временный управляющий определяет дату проведения 1 собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника, иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов.

На первом собрании кредиторов принимаются важнейшие решения, во многом определяющие будущую судьбу должника:

1) о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

2) о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) об определении полномочий, количественного состава и об образовании комитета кредиторов;

5) об определении СРО, требований к кандидатурам арбитражных управляющих и др.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов:

1) принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, либо

2) выносит определение о введении внешнего управления или финансового оздоровления, либо

3) утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, арбитражный суд самостоятельно принимает соответствующее решение или выносит определение. При этом определение о введении финансового оздоровления может быть вынесено, если имеется ходатайство 1) учредителей (участников) должника, 2) собственника имущества должника -унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также 3) третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов, не менее чем на 20%. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения не позднее чем через один месяц, погашение ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение одного года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный суд не связан решением собрания кредиторов. Например, арбитражный суд в определенных Законом случаях (при наличии ходатайства и предоставлении гарантии) может вынести определение о введении финансового оздоровления, хотя первым собранием кредиторов было принято иное решение (п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве).

С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: