Развитие мышления основа речевых упражнений

Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выра­жении. По мнению Л. Выготского, внешняя речь — это процесс превращения мысли в слова, ее материализация. Психологической основой речи служит мысль, поэтому и условием речевого разви­тия является обогащение мысли. Лишь на основе сформированности системы понятий и развитости умственных действий возмож­но успешное становление речи.

Однако и понятийное мышление не может успешно развиваться без языкового материала, без речевого оформления и выражения. В отвлеченном мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям. Понятия же обозначаются словами (или словосочетаниями), следо­вательно, в слове понятие обретает необходимую для общения оболочку.

Точное понимание смысла слова, обозначающего понятие, уме­ние быстро, в доли секунды выбрать нужное слово, соединить его не только по смыслу, но и грамматически с другими словами, позволяет человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить, осу­ществлять понятийное (речевое) мышление.

Наблюдается обратное воздействие речи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, строй­ности, последовательности самой мысли. Овладение языком — за­пасом слов и грамматической системой, позволяющей выстраивать эти слова в предложения и тексты, — создает предпосылки для совершенствования мысли, для развития мышления.

Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. По­мимо логического, понятийного (речевого) мышления существует также наглядно-образное и конкретно-действенное мышление. Пос­ледние два вида чаще всего обходятся без речи. Но все виды мыш­ления обычно совмещаются.

С другой стороны, разнообразие форм языка, их вариативность, синонимия позволяют одну и ту же мысль выразить различными словами и структурами.

Речь служит основным средством изучения мышления; уровень развития речи является важнейшим критерием мыслительного раз­вития.

Речь неотрывна от мышления, развивается на основе мышле­ния, поскольку с ее помощью оформляется, реализуется мысль.

Разрабатывая речевые упражнения, ориентируются на опреде­ленные умственные операции: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, выделение признаков, обобщение, конкретизацию и т.д.

Лучшим материалом для выработки логических умений явля­ются природа, деятельность людей, учебный материал и т.п. Для развития же речи очень полезен вопрос учителя, требующий дока­зательств и раскрытия причинно-следственных отношений: «Поче­му?».

Важнейший источник речевых упражнений — сама жизнь, все то, что окружает детей. В связи с этим особенно ценно организо­ванное наблюдение. Материал, собранный в наблюдениях, исполь­зуется для словарных упражнений и для составления предложений, рассказов, сочинений. Соединение материала наблюдений и мате­риала, почерпнутого из книг, служит средством развития мышле­ния и речи.

Наблюдение часто предполагает выделение существенных и несущественных признаков. В тренировочных целях учащимся предлагается указывать признаки предметов, связанные с размером, цветом, формой, весом, способом передвижения или использования и пр.

Приведем примеры упражнений, направленных на выделение признаков.

1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе арбуза?

2. Укажите признаки солнца, луны, звезды, лампы. Укажите их общий признак.

3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, теплый, пушистый; высокий, стройный, красивый.

4.О ком (или о чем) можно сказать: высокий — низкий, белый — черный, едят — пьют?

5.    Назовите общие признаки: вороны и скворца; весны и осени; стола и стула.

6.    Укажите несколько признаков какого-либо предмета. Какой из них самый главный?

К.Д. Ушинский писал, что все в мире человек узнает не ина­че, как через сравнение. Сравнивать — это значит устанавливать сходство и различия между предметами и явлениями. Сравнение возможно лишь при условии, что школьники уже умеют выделять признаки предметов и отличают существенные признаки от несущественных, так как сравнивать можно лишь по существенным признакам.

При составлении заданий на сравнение нужно учитывать сле­дующие требования:

1) сравнивают только такие предметы и явления, между кото­рыми есть что-то общее;

2) сравнение должно быть целенаправленно, т.е. указывается, по каким признакам сравниваются предметы (явления);

3) сравнение должно завершаться выводами;

4) начинать сравнивать следует с противопоставления контра­стных признаков.

Материал для сравнения дают наблюдения, но можно опираться на картинки, прочитанный текст, жизненный опыт детей. Сравни­вать можно два, три, четыре и более объекта, но начинаются уп­ражнения со сравнения двух предметов или явлений.

Одна из важнейших задач умственного развития учащихся — это формирование понятий, основных единиц логического мыш­ления. В понятии отражаются общие, существенные, отличительные признаки предмета или явления. Поэтому работа над понятием всегда содержит обобщение: обобщаются признаки, выявленные в ходе наблюдений, сравнений.

Определение понятий приучает школьников к точной, стро­гой передаче своих мыслей. Понятия выражаются в словах или их сочетаниях. Но связная речь с точки зрения логических операций складывается из суждений и умозаключений, которые оформля­ются в предложения и их группы.

Понятия бывают родовые (более общие) и видовые (менее об­щие): дерево и сосна. Школьники упражняются в подведении ви­довых понятий под родовые.

Специальные упражнения в обобщении проводятся в основ­ном в I и II классах:

1) Каким одним словом можно назвать эти предметы?

2) Какой предмет лишний? (Выделение объектов, не обладаю­щих необходимыми признаками.)

3) Дайте связное объяснение своего выбора.

Упражнения в обобщении проводятся и на грамматико-орфографическом материале. Понятие формируется постепенно, в резуль­тате наблюдений, выделения признаков и их обобщения, в процессе группировки, классификации объектов. Обобщение понятий подводит к одной из наиболее сложных мыслительных операций — к определению понятий. Определение понятий идет путем называния существенных признаков объекта и сопоставления их с признаками другого объекта.

Часто допускаются так называемые описательные определения, т.е. такие, в структуре которых родовое понятие отсутствует, а есть лишь видовые признаки. Например: Гроза — это когда дует силь­ный ветер, сверкает молния, гремит гром, идет дождь.

Понятия выражаются в словах или словосочетаниях. Но речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь с точки зрения логики складывается из суждений и умозаключений, которые офор­мляются как предложения.

Суждения связываются между собой, т.е. между ними уста­навливаются временная последовательность и причинно-следственная зависимость. Очень важно, чтобы школьники научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей. Одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каж­дое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, развивало, вносило новые факты и суждения.

Для развития мышления особенно важно овладеть умозаклю­чением.

Умозаключение — это способ опосредованного познания дей­ствительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извле­кается новая мысль: «Сейчас хлынет дождь» (она и является умо­заключением). В умозаключении всегда можно обнаружить причину («Надвигается туча») и следствие («Хлынет дождь»).

Систематическая тренировка в связывании суждений, в сло­весном выражении причинно-следственной зависимости повышает культуру речи учащихся, делает их речь строже, доказательнее, последовательнее, т.е. логичнее. Этому помогут такие упражнения:

1) устное или письменное описание наблюдений за изменени­ями в природе;

2) составление планов текстов;

3) установление последовательности в серии сюжетных картинок;

4) постоянное обращение к детям с вопросами: «Почему? Как? Покажите».

Все перечисленные приемы активизации мыслительной деятель­ности учащихся лишь в том случае окажут развивающее воздействие на них, если учитель систематически на всех уроках будет уделять внимание упражнениям в наблюдении, сравнении, обобщении и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: