Тема 8. Конкурсное производство в деле о банкротстве

Вопросы лекции:

1. Общая характеристика процедуры конкурсного производства

2. Правовой статус конкурсного управляющего

3. Конкурсная масса

4. Расчеты с кредиторами

Литература:

Алексеева Е.В. Правовые проблемы несостоятельности (банкротства) юридических лиц: учебное пособие– СПб: СЗИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2015.  

Банкротство физических лиц. Часть I. Основные изменения в законодательстве о несостоятельности (постатейный) / А.Р. Агишева, И.А. Аксенов, О.А. Гревцова и др.; под ред. В.А. Гуреева. М.: Редакция "Российской газеты", 2015. Вып. 19. 176 с.

Банкротство физических лиц. Часть II. Изменения в уголовном, гражданском, административном законодательстве и другие (постатейный) / А.Р. Агишева, И.А. Аксенов, О.А. Гревцова и др.; под ред. В.А. Гуреева. М.: Редакция "Российской газеты", 2015. Вып. 20. 128 с.

Банкротство хозяйствующих субъектов: учебник для бакалавров / Я.О. Алимова, Н.Н. Викторова, С.С. Галкин и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Е.Е. Енькова. Москва: Проспект, 2016. 336 с.

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2014.

Гришаев С.П., Овчинникова А.В. Эволюция правового регулирования института банкротства // СПС КонсультантПлюс. 2014.

Дорохина Е.Г. Правовое регулирование управления в системе банкротства // СПС КонсультантПлюс. 2009.

Иванов А.А. Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Избранные постановления за 2005 год с комментариями / под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2010. 583 с.

Иванов А.А. Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Избранные постановления за 2004 год с комментариями / под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2007. 502 с.

Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М.: Волтерс Клувер, 2008. 568 с.

Карпенко В.М. Банкротство страховых организаций в России и ЕС // СПС КонсультантПлюс. 2010.

Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. 776 с.

Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Т.М. Жукова, А.А. Кирилловых и др.; под ред. Е.А. Рыбасовой. М.: Юстицинформ, 2011. 624 с.

Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов в деле о банкротстве. М.: Волтерс Клувер, 2010. – 208 с.

Кравчук Е.В. Фиктивность (преднамеренность) банкротства в России. М.: Юстицинформ, 2013. 160 с.

Кузнецов А.П. Банкротство застройщика: теория и практика защиты прав граждан - участников строительства. М.: Статут, 2015. 96 с.

Кузнецов С.А. Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): монография. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 304 с.

Минина А.И. Арбитрабильность: теория и практика международного коммерческого арбитража. М.: Инфотропик Медиа, 2014. 128 с.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) / С.Е. Андреев, В.В. Витрянский, С.А. Денисов и др.; под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003. 1037 с.

Несостоятельность (банкротство): научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения / В.В. Витрянский, В.В. Бациев, А.В. Егоров и др.; под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2010. 336 с.

Новоселов Е.В. Банкротство: путеводитель по принятию решений. – М.: Юстицинформ, 2014. – 104 с.

Попондопуло, В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование [Текст]: научно-практическое пособие / В. Ф. Попондопуло. - М.: Проспект, 2012

Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: избранные постановления за 2009 год с комментариями / под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2012. 510 с.

Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: избранные постановления за 2007 год с комментариями / под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2012. 524 с.

Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: избранные постановления за 2008 год с комментариями / Т.К. Андреева, И.В. Антонов, В.В. Бациев и др.; под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2012. 462 с.

Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / В.В. Витрянский, С.А. Денисов, А.Л. Новоселов и др.; под ред. Л.А. Новоселовой, М.А. Рожковой; Иссл. центр частного права. М.: Статут, 2010. Вып. 11. 292 с.

Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / Т.К. Андреева, В.В. Витрянский, С.А. Денисов и др.; под ред. Л.А. Новоселовой, М.А. Рожковой. М.: Статут, 2007. Вып. 2. 261 с.

Пустовалова Е.Ю. Судьба требований кредиторов при банкротстве должника. М.: Статут, 2003. 270 с.

Суворов Е.Д. Банкротство в практике нового Верховного Суда РФ за первый год работы (2014 - 2015): акты и комментарии. М.: Статут, 2016. 368 с.

Ткачев В.Н. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2012. 255 с.

Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. 368 с.

Шарапов В.В. Защита инвестиций в новостройки // СПС КонсультантПлюс. 2014.

Шишмарева Т.П. Институт несостоятельности в России и Германии. М.: Статут, 2015. 332 с.

Шишмарева Т.П. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и практика его применения: учебное пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих. М.: Статут, 2015. 416 с.

Эминов Е.В., Логвинов Ю.В., Бронников С.А. Квалификация экономических преступлений по уголовному законодательству. М.: НОРМА, 2006. 96 с.

 

Конкурсное производство – это ликвидационная, конечная стадия развития конкурсных отношений, когда о спасении должника речь не идет, в результате проведения которой прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина. В принципе данная процедура представляет собой специальную форму ликвидации, используемую для соразмерного удовлетворения требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.

По статистике конкурсное производство является наиболее распространенной процедурой несостоятельности (банкротства). Так, по данным ВАС РФ, количество решений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства составляет: в 2008 г. – 13916, в 2009 г. – 15473, в 2010 г. – 16009, в 2011 г. – 12794, в 2012 – 14072. Эти показатели во много раз превышают данные о количестве иных процедур. К примеру, количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления/ внешнего управления, составляет соответственно: в 2008 г. – 48/579, в 2009 г. – 53/604, в 2010 г. – 91/908, в 2011 г. – 94/986, в 2012 г. – 92/922[61].

По справедливому указанию В.Ф. Попондопуло, именно конкурсное производство, а также его упрощенные разновидности: процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника, - являются процедурами банкротства. Остальные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) не являются в точном смысле слова процедурами банкротства, так как применяются к должнику, не признанному банкротом»[62].

Конкурсное производство – это система мероприятий по ликвидации юридического лица или распределению имущества физического лица, применяемая к должнику, признанному решением суда несостоятельным (банкротом), осуществляемая под контролем арбитражного суда и кредиторов, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет реализации всего имущества должника.

Его цель – за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной законом очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга.

Конкурсное производство характеризуется ликвидационной сущностью. Вместе с тем, согласно п.1 ст. 146 Закона о банкротстве, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у управляющего появились достаточные основания, в т.ч. основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение одного месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Следовательно, в результате осуществления конкурсного производства цель самого процесса банкротства может получить восстановительную направленность.

Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Только с момента вынесения судом решения о банкротстве должник может быть назван «банкротом». 

Срок конкурсного производства – 6 месяцев, но он может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев (п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве). Срок, на который первоначально вводится конкурсное производство, указывается в решении о признании должника банкротом и исчисляется с даты принятия такого решения (а в случае отдельного объявления его резолютивной части - с даты ее объявления).

Само по себе истечение срока конкурсного производства не влечет ни завершения конкурсного производства, ни прекращения полномочий конкурсного управляющего, который продолжает сохранять свои полномочия, в том числе по распоряжению имуществом должника (включая право распоряжаться счетом должника).

При определении или продлении срока конкурсного производства суд одновременно назначает судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства; в случае продления срока новый срок начинает исчисляться с даты окончания прежнего. 

Следует учитывать, что Закон о банкротстве не содержит требования об обязательном опубликовании и включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информации о продлении срока конкурсного производства.

В исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства, в частности, если это необходимо для реализации имущества должника, завершения расчетов с кредиторами или для рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Как показывает судебно-арбитражная практика, чаще всего основанием продления срока конкурсного производства является принятие мер к поиску и возврату имущества должника. 

Правовые последствия введения конкурсного производства следующие.

Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, даже если срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.

Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. По мнению отдельных авторов, это относится к кредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, т.е. ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций.

В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны и перечень сведений, ее составляющих, определены ст. 139 ГК РФ и положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»[63].

Статья 139 ГК РФ содержит определение коммерческой тайны: это информация, имеющая реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам при отсутствии к ней свободного доступа на законном основании и принятии обладателем мер к охране ее конфиденциальности.

В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам.

В-пятых, прекращается исполнение по исполнительным документам, в т.ч. по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, Например, меры по обеспечению требований кредиторов действуют до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. В данной ситуации арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе налагать новые аресты на имущество должника, а также вводить иные ограничения по распоряжению его имуществом.

В-шестых, с момента открытия конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в его рамках. Исключение устанавливается для текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности.

В-седьмых, суд утверждает конкурсного управляющего, а также осуществляется обязательная публикация сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В-восьмых, с момента принятия судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руководителя, если на стадии наблюдения и финансового оздоровления и в период внешнего управления отстранения руководителя должника от занимаемой должности произведено не было (п. 2 ст. 98 Закона о банкротстве). В связи с открытием конкурсного производства прекращаются и полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Более того, конкурсный управляющий вправе увольнять работников, в т.ч. руководителя юридического лица, в порядке и на условиях, установленных ТК РФ. Однако, положения абз. 3 п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве свидетельствуют о наличии у управляющего некого процессуального права на исполнение такого императивного указания. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда (далее – ФАС) Северо-Кавказского округа от 13.08.2010 г. по делу № А63-6669/2009[64] суд разъяснил, что сохранение должности заместителя генерального директора должника в период конкурсного производства является нарушением ст. ст. 126 и 129 Закона о банкротстве. При этом суд отклонил довод о том, что в силу ст. 129 конкурсный управляющий вправе, но не обязан увольнять работников должника, в том числе руководителя должника.

Вместе с тем, как отмечается в материалах судебной практики обязанность конкурсного управляющего в определенный срок уволить работников должника Закона о банкротстве не установлена. В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.01.2012 г. по делу № А45-808/2009 отмечается, что арбитражный суд не согласился с позицией АКБ «Банк Москвы» – конкурсного кредитора должника, в соответствии с которой действия конкурсного управляющего, в том числе выплата в период конкурсного производства заработной платы отстраненному руководителю должника, переведенному на должность исполнительного директора, сохранение штатной единицы заместителя генерального директора, являются незаконными. При этом в решении было указано следующее: «принимая во внимание, что ОАО «Новосибхолод», являясь опасным производственным объектом, продолжало свою хозяйственную деятельность в период конкурсного производства… наличие штатной единицы исполнительного директора соответствует целям конкурсного производства, и у конкурсного управляющего не было оснований для увольнения заместителя генерального директора на первоначальном этапе конкурсного производства… В соответствии со статьей 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий вправе привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника. В рассматриваемом случае конкурсный управляющий, с учетом объема мероприятий конкурсного производства, количества работников, принадлежащего должнику имущества, специфики работы, реализовал свои права, привлек иное лицо и оплатил его деятельность, то есть действовал правомерно».

Стоит отметить, что полномочия конкурсного управляющего всегда шире, чем полномочия органов управления должника, поскольку в отличие от последнего он не ограничен положениями устава организации. Законодатель наделяет его правом использовать все нужные меры, в т.ч. обращаться в арбитражный суд от имени должника для защиты интересов последнего тогда, когда он является кредитором. 

Обращает на себя внимание тот факт, что прекращение полномочий собственника не означает прекращения права собственности, которое существует до появления нового собственника. С даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются также полномочия органов управления должника, за исключением тех органов, которые уполномочены принимать решения о заключении крупных сделок, а также о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом (третьими лицами) для исполнения обязательств должника.

Закон устанавливает, что опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

- наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, ИНН);

- наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;

- дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- дата закрытия реестра требований кредиторов;

- адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику;

- сведения о конкурсном управляющем и соответствующей СРО.

Данные сведения направляются конкурсным управляющим для опубликования не позднее десять дней с даты его утверждения (ст. 128 Закона о банкротстве).

Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Утверждение конкурсного управляющего осуществляется в общем порядке, предусмотренном для утверждения арбитражного управляющего.

Собрание кредиторов принимает решение о введении конкурсного производства и об утверждении СРО, из числа членов которой будет утвержден конкурсный управляющий большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов.

Об утверждении конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение. Данное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Впоследствии конкурсный управляющий может быть освобожден (к примеру, по его личному заявлению) либо отстранен от исполнения своих обязанностей (на основании ходатайства собрания (комитета) кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей; в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей и т.д.).

Одновременно с освобождением или отстранением конкурсного управляющего суд утверждает нового управляющего в порядке, предусмотренном ст. 127 Закона о банкротстве.

С момента утверждения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

Права и обязанности конкурсного управляющего, которыми он обладает в рамках конкурсного производства, включают в себя права и обязанности, определенные уставными положениями в отношении органов управления организации-должника, а также специальные права и обязанности, установленные Законом о банкротстве. Вместе с тем, по мнению некоторых авторов, «даже гипотетически конкурсный управляющий не может обладать всеми правами органов управления должника. Например, не может он принять решение об открытии филиала или представительства юридического лица – банкрота»[65].

Конкурсный управляющий обладает большим объемом полномочий, которые можно разделить на четыре группы:

1) правомочия конкурсного управляющего по распоряжению имуществом должника;

С момента утверждения арбитражным судом конкурсный управляющий становится единственным полномочным представителем всего имущества должника, которое находится на балансе предприятия или у третьих лиц к моменту открытия конкурсного производства.

Более того, ранее действовавшие органы управления должника в течение трех дней с момента утверждения конкурсного управляющего должны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей. Управляющий вправе потребовать предоставления информации о месте нахождения отсутствующего имущества у материально ответственных лиц должника.

Например, согласно п.2 ст. 129 Закона о банкротстве управляющий принимает в ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию.

Согласно п. 1 ст. 130 Закона о банкротстве для осуществления инвентаризации и оценки имущества должника управляющий имеет право привлекать специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной порядок не установлен собранием (комитетом) кредиторов. По общему правилу, оценка имущества должника проводится независимым оценщиком, кроме движимого имущества, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее чем 100 тыс. руб.

Если речь идет о должнике - унитарном предприятии или акционерном обществе, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, то согласно п. 2 ст. 130 Закона о банкротстве отчет оценщика об оценке указанного имущества должника направляется конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков. В данном случае речь идет о Росимуществе.

Однако полномочия конкурсного управляющего всегда шире, чем полномочия органов управления должника, поскольку конкурсный управляющий не ограничен положениями, которые установлены уставом должника для его руководителей. Так, например, арбитражный суд признал правомерными действия конкурсного управляющего, которые выходили за пределы полномочий, установленных уставом акционерного общества для его руководителя при отчуждении имущества должника, так как признал, что полномочия арбитражного управляющего определены Законом о банкротстве и включают в себя право распоряжения имуществом без ограничений, установленных для руководителя организации-должника. В подобных случаях не применяются и ограничения по распоряжению недвижимым имуществом, установленные п. 2 ст. 295 ГК РФ[66].

Конкурсный управляющий вправе принять необходимые меры, в т.ч. путем обращения в суд от имени должника, для защиты его интересов в тех правоотношениях, в которых он является кредитором (конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и т.д.).

Если несостоятельность юридического лица была вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для него указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Требования о применении субсидиарной ответственности могут быть предъявлены конкурсным управляющим только в случаях, установленных законодательством, например, 1) в отношении полных товарищей в полных и коммандитных товариществах при недостаточности имущества товарищества для удовлетворения всех требований кредиторов, 2) в отношении руководителя должника, членов ликвидационной комиссии, не подавших в течение месяца после возникновения такой необходимости заявления о банкротстве должника в арбитражный суд).

Объем субсидиарной ответственности определяется как разница между размером имущества должника (т.е. суммой средств, вырученных от его реализации) и суммой требований кредиторов.

2) правомочия конкурсного управляющего по формированию конкурсной массы;

Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся у него на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

Таким образом, конкурсная масса состоит из двух относительно обособленных частей:

- в первую часть включается имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании и распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства;

- во вторую часть составляет имущество, выявленное в ходе конкурсного производства.

В соответствии с законом не все имущество должника включается в конкурсную массу: в нее включается только то имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Прежде всего, изымается имущество, находящееся в пользовании должника, но не принадлежащее ему:

а) арендованное имущество или находящееся у должника на ответственном хранении;

б) личное имущество работников предприятия, кроме имущественных вкладов участников юридических лиц.

Из оставшегося имущества исключаются изъятое из оборота имущество, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности (п. 2 ст. 131 Закона о банкротстве).

При наличии у должника изъятого из оборота имущества конкурсный управляющий обязан уведомить об этом собственника такого имущества. В свою очередь собственник обязан в течение 6 месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего либо принять это имущество, либо закрепить за другим лицом. В случае неисполнения собственником данной обязанности по истечении 6-месячного срока все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника.

К социально значимым объектам закон относит дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения. Эти объекты продаются путем проведения торгов в форме конкурса, обязательным условием которого является обязанность покупателя соблюдать целевое назначение данных объектов. Средства, полученные от продажи, поступают в конкурсную массу. В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия социально значимых объектов конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о понуждении органа местного самоуправления к принятию объектов. Впоследствии по истечении месяца с даты получения такого уведомления все расходы на содержание данных объектов возлагаются на соответствующие муниципальные образования.

Конкурсный управляющий обладает также полномочиями, направленными на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, а также иными полномочиями, направленными на увеличение конкурсной массы, в частности правом предъявления исков о признании недействительными сделок, совершенных должником (ст. ст. 166 - 181 ГК РФ), об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником (гл. 29 ГК РФ), и др.

При наличии дебиторской задолженности предприятия-должника конкурсный управляющий вправе включить в конкурсную массу и выставить на открытые торги не только имущество, но и права требования должника, если иной порядок продажи (уступки) таких прав не установлен кредиторами (например, путем возмездной уступки прав требования третьим лицам в порядке, предусмотренном в ст. 382 - 390 ГК РФ).

Между тем такой способ реализации имущества должника рассматривается как исключительный и применяется только в случаях, когда отсутствует реальная возможность реализовать эти права путем предъявления требования к лицам, выступающим должниками в соответствующих обязательствах.

Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Права требования реализуются в порядке их уступки. Не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

При формировании конкурсной массы конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. При проведении инвентаризации устанавливается фактическое наличие имущества, оно сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств организации.

Инвентаризации подлежит все фактически находящееся у должника имущество, а не только указанное в бухгалтерских документах, а именно:

1) основные средства (земельные участки и объекты природопользования, здания, машины, оборудование, незавершенное строительство);

2) оборотные запасы и активы (сырье, материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, незавершенное производство, готовая продукция);

3) нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки и знаки обслуживания);

4) финансовые вложения (инвестиции в дочерние и зависимые общества, в другие организации, собственные акции, выкупленные у акционеров, предоставленные займы другим организациям);

5) дебиторская задолженность;

6) денежные средства (расчетные и валютные счета, прочие средства).

Инвентаризация имущества должника является основанием для оценки

имущества должника, под которой следует понимать определение стоимости принадлежащего должнику имущества. Для этого конкурсный управляющий вправе привлекать независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов. Оценщик должен определить ликвидационную стоимость имущества, в том числе финансовых вложений и нематериальных активов.

Ликвидационная стоимость объекта – это денежная сумма, которую продавец может получить при ликвидации предприятия и раздельной продаже его активов (на практике обычно определяется на основе рыночной стоимости активов за вычетом расходов, связанных с подготовкой к реализации и реализацией данных активов в рамках конкурсного производства).

Заключительный этап формирования конкурсной массы – это разделение имеющегося у должника имущества на лоты, их реализация и суммирование полученных денежных средств на единственном счете должника. Разделение имущества на лоты производит конкурсный управляющий исходя из цели получения наибольшей выручки, т.к. сохраняются производственные структуры предприятия, способные в будущем выпускать различную продукцию. К примеру, помещения, расположенные в одном здании, могут быть включены в различные имущественные лоты и проданы по отдельности.

Возможна продажа предприятия как единого имущественного комплекса, когда отчуждаются все виды имущества, предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. При этом покупатель приобретает предприятие в чистом виде, без долгов. Уплачиваемая в этом случае цена будет гораздо ниже, чем цена при покупке аналогичного предприятия, но без применения к нему конкурсного производства. Данное положение делает более привлекательным приобретение предприятия-должника как единого имущественного комплекса.

Порядок продажи предприятия-должника при конкурсном производстве аналогичен порядку, установленному ст. 139 Закона о банкротстве в отношении продажи предприятия-должника при внешнем управлении (ст. 110). Но правовой статус должника при внешнем управлении и конкурсном производстве различен, следовательно, ряд положений ст. 139 Закона о банкротстве не могут применяться при продаже предприятия-должника в конкурсном производстве. Например, при внешнем управлении порядок и сроки продажи предприятия-должника включаются в план внешнего управления. Однако данное положение неприменимо к конкурсному производству ввиду отсутствия такого плана в данной процедуре.

Предложения конкурсного управляющего о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника подлежат обязательному утверждению собранием (комитетом) кредиторов (п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве). 

Реализация имущества происходит на открытых торгах, если собранием или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества. Имущество должника, являющееся ограниченно оборотоспособным, может быть продано только на закрытых торгах, в которых участвуют лица, обладающие правом иметь в собственности или ином вещном праве эти предметы (к примеру, вооружение, боеприпасы, яды, наркотические вещества и т.д.).

Некоторые ограничения в отношении возможных покупателей имущества должника установлены Закона о банкротстве. В частности, земельные участки, принадлежащие сельскохозяйственной организации либо крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в случае их банкротства могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.

Для проведения торгов конкурсный управляющий вправе либо прив-

лечь специализированную организацию, обладающую лицензией на осуществление данного вида деятельности, либо самостоятельно выступить в качестве организатора торгов.

В последнем случае конкурсный управляющий производит следующие действия:

1) образует аукционную комиссию из доверенных лиц и утверждает ее состав;

2) устанавливает начальную цену реализуемого имущества, а также условия конкурса в случае его проведения;

3) определяет размер, срок и условия внесения задатка претендентами, условия договора о задатке, а также заключает этот договор в порядке, предусмотренном ст. 428 ГК РФ;

4) организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении аукциона;

5) утверждает протокол аукционной комиссии об итогах аукциона;

6) заключает с победителем аукциона договор купли-продажи имущества;

7) возвращает внесенные задатки остальным участникам аукциона;

8) организует подготовку и публикацию информационного сообщения об итогах аукциона;

9) обеспечивает передачу имущества покупателю и осуществляет необходимые действия, связанные с переходом прав собственности на него.

Торги проводятся в форме либо аукциона, либо конкурса в порядке, предусмотренном в ст. ст. 447 - 449 ГК РФ. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия.

Имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги или реализуется конкурсным управляющим на основании договора купли-продажи, заключаемого без проведения торгов. 

Параллельно с процессом формирования конкурсной массы осуществляется процесс выявления требований кредиторов, подлежащих удовлетворению из денежных средств, полученных от продажи имущества должника.

Конкурсный управляющий ведет реестр требований кредиторов, переданный ему соответственно временным, административным или внешним управляющим.

В настоящее время ведение реестра может осуществляться не только самим управляющим, но и реестродержателем, статус которого определен п. 1 ст. 16 Закона о банкротстве. В качестве реестродержателей выступают профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов. Все требования, вносимые в реестр, рассматриваются судом, который должен установить, к какой очереди относится это требование и в каком порядке оно должно удовлетворяться. По общему правилу ни конкурсный управляющий, ни реестродержатель не имеют права вносить изменения в реестр.

Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить свои претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о несостоятельности. По истечении данного срока реестр требований кредиторов закрывается. Восстановление двухмесячного срока, установленного для закрытия реестра, законодательством не предусмотрено.[67]

По общему правилу требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра, удовлетворяются лишь в том случае, если у должника осталось какое-либо имущество, за исключением требований кредиторов первой и второй очереди, заявленных до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра, а также требований кредиторов третьей очереди, установленных судом после начала погашения требований кредиторов третьей очереди (п. п. 5, 6 ст. 142 Закона о банкротстве).

После закрытия реестра конкурсный управляющий начинает производить расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной действующим законодательством (ст. 134 Закона о банкротстве).

Необходимо учитывать, что очередность, установленная указанной нормой Закона о банкротстве, отличается от той, которая предусмотрена ст. 64 ГК РФ.

Согласно разъяснению, данному в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 8.04.2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», изменение очередности удовлетворения требований кредиторов при несостоятельности должника не затрагивает установленную п. 1 ст. 64 части первой ГК РФ очередность удовлетворения требований при ликвидации юридических лиц, не связанной с банкротством[68].

В частности, вне очереди за счет конкурсной массы подлежат погашению требования кредиторов по текущим платежам, т.е. по платежам по обязательствам, возникающим в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом. При этом в указанной группе требований также установлена очередность их удовлетворения следующего характера:

- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с Законом является обязательным, в т.ч. с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в т.ч. о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц;

- в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, их можно назвать «внереестровыми» требованиями.

Как отмечается в ст. 5 Закона о банкротстве, кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Соответственно, кредиторы по текущим платежам не имеют права на подачу заявления о признании должника банкротом (ст. 11 Закона о банкротстве), на участие в собрании кредиторов с правом голоса (ст. 12 Закона о банкротстве) и, соответственно, не могут участвовать в избрании комитета кредиторов или лично участвовать в принятии решений, отнесенных Законом к компетенции собрания кредиторов должника (комитета кредиторов).

Внереестровые требования, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

Если прекращение деятельности организации-должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий. Этот вид расхода не является текущим, но также может характеризоваться как внереестровый.

В п.4 ст. 134 Закона о банкротстве определены три реестровых очереди:

- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, а также расчеты по иным установленным Законом требованиям. 

Следует отметить, что на практике встречаются ситуации, когда происходит неверное толкование нормы, определенной абз.1 п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве: определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2010 г. в отношении ООО «Русско-Балтийское страховое общество» (далее – должник) введена процедура банкротства – наблюдение. В рамках указанной процедуры В.Н. Мастеров обратился с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 165 197 руб. с отнесением в первую очередь удовлетворения. В обоснование требования он представил вступившее в законную силу решение Куйбышевского районного суда города Санкт-Петербурга от 27.10.2009 г. по делу № 2-2679/2009, на основании которого с должника в пользу кредитора взыскано 167 977 руб. страхового возмещения и 3 220 руб. расходов по госпошлине. Решением от 11.11.2010 г. ООО «Русско-Балтийское страховое общество» признано банкротом, в отношении его открыто конкурсное производство. Определением от 28.02.2011 г. предъявленное требование В.Н. Мастерова признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов должника с отнесением в третью очередь удовлетворения. В апелляционной жалобе Мастеров В.Н. просил указанное определение изменить, заявленное требование включить в первую очередь удовлетворения требований кредиторов. В обоснование жалобы ее податель сослался на то, что в период действия заключенного между ним и должником договора страхования от 20.11.2008 г., имело место страховое событие, в результате которого ему, В.Н. Мастерову, был причинен вред здоровью, в связи с чем, взысканная по решению суда сумма страхового возмещения с учетом положений абз. 1 п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве является задолженностью, которая подлежит отнесению к первой очереди удовлетворения требований кредиторов. Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были отклонены судом как основанные на неверном толковании норм права, поскольку в первоочередном порядке путем капитализации соответствующих повременных платежей в ходе дела о банкротстве подлежат удовлетворению требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, т.е., когда обязанность возместить вред возлагается на гражданина, либо юридическое лицо на основании норм гл. 59 ГК РФ. В данном случае должник не является лицом, ответственным за причиненный вред здоровью В.Н. Мастерова, денежное обязательство возникло не из деликтного обязательства, а из гражданско-правовой сделки (договора страхования), а, следовательно, обоснованно включено судом первой инстанции в третью очередь удовлетворения требований кредиторов[69].

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. При определении размера требований, удовлетворяемых в рамках данной очередности, необходимо принимать во внимание как непогашенную задолженность, имеющуюся на момент принятия судом заявления о признании должника банкротом, так и задолженность, образовавшуюся после принятия указанного заявления, а также проценты за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других причитающихся работнику выплат в размере и порядке, которые устанавливаются трудовым законодательством;

- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

Там же, в п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве предусмотрено, что после расчетов с кредиторами третьей очереди совершаются расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной на основании п. 2 ст. 61.2 «Оспаривание подозрительных сделок должника» и п. 3 ст. 61.3 «Оспаривание сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами». 

Важно также обратить внимание на особый порядок, в котором удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Они учитываются в реестре отдельно в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются за счет стоимости предмета залога по правилам, установленным ст. 138 Закона о банкротстве, из положений которого следует, что преимущественное право залоговых кредиторов не применяется, а используется специальный порядок распределении средств.

Также следует отметить ряд принципиальных моментов:

1) требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных для удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника.

2) при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, включенных в реестр требований кредиторов.

3) требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося имущества.

4) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. К числу погашенных относятся также требования кредиторов, которые были отклонены конкурсным управляющим и не оспорены кредиторами или которые были признаны арбитражным судом необоснованными.

4) иные правомочия конкурсного управляющего при проведении конкурсного производства.

Так, конкурсный управляющий обязан уведомить работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с ТК РФ. Вместе с тем в Законе о банкростве содержится положение, согласно которому при продаже предприятия все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

На практике, как правило, существуют два способа перехода работников от предприятия-продавца к предприятию-покупателю.

Во-первых, это перевод согласно п. 5 ст. 77 ТК РФ. При этом работник увольняется в порядке перевода с предприятия-банкрота и сразу же принимается в порядке перевода на новое предприятие, ставшее собственником имущества банкрота.

Второй способ - увольнение работника с предприятия-банкрота с одновременным приемом работника на тех же условиях и в той же должности на предприятие - покупатель имущественного комплекса.

В рамках конкурсного производства возможна передача социально значимых объектов соответствующему муниципальному образованию. При такой передаче происходит смена собственника. В этом случае в соответствии с ч. 5 ст. 75 ТК РФ трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Иными словами, работники данных объектов не могут быть уволены по инициативе конкурсного управляющего. Муниципальное образование как новый собственник будет впоследствии самостоятельно решать все кадровые вопросы.

Закон о банкротстве в ст. 146 закрепляет возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению. Такой переход возможен только при определенных условиях, а именно:

1) если ранее в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление и (или) внешнее управление;

2) если в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

3) если собрание кредиторов принимает решение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению; причем данное собрание должно быть созвано в течение 1 месяца с момента выявления обстоятельств, позволяющих предполагать восстановление платежеспособности; решение должно быть принято большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов и не погашены на дату проведения такого собрания;

4) если у должника есть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Последствия прекращения конкурсного производства и перехода к внешнему управлению:

- прекращаются ограничения органов управления должника, предусмотренные рамками конкурсного производства;

- открывается реестр требований кредиторов;

- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства, считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению;

- требования кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых

не наступил на момент открытия конкурсного производства, также считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению;

- требования, удовлетворенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными и не подлежат восстановлению и т.д.

Дискуссионными на сегодняшний день являются ряд вопросов, относящихся к судьбе неликвидного имущества. 

Закон о банкротстве допускает возможность передачи органам местного самоуправления неликвидного имущества только при наличии следующих условий, взятых в их совокупности:

- при отказе кредиторов от принятия имущества, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, для погашения своих требований;

- при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия о правах на указанное имущество;

- при отсутствии заявлений учредителей (участников) должника также о правах на указанное имущество.

В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия неликвидного имущества конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанного имущества (п. 3 ст. 148 Закона о банкротстве).

Следует заметить, что Закон о банкротстве предоставляет органу местного самоуправления возможность направить конкурсному управляющему протокол разногласий не позднее чем через 14 дней с даты получения уведомления.

При отклонении данного протокола конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

Суду предоставляется не более двух недель для рассмотрения возник-

ших разногласий, поскольку не позднее чем через 30 дней с даты получения уведомления орган местного самоуправления обязан принять данное имущество и нести все расходы по его содержанию. 

Серьезная практическая проблема заключается также в том, что закон не отвечает на вопрос о порядке передачи кредиторам в счет погашения долга неликвидного имущества.

Конкурсное производство завершается после окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим.

При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение должно быть в 5-дневный срок представлено в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника – юридического лица (п. 2 ст. 149 Закона о банкротстве).

Конкурсное производство считается завершенным с момента внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: