Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. По мнению Л. Выготского, внешняя речь — это процесс превращения мысли в слова, ее материализация. Психологической основой речи служит мысль, поэтому и условием речевого развития является обогащение мысли. Лишь на основе сформированности системы понятий и развитости умственных действий возможно успешное становление речи.
Однако и понятийное мышление не может успешно развиваться без языкового материала, без речевого оформления и выражения. В отвлеченном мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям. Понятия же обозначаются словами (или словосочетаниями), следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения оболочку.
Точное понимание смысла слова, обозначающего понятие, умение быстро, в доли секунды выбрать нужное слово, соединить его не только по смыслу, но и грамматически с другими словами, позволяет человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить, осуществлять понятийное (речевое) мышление.
Наблюдается обратное воздействие речи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли. Овладение языком — запасом слов и грамматической системой, позволяющей выстраивать эти слова в предложения и тексты, — создает предпосылки для совершенствования мысли, для развития мышления.
Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Помимо логического, понятийного (речевого) мышления существует также наглядно-образное и конкретно-действенное мышление. Последние два вида чаще всего обходятся без речи. Но все виды мышления обычно совмещаются.
С другой стороны, разнообразие форм языка, их вариативность, синонимия позволяют одну и ту же мысль выразить различными словами и структурами.
Речь служит основным средством изучения мышления; уровень развития речи является важнейшим критерием мыслительного развития.
Речь неотрывна от мышления, развивается на основе мышления, поскольку с ее помощью оформляется, реализуется мысль.
Разрабатывая речевые упражнения, ориентируются на определенные умственные операции: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, выделение признаков, обобщение, конкретизацию и т.д.
Лучшим материалом для выработки логических умений являются природа, деятельность людей, учебный материал и т.п. Для развития же речи очень полезен вопрос учителя, требующий доказательств и раскрытия причинно-следственных отношений: «Почему?».
Важнейший источник речевых упражнений — сама жизнь, все то, что окружает детей. В связи с этим особенно ценно организованное наблюдение. Материал, собранный в наблюдениях, используется для словарных упражнений и для составления предложений, рассказов, сочинений. Соединение материала наблюдений и материала, почерпнутого из книг, служит средством развития мышления и речи.
Наблюдение часто предполагает выделение существенных и несущественных признаков. В тренировочных целях учащимся предлагается указывать признаки предметов, связанные с размером, цветом, формой, весом, способом передвижения или использования и пр.
Приведем примеры упражнений, направленных на выделение признаков.
1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе арбуза?
2. Укажите признаки солнца, луны, звезды, лампы. Укажите их общий признак.
3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, теплый, пушистый; высокий, стройный, красивый.
4.О ком (или о чем) можно сказать: высокий — низкий, белый — черный, едят — пьют?
5. Назовите общие признаки: вороны и скворца; весны и осени; стола и стула.
6. Укажите несколько признаков какого-либо предмета. Какой из них самый главный?
К.Д. Ушинский писал, что все в мире человек узнает не иначе, как через сравнение. Сравнивать — это значит устанавливать сходство и различия между предметами и явлениями. Сравнение возможно лишь при условии, что школьники уже умеют выделять признаки предметов и отличают существенные признаки от несущественных, так как сравнивать можно лишь по существенным признакам.
При составлении заданий на сравнение нужно учитывать следующие требования:
1) сравнивают только такие предметы и явления, между которыми есть что-то общее;
2) сравнение должно быть целенаправленно, т.е. указывается, по каким признакам сравниваются предметы (явления);
3) сравнение должно завершаться выводами;
4) начинать сравнивать следует с противопоставления контрастных признаков.
Материал для сравнения дают наблюдения, но можно опираться на картинки, прочитанный текст, жизненный опыт детей. Сравнивать можно два, три, четыре и более объекта, но начинаются упражнения со сравнения двух предметов или явлений.
Одна из важнейших задач умственного развития учащихся — это формирование понятий, основных единиц логического мышления. В понятии отражаются общие, существенные, отличительные признаки предмета или явления. Поэтому работа над понятием всегда содержит обобщение: обобщаются признаки, выявленные в ходе наблюдений, сравнений.
Определение понятий приучает школьников к точной, строгой передаче своих мыслей. Понятия выражаются в словах или их сочетаниях. Но связная речь с точки зрения логических операций складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются в предложения и их группы.
Понятия бывают родовые (более общие) и видовые (менее общие): дерево и сосна. Школьники упражняются в подведении видовых понятий под родовые.
Специальные упражнения в обобщении проводятся в основном в I и II классах:
1) Каким одним словом можно назвать эти предметы?
2) Какой предмет лишний? (Выделение объектов, не обладающих необходимыми признаками.)
3) Дайте связное объяснение своего выбора.
Упражнения в обобщении проводятся и на грамматико-орфографическом материале. Понятие формируется постепенно, в результате наблюдений, выделения признаков и их обобщения, в процессе группировки, классификации объектов. Обобщение понятий подводит к одной из наиболее сложных мыслительных операций — к определению понятий. Определение понятий идет путем называния существенных признаков объекта и сопоставления их с признаками другого объекта.
Часто допускаются так называемые описательные определения, т.е. такие, в структуре которых родовое понятие отсутствует, а есть лишь видовые признаки. Например: Гроза — это когда дует сильный ветер, сверкает молния, гремит гром, идет дождь.
Понятия выражаются в словах или словосочетаниях. Но речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь с точки зрения логики складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются как предложения.
Суждения связываются между собой, т.е. между ними устанавливаются временная последовательность и причинно-следственная зависимость. Очень важно, чтобы школьники научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей. Одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, развивало, вносило новые факты и суждения.
Для развития мышления особенно важно овладеть умозаключением.
Умозаключение — это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается новая мысль: «Сейчас хлынет дождь» (она и является умозаключением). В умозаключении всегда можно обнаружить причину («Надвигается туча») и следствие («Хлынет дождь»).
Систематическая тренировка в связывании суждений, в словесном выражении причинно-следственной зависимости повышает культуру речи учащихся, делает их речь строже, доказательнее, последовательнее, т.е. логичнее. Этому помогут такие упражнения:
1) устное или письменное описание наблюдений за изменениями в природе;
2) составление планов текстов;
3) установление последовательности в серии сюжетных картинок;
4) постоянное обращение к детям с вопросами: «Почему? Как? Покажите».
Все перечисленные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся лишь в том случае окажут развивающее воздействие на них, если учитель систематически на всех уроках будет уделять внимание упражнениям в наблюдении, сравнении, обобщении и т.д.