Клинический, психологический, параклинический методы исследования психически больных и их значение в распознавании психических заболеваний

1. Методы клинического обследования. Клиническое обследование больных с психическими расстройствами начинается с внимательного изучения деталей поведения больного с того момента, как он вошел в кабинет врача. У больного собирают анамнез, составными разделами которого должны быть: а) наследственность, данные о близких родственниках (по прямой и боковой линии); б) история жизни, включая формирование характера в различные периоды жизни (детство, пубертатный, зрелый возраст, период эволюции), этапы интеллектуального становления, перенесенные заболевания; детально освещаются периоды трудовой деятельности; в) история настоящего заболевания и его динамика.

Анамнез со слов больного обязательно дополняется объективным анамнезом, собранным у родственников, сослуживцев и других лиц, хорошо знающих больного. Вслед за этим больной подвергается тщательному соматическому обследованию. В соматическом статусе отмечается внешний вид больного, состояние его внутренних органов. Неврологическое обследование проводится с такой же тщательностью и последовательностью, как у лиц, страдающих неврологическими заболеваниями и обследующихся у невропатологов. Необходимость этих исследований определяется тем, что ряд психических заболеваний возникает в результате хронического соматического страдания или органического поражения головного мозга и некоторые из них диагностируются при наличии типичных и специфических симптомов. Примером может служить симптом Арджиль-Робертсона и некоторые другие неврологические нарушения, характерные для сифилитического поражения центральной нервной системы. Выраженность вегетативной лабильности имеет большое значение при диагностике ревматического поражения головного мозга. При сосудистых психозах отмечается ряд соматических расстройств, подтверждающих генез заболевания.

При описании психического статуса методически правильно объективно излагать полученные данные, избегая их квалификации. Например, неправильно писать: «У больного галлюцинации и бред преследования». Следует писать: «больной рассказал о том, что слышит голоса внутри головы неприятного содержания. Уверен, что голоса принадлежат его преследователям...» и т.п. При этом важно описать и дополнительные симптомы, свидетельствующие о наличии галлюцинаций и бреда: поведение больного, выражение лица, особенности аффективной сферы и т.д.[1]

Заключительная часть описания осмотра содержит выводы врача о предварительном или, если это достаточно очевидно, окончательном диагнозе с рекомендациями необходимых исследований, организационных и лечебных мер.

2. Методы параклинического обследования. Клинический анализ крови и мочи производится систематически: в первый день поступления, в процессе лечения и по его окончании. Биохимические исследования, позволяющие судить о состоянии основных обменных процессов (белковый, углеводный, минеральный, жировой), также осуществляются до и после лечения.

Исследование спинномозговой жидкости назначается при наличии показаний, т.е. в тех случаях, когда имеется или подозревается органическое поражение центральной нервной системы. Спинномозговая жидкость наиболее часто извлекается путем люмбальной пункции между остистыми отростками III и IV или IV и Vпоясничных позвонков.

Процедура люмбальной пункции у больны с психическими расстройствами не отличается тот аналогичной процедуры при неврологических заболеваниях, и описана в курсе неврологии. Во время пункции измеряется давление спинномозговой жидкости (в норме оно составляет 120-180 мм водяного столба в лежачем положении и от 200 до 400 мм – в сидячем положении больного). Повышение давления ликвора служит признаком органического поражения центральной нервной системы.

3. Психологические методы обследования. В качестве метода, дополняющего клинико-психопатологическое обследовании больных с психическими расстройствами в статике и динамике используются основы патопсихологии, нашедшей свое развитие в трудах многих отечественных патопсихологов. Методики составлены из серии экспериментальных задач, позволяющих уточнить глубину и характер нарушений различных сторон психической деятельности. Методы классификации предметов, исключения из группы родственных предметов, предмета, с ними не связанного, исследование понимания переносного смысла пословиц и поговорок, сравнение и определение понятий, метод опосредованного запоминания используются для выявления интеллектуальных расстройств. Для исследования эмоционально-волевых нарушений и процесса внимания применяются метод установления уровня притязаний, проба Крепелена, корректурная проба и другие методики. Ассоциативный эксперимент, описываемый в разделе, посвященном исследованию высшей нервной деятельности, позволяет получить важные данные, касающиеся как эмоциональной, так и интеллектуальной сфер. Психологические исследования проводятся в отдельном кабинете, при исключении посторонних раздражителей, которые могут искажать результат. Оценка полученных данных проводится специалистом-патопсихологом в обязательном сочетании с данными клиники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: